Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»24 / 2013

Логистика интеллектуально-креативной деятельности при организации выполнения бизнес-проектов

Мельников Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Logistics of intellectual and creative activity in realization of business projects - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 71

Аннотация:
Показана объединяющая роль интеллектуально-креативных ресурсов всех специалистов, принимающих участие в реализации бизнес-проектов на протяжении развития исследований систем управления. Представлены требования к разработке новой системы управления, использующей корпоративную творческую энергию всех участников бизнес-процессов как экономического инструмента формирования современных рыночных отношений, учитывая синтез всех возможных технологических и логистических путей достижения поставленной цели.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мельников О.Н. Логистика интеллектуально-креативной деятельности при организации выполнения бизнес-проектов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – С. 153-158.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современная логистика через материальные и информационные потоки охватывает все этажи деятельности участников бизнес-процесса и косвенно координирует затраты их творческой энергии, необходимые для удовлетворения нужд потребителей. Образно говоря, концепции различных систем управления, развиваясь, отвоевывали все новые и новые этапы организации рыночных отношений. Начиная с производства, они постоянно расширяли сферу своего рыночного влияния.

Корпоративная творческая энергия потребителей

Автор определяет креативную экономику на основе профессий (рода занятий), Хокинс делит ее на пятнадцать отраслей "креативной индустрии", включающие программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, такие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок [5].

Когда маркетинг как концепция управления поставил во главу угла проблемы сбыта, которые стали управлять программами выпуска продукции, со стороны производителя был сделан крупный шаг навстречу потребителю. Ранее мы доказали, что это стало возможным благодаря обмену творческими энергиями производителя товара/услуги и потребителей [1].

 «Творчество становится культурой корпорации, его лелеют, поощряют и за него вознаграждают на всех уровнях, особенно там, где ведется научный поиск, на сборочной линии и в приемной – везде, где бизнес вступает в контакт с клиентом», – подчеркнули в своей работе М. Рубинштейн и А. Фирстенберг [4]. По существу, проводящиеся в настоящее время маркетинговые исследования отражают уровень творческой энергетики изучаемой группы потребителей и тем самым предоставляют производителям информацию о необходимом повышении потенциала их творческой энергии.

Так, например, исследуя реакцию потенциальных покупателей на выход в продажу того или иного товара (через использование, например, такого средства исследований, как фокус-группы, т.е. проведения групповых дискуссий), выявляется их отношение к предлагаемому продукту, его названию, упаковке, рекламе и т.п. Прямое маркетинговое исследование, по существу, выявляет уровень корпоративной творческой энергии потребителей.

Зададимся вопросом: «что такое выявление отношения потенциального потребителя к предлагаемому продукту?». Участники фокус-группы сравнивают новый продукт, а точнее его новое качество, со старым, которое было им известно, причем это делается за вполне определенный промежуток времени. Трудно представить, когда время на такое сравнение дается бесконечно большим, т.к. в этом случае оценка нового качества станет неадекватной оценке, которую будет давать реальный покупатель.

То есть такие исследования преследуют своей целью определить уровень творческой энергии потенциального покупателя, который в будущем должен принимать решение о приобретении товара, соответствующего его творческой энергии, за вполне реальный промежуток времени. Недаром в фокус-группы никогда не привлекаются специалисты, работающие в сфере рекламы, маркетинга, паблик рилейшнз, а также в сфере производства и распространения исследуемого продукта.

Динамика развития систем управления

Исследование динамики развития систем управления рыночными отношениями за последние сто с небольшим лет показали, что с развитием производства, которое все более и более расширяло области удовлетворения материальных потребностей покупателей, менялся характер используемых систем управления.

Если в начале века, когда превалировал рынок продавца, центр тяжести систем управления был в производственной сфере, то к 60-м гг., вследствие бурного развития научно-технического и информационного прогресса, он стал смещаться в сферу сбыта продукции. Но рынок продавца все еще был силен, поэтому разрабатывались многочисленные приемы продвижения товара на рынок. Появились различные средства маркетинга. Главным стала задача сбыта готовой продукции.

Когда в 70-х гг. наметились тенденции увеличения гибкости серийного производства товаров (появились станки с числовым программным управлением, автоматизированные склады, начала быстрыми темпами развиваться вычислительная техника, автоматизированные информационно-поисковые системы, автоматизированные системы управления производством и технологическими процессами и т.д.), появились возможности организовать системный подход к решению управленческих задач, объектами управления которых стали производственные процессы различных видов деятельности.

Главной целью внедрения данной концепции управления были не просто максимизация учета производственных факторов и оптимизация путей достижения поставленных целей на каждом из участков, а смещение затрат из материального сектора экономики в интеллектуальный. Этому же служили и усовершенствованные принципы управления: ППБ, программно-целевое планирование.

Однако с дальнейшим развитием научно-технического прогресса (когда в конце 70-х–начале 80-х гг. стали еще более интенсивно развиваться средства вычислительной техники, связи и информатики, которые затем сформировали новую область знаний – информационные технологии, наряду с которыми активно развивались транспортные средства доставки материальных ресурсов на предприятия, автоматизировались складские операции и т.д.) современная логистика получила свое интеллектуально-инструментальное обеспечение.

Переход к логистической системе управления

Главной целевой задачей стала оптимизация материальных и информационных потоков, обеспечивающих конкурентоспособность и большую стабильность производства. При этом сохранялись все преимущества разработанных ранее концепций управления, но совершенствовалось управление отдельными функциями и звеньями организационных структур (максимально внедрялось программное и техническое обеспечение, расширялось использование достижений методологии маркетинга, сохранялся принцип системного подхода к определению стратегических целей и решению ключевых проблем).

Но все же центральным объектом логистики считается организация и контроль над движением информационных и материальных потоков необходимых производству знаний, сырья, полуфабрикатов, энергии, кадров, а также производимой продукции до момента ее использования.

Комитет по вопросам логистики США еще в 1987 г. опубликовал выводы из десяти пунктов по развитию логистики как концепции управления. Среди них есть пункт, который гласит: «не умаляй значения человеческого фактора как важнейшего резерва фирмы». Но это свелось лишь к тому, что для эффективного использования логистики нужно только новое поколение управляющих. Комитет рекомендует создавать долгосрочные стратегические союзы с теми компаниями, которые поставляют сырье, перевозят, хранят или потребляют продукцию фирмы. И в заключении он призывает стремиться к количественной оценке успеха нововведений. В этом Комитет вплотную подошел к понятию использования творческой энергии исполнителей бизнес-процесса в качестве новой концепции управления рыночными отношениями.

Становится совершенно очевидным то, что эффективность управления будет тем выше, чем полнее будет использоваться корпоративная творческая энергия участников бизнес-процесса на всех этапах работ: от экологически оправданных объемов добычи полезных ископаемых до организации потребления, эксплуатации и утилизации изделий предметного мира.

Требования к разработке новой парадигмы управления

Можно сформулировать следующие требования к разработке новой перспективной системы управления, использующей корпоративную творческую энергию всех участников бизнес-процессов как экономического инструмента формирования современных рыночных отношений:

1) прежде чем начинать реализацию нового бизнес-проекта необходимо разработать технологический процесс возможных путей достижения поставленной цели, который должен включать в себя описание работ по всем видам деятельности, обеспечивающих его выполнение с указанием всех возможных фирм-контрагентов;

2) провести исследования на предмет выявления получения необходимого «среднего» уровня «новизны» на каждом этапе реализации бизнес-проекта;

3) рассчитать оптимально необходимое с позиций бизнес-проекта технологическое время для выполнения каждой из работ на всех возможных путях достижения поставленной цели;

4) определить уровень корпоративной творческой энергии у каждой из фирм-контрагентов с учетом их кадрового, управленческого и технического обеспечения;

5) провести синтез всех возможных технологических и логистических путей достижения поставленной цели с конкретизацией творческих потенциалов каждой фирмы-исполнителя работ в конкретном виде деятельности;

6) определить возможное влияние внешних и внутренних рыночных факторов (развитие конкуренции, колебания цен, валютного рынка и т.д.) на корпоративную творческую энергию фирм-контрагентов рассматриваемого бизнес-проекта;

7) определить предмет оптимизации данного бизнес-проекта (время достижения поставленной цели, уровня качественных и (или) количественных изменений выпускаемого продукта и т.п.);

8) разработать план действий фирмы с целью максимального управления корпоративной творческой энергией фирм-контрагентов, что станет предметом переговоров и заключаемых договоров;

9) с помощью экономико-математической модели выбрать оптимальный путь достижения требуемых экономических показателей с учетом наследования творческой энергии всех участников бизнес-процесса;

10) с помощью экономико-математической модели выбрать оптимальный путь управления данным бизнес-процессом с учетом корпоративной творческой энергии его исполнителей на всех этапах работ различных видов деятельности с учетом изменений внутренних и внешних рыночных факторов.

Вывод

Постоянное использование системы управления корпоративной творческой энергией в современных рыночных отношениях даст возможность каждой фирме создать банк данных потенциалов творческой энергии как сотрудников фирмы, так и традиционных партнеров. Это обеспечит фирме высокую конкурентоспособность и оперативность в принятии логистических решений по всей технологической цепочке выполнения практически любого бизнес-проекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.: ил.
2. Мельников О.Н. Стратегия управления интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких предприятий // Экономические отношения. – 2011. – № 2 – С. 18–34. – http://eco.enjournal.net/article/79/.
3. Мельников О.Н. Технологические подходы к управлению созидательными действиями в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2013. – № 22 (244). – c. 28–35. – http://www.creativeconomy.ru/articles/30471/.
4. Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XVI, 192 с.
5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. – 427 с.