Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»24 / 2013

Социально-экономические аспекты взаимодействия участников в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Павленков Михаил Николаевич, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Дзержинский филиал, Россия

Кемайкин Николай Константинович, аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Дзержинский филиал, Россия

Social and economic aspects of interaction between the parties in housing and public utilities sector - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 47

Аннотация:
В статье рассмотрена сущность кризиса жилищно-коммунального хозяйства, описано влияние кризисных явлений на социум. Авторы сформулировали принципы взаимодействия участников рынка жилищно-коммунального хозяйства и предложили методы преодоления кризиса в отрасли.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Павленков М.Н., Кемайкин Н.К. Социально-экономические аспекты взаимодействия участников в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – С. 198-204.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Кризис системы жилищно-коммунального хозяйства является одной из главных проблем современной России – это сложное многогранное явление, которое можно рассматривать исходя из нескольких аспектов: экономического, социального, политического, технического, мировоззренческого.

Кризис системы жилищно-коммунального хозяйства

Рассматривая кризис с разных точек зрения, можно описать сущность происходящих кризисных явлений:

1) Экономический аспект. В рамках данного аспекта кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве выражается в первую очередь в нарушении сбалансированности цены. Равновесие цены на рынке ЖКХ нарушено. Если рассматривать рынок коммунальных услуг, то равновесие смещено в пользу производителя, а если оценивать рынок жилищных услуг, то равновесие смещено в пользу потребителя. Происходит монополизация рынка коммунальных услуг и банкротство, либо частая смена операторов на рынке жилищных услуг. В итоге данного дисбаланса потребитель не может получать услугу адекватного качества. 

2) Социальный аспект. Сегодня в России отрасль ЖКХ регулирует порядка трехсот нормативно-правовых актов. Это одна из самых «зарегулированных» отраслей страны, но, несмотря на это кризис в системе жилищно-коммунального хозяйства продолжает развиваться. К сожалению, многие разработчики законодательных актов подвержены сильному влиянию лобби со стороны монополий. Таким образом, многие законодательные акты не защищают интересы граждан, что приводит к росту социального расслоения общества.

3) Политический аспект. Представители власти, преследуя свои корыстные интересы, не пытаются системно решить проблемы ЖКХ, а наоборот используют данные проблемы в качестве средств политических манипуляций для достижения нужных результатов на выборах. Представители власти подменяют решение проблем критикой отрасли, т.к. в этом случае не нужно брать на себя ответственность и входить в конфликт с монополиями.

4) Технический аспект. Долгие годы отрасль ЖКХ испытывала недофинансирование, вследствие чего коммунальная инфраструктура пришла в упадок, степень износа основных фондов стала превышать все допустимые значения. Сегодня количество и продолжительность технологических отказов превышает нормативный уровень. Новые технологии внедряются в отрасли крайне слабо.

5) Мировоззренческий аспект. Основой кризиса является и то, что у потребителя услуг, который одновременно является собственником жилья, не сформировалось чувство собственности и ответственности. У потребителя доминирует иждивенческий подход, который выражается в бездействие и постоянной апелляции к власти за решением вопросов.

Общество – это сложная социальная система, основным элементом которой являются люди, а также включает в себя такие подсистемы как государство и бизнес. Процессы взаимодействия внутри отраслей народного хозяйства оказывают влияние на социум. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес также является подсистемой общества, которая осуществляет производство разнообразных услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов. 

Влияние кризиса в ЖКХ на социум

Кризисные явления в сфере жилищно-коммунального хозяйства оказывают следующее влияние на социум:

1) Влияние на политические процессы. Поскольку сегодня состояние отрасли нестабильно, то многие политики и политические партии используют данное положение дел как некий «политический инструмент» [1]. Манипуляции информацией о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства влияют на итоги избирательных кампании и могут приводить к смене власти на разных уровнях.

2) Влияние на социальное самочувствие. В условиях, когда обозначенные ранее, интересы потребителей не удовлетворяются, социальное самочувствие граждан ухудшается [2]. В 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел инициативный всероссийский опрос о том, какие проблемы сегодня больше всего тревожат россиян. Было опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. В рейтинге проблем страны лидирует низкий уровень жизни (53%) и ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищно-коммунальных услуг (51%). Следует отметить, что данная проблема на протяжении всего 2011 г. входила в тройку наиболее важных и острых проблем для россиян.

3) Влияние на развитие права. В связи с тем, что не все принципы взаимодействия реализуются полностью, государство активно изменяет законодательство регулирующее предоставление жилищно-коммунальных услуг. Подтверждением этого является обзор вносимых изменений в основной нормативный акт – Жилищный Кодекс Российской Федерации. Кодекс вступил в действие с 01 марта 2005 г., с этого момента на сегодняшний день внесено около 30 поправок [3]. Это говорит о том, что взаимодействие внутри отрасли существенно влияет на развитие права в обществе.

4) Влияние на другие отрасли народного хозяйства. Данное влияние происходит двумя способами. Первое это непосредственно влияние через качество продукции вырабатываемой отраслью жилищно-коммунального хозяйства для других отраслей народного хозяйства. Здесь речь идет о так называемом рынке B2B. Участниками данного рынка являются юридические лица, которые продают товар или услугу не для конечного потребителя, а для других юридических лиц. Второй способ влияния на другие отрасли народного хозяйства осуществляется через трудовые ресурсы данных отраслей. Мотивация и производительность персонала зависит от социального самочувствия общества. Взаимодействие внутри отрасли жилищно-коммунального хозяйства оказывает влияние на социальное самочувствие.

Cегодняшняя работа отрасли жилищно-коммунального хозяйства вызывает недовольство у общества. Доказательством этого является большое количество жалоб граждан на услуги, динамично изменяющееся законодательство, регулирующее жилищно-коммунальное хозяйство.

Кризис проявляется также и в нарушении принципов взаимодействия участников жилищно-коммунального хозяйства. Понимая интересы каждого субъекта и сегодняшнее состояние объекта исследования, можно сформулировать, что взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:

1) Сбалансированность или конгруэнтность интересов всех участников процесса потребления и производства услуг. При этом следует исходить из позиции, что главенствующую роль играет общество как сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с множеством их связей, отношений и взаимодействий. Важной подсистемой общества является государство как его способ организации, как управляющая подсистема общества [4]. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес же является ячейкой, подсистемой общества, которая осуществляет производство разнообразных услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов. Баланс интересов основывается на признании главенствующей роли общества и, следовательно, приоритета общественных целей, т.е. общества в целом.

2) Непрерывность взаимодействия. В случае приостановления взаимодействия всех трех субъектов система выходит из равновесия и происходит смещение баланса интересов в ту или иную сторону, что приводит к нарушениям в обществе. Исключение из процесса взаимодействия одного из субъектов приведет к отрицательным последствиям развития общества.

3) Интерактивность взаимодействия. Данный принцип обусловлен необходимостью обеспечения устойчивой связи между бизнес-единицами, потребителями и государством при всех формах и методах их взаимодействия. Только непрерывный обмен информацией всех субъектов исследования может обеспечить эффективность взаимодействия [5].

4) Принцип открытости. Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс производства услуг, затрагивающий интересы каждого человека и оказывает влияние на уровень жизни каждой семьи, то уровень ответственности каждого субъекта взаимоотношений предельно высок. Стоимость услуг и их качество являются одними из ключевых показателей процесса производства и потребления услуг. Только при максимальной открытости бизнеса, потребителя и государства возможна эффективная система контроля исполнения взаимных обязательств.

К сожалению, в настоящий момент не полностью реализуются принцип сбалансированности интересов и принцип открытости. Это приводит к тому, что, отрасль жилищно-коммунального хозяйства находится в неустойчивом состоянии. Подтверждением этому является массовое недовольство граждан услугами, динамично изменяющееся законодательство в данной отрасли.

Методы преодоления кризиса в ЖКХ

Преодоление кризиса жилищно-коммунального хозяйства возможно путем реализации эффективной модели взаимодействия субъектов внутри отрасли жилищно-коммунального хозяйства, которая может быть построена исходя из описанных выше принципов взаимодействия.

Реализация принципов сбалансированности интересов, непрерывности, интерактивности и открытости позволит сформировать эффективное взаимодействие между потребителями, бизнесом и государством в процессе производства и потребления жилищно-коммунальных услуг. 

Исходя из аспектов сущности кризиса и принципов взаимодействия в отрасли, можно предложить следующие методы преодоления кризиса:

1) Разработка четких, выполнимых и понимаемых стандартов оказания услуги. Это один из важнейших элементов модели, т.к. в нем реализуются все четыре принципа (сбалансированность интересов, непрерывность, интерактивность и открытость).

2) Установление сбалансированной цены. В данном элементе реализуется принцип сбалансированности и открытости.

3) Создание адекватной системы контроля и наказания. Не стоит все проблемы взаимодействия внутри отрасли решать только усилением системы контроля, т.к. любая дополнительная система контроля приводит к дополнительным издержкам в отрасли. Речь идет о создании умеренной и адекватной системы контроля.

4) Воспитание чувства собственности по отношению к жилью. Позволит повысить активность и сознательность граждан в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.

Вывод

Взаимодействие субъектов осуществляется непрерывно и, в случае выхода системы из равновесия, элементы, построенные на основе принципов взаимодействия, прорабатываются дополнительно до тех пор, пока общество не даст положительную оценку работы отрасли жилищно-коммунального хозяйства.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Глухова А.В. Политические процессы: учебное пособие. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2009. – 280 с.
2. Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – с. 45–50.
3. Шешко Г.Ф. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2011.
4. Гобозов И.А. Общество и государство: их взаимодействие // Философия и общество. – 2011. – № 2 (62).
5. Шмелева Ю.А. Принципы взаимодействия предприятия с потребителями на этапе разработки нового товара // Проблемы современной экономики. – 2011. – 3 (39).