Концептуальные основы совершенствования институциональной среды взаимодействия субъектов рынка электрической энергии

Матвеева Л.Г., Рожков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (243), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Матвеева Л.Г., Рожков В.А. Концептуальные основы совершенствования институциональной среды взаимодействия субъектов рынка электрической энергии // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 21. – С. 124-134.

Аннотация:
В статье обосновывается принципиальная важность совершенствования институциональной среды взаимодействия участников электроэнергетического рынка России в направлении ее скорейшей адаптации к новым правилам его функционирования.

Ключевые слова: электроэнергетический рынок, институциональная среда, институты, нормы, участники рынка электроэнергии, правила



Одним из главных последствий прошедших в энергетическом секторе России реформ является видоизмененная архитектура рынка электрической энергии, определяемая появлением новых участников, а также выполняемых ими функций в процессе производства и реализации продукции отрасли. Учитывая то, что электроэнергетика представляет собой базовую инфраструктурную отрасль экономики, практическая значимость решения вопросов обеспечения эффективного взаимодействия субъектов электроэнергетического рынка напрямую связана с состоянием промышленности страны и успешностью формирования конкурентоспособной отечественной экономики в целом.

Применение методологического подхода, предусматривающего структурно-функциональный (по сферам и содержанию возникающих отношений) и иерархический (по уровням экономических систем в отрасли) направления исследования, позволяет не только осуществить комплексное и системное рассмотрение взаимодействий субъектов электроэнергетического рынка, но и определить направления совершенствования институциональной среды с целью разработки эффективных механизмов их регулирования.

Модель структурно-функциональных взаимодействий субъектов электроэнергетического рынка

Тестируемое практикой последних лет подавление конкуренции в сбытовой сфере в большей степени обусловлено именно неразвитостью институциональных механизмов функционирования сбытовых компаний. В настоящее время коммерческие сбытовые компании и гарантирующие поставщики действуют в условиях разных нормативных, регуляторных и системных ограничений, что не позволяет говорить о наличии цивилизованного оптового рынка электроэнергии и мощности. В частности, можно выделить следующие причины, сдерживающие конкурентные отношения в сетях и ограничивающие возможности коммерческих сетевых компаний:

- наличие преференций по формированию системы учета потребляемой энергии у гарантирующего поставщика, позволяющих снижать величину отклонений объемов потребления в результате сложения графиков всех потребителей (эффект сглаживания), что ведет к «скрытому перекрестному субсидированию» межу потребителями разных типов [1];

- наличие ограничения у гарантирующего поставщика: продавать электроэнергию всем потребителям по единой формуле, утвержденной Правительством РФ, а не по свободным ценам;

- низкая доля сбытовой надбавки в объеме стоимости электроэнергии (около 3%), в пределах которой затруднительно маневрировать на конкурентном рынке.

Учитывая, что в существующем нормативно-правовом поле решение данных проблем не представляется возможным, одной из первоочередных задач является совершенствование законодательной базы, формирующей институциональные условия функционирования оптового и розничного рынка электроэнергии.

Большинство проблем взаимодействия энергосбытовых компаний с исполнителями коммунальных услуг, как отмечает зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москва Д.Н. Тетушкин [1], связано с особенностями, предусмотренными жилищным законодательством, в соответствии с которым «собственники помещений многоквартирных домов несут бремя содержания общего имущества, включая освещение мест общего пользования и потери в сетях..» [2].

Заключение прямых договоров энергосбытовых компаний с собственниками помещений многоквартирных домов, предполагающее учет потребления электрической энергии по индивидуальным счетчикам, приводит к проблемам возмещения общедомовых расходов электроэнергии. Данная проблема решается посредством появления на розничном рынке электроэнергии такого субъекта как исполнитель коммунальных услуг. Однако в силу ряда ресурсных ограничений (трудовых, программно-информационных, материально-технических) большинство управляющих компаний в настоящее время не обеспечивает должного осуществления функций исполнителей коммунальных услуг в сфере снабжения потребителей электрической энергией. В результате в ряде регионов продолжают заключаться прямые договоры энергоснабжения, несмотря на то, что это не в полной мере соответствует указанным выше Правилам оказания коммунальных услуг.

Некоторые экономисты считают, что одной из причин такой ситуации является «нежелание ресурсоснабжающей организации (РСО) иметь лишнего посредника между нею и населением, так как в этом случае РСО полностью теряет контроль над собираемостью платежей» [2].

В определенной степени можно согласиться с данным мнением, поскольку рассматривая роль управляющих компаний в сфере оказания услуг электроснабжения через призму выполняемых ими функций, можно отметить, что в случае наличия задолженности по оплате электроэнергии собственником жилья управляющая компания не имеет реальных эффективных механизмов воздействия на неплательщиков. В настоящее время отсутствует нормативная база, позволяющая четко обозначить позицию управляющих организаций на электроэнергетическом рынке, поскольку в соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ, не предполагается участие управляющей компании в качестве посредника между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.

В силу отмеченной неопределенности правового статуса исполнителей коммунальных услуг и в договорных отношениях в сфере ЖКХ возникает неопределенность, и в сфере финансовых расчетов РСО с населением. Разрешение данной проблемы большинство исследователей видит в институционализации отношений по поставке коммунальных ресурсов между управляющей компанией и РСО в форме заключения договора энергоснабжения [3-7].

Полностью соглашаясь с данным мнением, подчеркнем, что одним из первоочередных направлений дальнейшего развития розничного рынка электроэнергии (особенно в свете необходимости их синхронизации с реформами в сфере ЖКХ) в направлении использования инновационных технологий взаимодействия его участников является четкое нормативное закрепление прав, обязанностей и сферы ответственности ресурсоснабжающих организаций, исполнителей коммунальных услуг и потребителей, поскольку, как отмечено в работе [8], «в постиндустриальном обществе институциональная среда образует концептуальный базис для инновационного пространства экономических субъектов».

Модель структурно-функциональных взаимодействий субъектов современного энергетического рынка России представлена на рис. 1.

7

Рис. Схема структурно-функциональных взаимодействий субъектов электроэнергетического рынка

Институциональный ландшафт взаимодействия субъектов электроэнергетического рынка

Проведенный анализ субъектного состава электроэнергетического рынка России показал наличие множества «разновесных» участников взаимодействий, различные аспекты которых (правовые, экономические, политические, технологические и прочие) являются предметным полем исследования многих российских и зарубежных ученых. Отметим, что если правовые и технологические аспекты в целом получили достаточно полное раскрытие в ряде нормативно-правовых документов, то вопросы экономических взаимодействий (в частности, определяющих политику ценообразования отрасли в системе координат, оси которой задают уровни иерархии интересов отдельных участников конкурентных рынков) являются спорными и недостаточно исследованными. Также недостаточно изученными остаются вопросы формирования конкурентных взаимодействий на розничном рынке электроэнергии.

В силу этого, важным моментом исследования взаимодействий участников электроэнергетического рынка является рассмотрение институционального ландшафта, на фоне которого они осуществляются. При этом очевидно, что рассмотрение институциональной основы субъектно-функциональных взаимодействий на энергетическом рынке следует проводить с учетом его дифференциации на оптовый и розничный рынок электроэнергии и мощности. Институциональные изменения, сопровождающие процессы реформирования электроэнергетики, предполагают, прежде всего, изменение правил доступа на рынок, очерчивающих масштабы конкурентного рынка, а также изменения правил ценообразования на оптовом и розничных рынках [9].

Общие основы государственной политики в сфере реформирования и развития электроэнергетического рынка закреплены в Федеральном Законе от 26.03.2003№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Федеральном Законе от 23.11.2009№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Современный этап развития энергетической отрасли связан с утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года №1715-р Энергетической стратегией России на период до 2030 года. Главные принципы организации и функционирования оптового и розничного рынка электроэнергии (мощности), включая определение их субъектного состава и задающие условия участия на оптовом рынке, подкреплены Постановлением Правительства РФ № 643 от 24.10.2003 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» и Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

С целью развития конкурентных отношений между энергосбытовыми организациями согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 168 от 26.03.2007 г., все субъекты РФ с 2008 года были переведены на «котловой» метод тарифообразования, предполагающий, что различия в конечном тарифе для потребителя будут заключаться только в величине сбытовой надбавки. Представляется, однако, что сам принцип «котлового ценообразования» ограничивает рыночные механизмы в отрасли и при обеспечении принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче энергии ведет к дискриминации в отношениях сетевых и сбытовых копаний.

Кроме того, барьером в развитии конкурентных отношений в области сбыта электроэнергии можно считать требование указанных выше Правил функционирования розничных рынков электрической энергии по возмещению потребителем убытков гарантирующего поставщика в случае перехода на обслуживание к другой сбытовой организации.

Таким образом, несмотря на создание институциональной платформы для развития конкурентных отношений на розничном рынке электроэнергии, рыночные механизмы конкуренции остаются практически бездействующими. Ситуация усугубляется наличием экономических противоречий между его участниками.

Факт отсутствия реальной конкуренции среди сбытовых компаний в большинстве российских регионов (за исключением Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской и Вологодской области) объясняется отсутствием у потребителей технической возможности выбрать энергосбытовую компанию и практически 100%-ным доминированием на рынке поставки электроэнергии гарантирующего поставщика. Это отражено в Докладе о состоянии конкуренции в РФ, сделанном Федеральной антимонопольной службой.

В связи с этим представляется, что одним их ключевых направлений развития институциональной среды, обеспечивающим повышение эффективности механизмов конкуренции электроэнергетического рынка, должно стать развитие системы прямых договорных отношений на мезоуровне. Отметим, что подобная практика развития системы прямых поставок электроэнергии и мощности от генерирующих компаний на розничный рынок через систему долгосрочных форвардных контрактов с поставкой по фиксированным ценам предусмотрена Программой развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг. [3] [13].

Направления институционализации взаимодействий

Проведенный анализ структурно-функциональных и иерархических взаимодействий субъектов электроэнергетического рынка позволил уточнить и сформулировать ряд проблем, связанных с появлением и институционализацией новых форм и моделей их взаимодействий, обусловленных кардинальным изменением в ходе реформ субъектного состава энергетической отрасли:

  • Отсутствие полноценной конкуренции в сфере производства (генерации) электроэнергии между ОГК и ТГК.
  • Дискриминационные условия доступа на рынок сбыта электроэнергии. Существующая система получения статуса участника оптового рынка заведомо ставит в невыгодные условия независимых участников.
  • Фактическое отсутствие возможности выбора потребителями сбытовой организации, в результате чего гарантирующие поставщики диктуют потребителям условия предоставления электроэнергии.
  • Неопределенность статуса исполнителей коммунальных услуг на электроэнергетическом рынке.
  • Неопределенность статуса государства как участника отношений купли-продажи электроэнергии, приводящее к конфликту интересов как регулятора и как собственника.
  • Отсутствие эффективных механизмов антимонопольного регулирования действий участников электроэнергетического рынка.
  • Обратим внимание также на то, что наиболее остро стоит проблема институционального закрепления многообразия схем, форм и технологий взаимодействий сбытовых организаций, связанных с учетом региональных особенностей функционирования субъектов электроэнергетического рынка. Общие принципы и направления формирования институциональных основ взаимодействия субъектов электроэнергетического рынка представлены в таблице.

    Таблица

    Принципы и направленияформирования институциональных основ взаимодействия субъектов электроэнергетического рынка

    Принципы развития взаимодействий
    Субъекты отношений
    Направления институционализации взаимодействий
    Обеспечение реализации потребителем права выбора поставщика электроэнергетических ресурсов
    Сбытовые компании – потребители
    - развитие информационно-организационной инфраструктуры, позволяющей потребителю выбирать поставщика электроэнергетических услуг
    - повышение уровня «электроэнергетической» грамотности населения по вопросам выбора поставщика электроэнергетических услуг
    Развитие конкурентных отношений между гарантирующими поставщиками и коммерческими сбытовыми организациями
    Сетевые компании - гарантирующие поставщики – коммерческие сбытовые организации – потребители
    - развитие конкурсных механизмов выбора гарантирующего поставщика;
    - законодательное установление предельного уровня цены и сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика
    - установление свободных цен для всех потребителей
    Легализация взаимоотношений сбытовых компаний и исполнителей коммунальных услуг
    Сбытовые компании – исполнители коммунальных услуг – потребители
    - повышение прозрачности деятельности исполнителей коммунальных услуг
    - нормативно-правовое закрепление прав и обязанностей исполнителей коммунальных услуг в сфере обеспечения потребителей электроэнергией
    Ориентация деятельности сбытовых компаний на индивидуальный подход к потребителю
    Сбытовые компании – потребители
    - разработка ценовых «меню», дифференцированных по категориям и группам потребителей, регионам, уровню надежности и пр.

    Учитывая, что возникновение и развитие новых форм и видов взаимодействий создают реальное предметное поле для их институционализации, можно констатировать, что сложившиеся институционально-экономические последствия реформирования энергетической отрасли, а также специфические отраслевые факторы определяют дальнейшие направления, формы и инструменты преобразований в контексте решения задач модернизации и инновационного развития. Общие принципы и направления развития институциональных основ взаимодействия субъектов электроэнергетического рынка представлены в таблице.

    Выводы

    1. Именно регресс в институциональной базе энергетики привел к инновационному дефициту в отрасли и появлению риска консервации монопольных отношений в энергетической сфере. Причем, как свидетельствует практика, динамичное развитие отрасли существенно сдерживает неразвитость институциональных механизмов поддержки развития конкурентных отношений ее субъектов.

    2. Дальнейшее преобразования напрямую сопряжены с институционализацией указанных взаимодействий, что позволит реализовать системный подход, способный сгладить негативные последствия реформирования энергетической отрасли, выразившиеся в утрате существовавшей ранее целостности эффектов синергии.

    [1] Интернет-интервью: «Розничные рынки электрической энергии: порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями» ИА «Гарант» от 12.10.11.

    [2] Жилищный кодекс РФ. Ст. 39.

    [3] Программа развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 г. Утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1615 от 7.12.2010.


    Источники:

    1. Герасимов И.А. Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии // Эффективное антикризисное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-c-m.ru/magazine/67/eau_67_105.htm.
    2. Логинов Д. Договорные отношения в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг // Корпоративный юрист. – 2008. – № 12.
    3. Бороухин А. Еще раз о правовом статусе исполнителей коммунальных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zhane.ru.
    4. Гордеев Д.П. Договор управления многоквартирным домом: квалификация, понятие и содержание // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. – № 2,3.
    5. Малышев Е.А. Инновации в планировании и прогнозировании энергопотребления, на примере государственных учреждений // Креативная экономика. – 2012. – № 11 (71). – c. 90–94. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/25498/
    6. Можерина И.А. Формирование инвестиционной политики энергокомпаний: пути совершенствования // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22 (220). – c. 96–104. — Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/26049
    7. Назаров Р. Споры между управляющими и ресурсоснабжающими организациями // Жилищное право. – 2013. –№ 2.
    8. Палеева С. Проблемы взаимоотношения граждан, исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций и пути их решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proestate.ru.
    9. Правдин И. Проблемы задолженности за жилищно-коммунальные услуги // Судебно-юридическая газета. – 2011. – № 29.
    10. Матвеева Л.Г., Агузаров З.А. Институциональный базис использования кластерных стратегий в модернизации экономики Юга России // Terra economicus. – 2013. – № 4.
    11. Погребняк Е.В. Модели организации конкурентных рынков в электроэнергетике: исходные условия, типология и распространение за рубежом // Научные труды Института комплексных стратегических исследований. – ГУ ВШ. – 2005.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:27:29