Создание государственной системы поддержки и защиты малого бизнеса

Буянов В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Буянов В.П. Создание государственной системы поддержки и защиты малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 9. – С. 23-27.

Аннотация:
В государственной системе регулирования малого предпринимательства отчетливо проявились два аспекта – субъективный и функциональный. Субъективный аспект – это поддержка федеральных органов. Функциональный – система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса по таким направлениям как: а) организационное; б) финансово-кредитное; в) инфраструктурное.

Ключевые слова: поддержка малого бизнеса, государственная поддержка предпринимательства, защита малого бизнеса

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В государственной системе регулирования малого предпринимательства отчетливо проявились два аспекта ‑ субъективный и функциональный. Субъективный аспект – это поддержка федеральных органов. Функциональный – система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса по таким направлениям как: а) организационное; б) финансово-кредитное; в) инфраструктурное.

Анализ формирования государственной системы поддержки и защиты малого предпринимательства свидетельствует о том, что в нашей стране за последние годы резко снизился интерес исполнительных органов власти к проблемам развития малого бизнеса. Так, аббревиатура малого предпринимательства выпадает даже из названия соответствующих структур, которые были признаны оказывать содействие малому бизнесу. С 2001 года Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства стало курировать помимо малого предпринимательства средний и крупный бизнес.

Кроме того, с 2001 г. наряду с Минэкономразвития РФ, проблемами малого предпринимательства занимаются также и Министерство имущественных отношений РФ, и Министерство промышленности, науки и технологий РФ, и вновь недавно созданная Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, и Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Таким образом, получается, что на 12-ом году экономических реформ вопросами малого бизнеса одновременно занимается с десяток, если не больше, федеральных органов власти. Более того, поступивший на рассмотрение Государственной Думы РФ еще в конце 1999 г. законопроект «О свободе предпринимательства» [1] до сих пор пребывает в стадии обсуждения. Основной причиной этого, на наш взгляд, является регламентация в данном документе режима проверок деятельности малых предприятий и закрепление солидарной ответственности чиновников всех уровней, нанесших ущерб деятельности малого бизнеса.

Законодатель так и не предусмотрел введения одноразовой выплаты за получение лицензии. В настоящее время за любую из них начинающему функционировать предприятию следует вносить, как минимум, до 5 тыс. рублей. Но что самое удивительное – через 3 года вновь приходится платить опять эту же сумму. Субъекты малого предпринимательства выражают свою законную озабоченность такими чисто фискальными платежами и нарушением их прав.

На фоне того, что бюджетные средства за последние два-три года практически перестали выделяться на поддержку малого предпринимательства, повышение роли государства, с нашей точки зрения, будет заключаться, в первую очередь, в принятии соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих создание и развитие фондов целевой поддержки малого бизнеса.

В новых нормативно-правовых актах подобного рода целесообразно четко определить следующие принципиально важные параметры:

‑ состав учредителей Фонда;

‑ обязательность наличия лицензии при осуществлении функций финансовой помощи субъектам малого бизнеса;

‑ содержательное наполнение организационно-правовой формы Фонда;

‑ перечень видов деятельности, которыми запрещено заниматься Фонду;

‑ порядок получения дотаций из бюджета – федерального или регионального, а также добровольных взносов, чтобы привнести элементы «прозрачности», которых нет до сих пор;

‑ порядок использования всех полученных Фондом средств на развитие предпринимательства (чтобы избежать соблазна незаконного «присвоения» части финансовых потоков на всех уровнях);

‑ особенности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (включая организацию контроля);

‑ порядок ликвидации Фонда.

С точки зрения развития предпринимательской среды на местах значительный интерес представляет опыт развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области. [2]

Основная задача администрации области заключалась в создании благоприятных условий для развития системы малого бизнеса. В настоящее время в Тамбовской области насчитывается более 4 тысяч малых предприятий, на которых занято 32 тысячи человек. Это составляет четвертую часть всех хозяйствующих субъектов области. Развитию малого бизнеса способствовала реализация специальных мероприятий, предусмотренных областной и местными программами поддержки малого предпринимательства. Так, еще в 1998 г. администрация области разработала, а областная Дума приняла Закон «О зонах экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в Тамбовской области». Именно благодаря этим инициативам область получила реальную возможность превратиться из дотационного региона России в «донорскую» структуру бюджета нашей страны.

Большую роль в реализации Закона сыграл механизм микрокредитования. Такая услуга востребована не только предпринимателями с низким уровнем доходов, но и субъектами малого бизнеса, заинтересованными в оперативном получении кредитных ресурсов. Показательно, что услуги по микрокредитованию в наибольшей степени распространены в районных центрах и муниципальных образованиях. В частности, в Свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16 муниципальных фондов. Причем ставка кредита составляет всего 8-9%, а срок возврата не превышает 3 месяцев. Это позволяет малому предприятию, во всяком случае, на первых порах «залатать дыры». Особенно важно и то, что для получения такого кредита не требуется никакого залога. При этом возврат кредитов в целом составляет 98%.

Большой интерес вызывает опыт регистрации малых предприятий в г. Моршанске по принципу в «одно окно». Любой потенциальный предприниматель подает лишь заявление о желании заняться предпринимательской деятельностью с необходимым в этом случае реквизитом. Работники мэрии в течение недели проводят необходимые согласования с соответствующими структурами. Во время второго визита в мэрию предприниматель получает документ, который позволяет открыть свое дело.

Опыт, накопленный в различных регионах страны, позволяет сделать ряд обобщающих выводов.

1. Реализация Федерального Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в первую очередь, требует формирования стройной и четкой государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Для этого необходимо:

а) разработать и принять пакет законов и других нормативно-правовых актов по поддержке малого бизнеса не только на федеральном, но и на региональном уровнях;

б) организовать гибкую систему налогообложения и финансовой поддержки малого бизнеса. Это позволит малым предприятиям выйти из фазы «старта», затянувшейся на 11-12 лет, и перейти, наконец, в фазу «расширения» и «закрепления», создания конкурентной среды и конкуренции в масштабах российского рынка;

в) разработать нормы правового обеспечения использования малым бизнесом эффективных финансово-кредитных механизмов (обществ взаимного кредитования, взаимного страхования и т.д.), а также инвестиционных экономических инструментов с участием государственных гарантий.

2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно отстает от происходящих событий. Особенно ярко это проявилось после кризиса 17 августа 1998 г. Предприниматель не по своей вине попал тогда в тяжелейшее положение и он должен был получить свой шанс возродиться за счет режима наибольшего благоприятствования.

3. Законодательным, исполнительным и судебным органам власти на всех уровнях следует предусмотреть на будущее, такую нормативно-правовую базу, которая учитывала бы специфические условия функционирования малых предприятий и их взаимоотношения со всеми ветвями власти на всех уровнях, а также с другими хозяйствующими субъектами рыночных отношений. Необходимо сделать акцент на обеспечении защиты малого бизнеса, особенно его собственности и восполнении убытков, которые связаны с отрицательной деятельностью государственных органов власти.

4. Необходимо минимизировать административно-разрешительные и контролирующие функции исполнительных органов власти по отношению к малому бизнесу. Реализация законодательства по всем аспектам деятельности малого предпринимательства должна осуществляться минимальным количеством органов, которые обязаны строить стратегическое и оперативное управление в поддержку малого предпринимателя, используя для этого и кредитно-финансовые возможности государства.

Конкретным инструментом для этого могли бы послужить государственные, частные и общественные консалтинговые фирмы, учебные центры, технопарки и другие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Только так возможно создать функционально целостную систему государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

5. Правовой механизм государственной поддержки малого предпринимательства должен учитывать национальные, региональные и исторические особенности субъектов рыночных отношений, поощряя ремесла, народные промыслы, кооперативы, артельные и семейные формы организации предпринимательской деятельности.

6. Законодательно следует предусмотреть все многообразие возможного в будущем взаимодействия малых предприятий с крупными (путем использования таких экономических форм, как аутсорсинг, трансакции и т.п.)

7. При отсутствии государственных ресурсов для оказания существенной поддержки малому бизнесу необходимо постепенно переходить от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию. Для этого целесообразно развивать институт предпринимательских союзов и объединений.

В целом нормативно-правовой механизм формирования конкурентной среды в России должен, в конечном счете, обеспечить трансформацию субъектов рыночных отношений, развитие которых приведет к формированию национальной системы малого предпринимательства и стабилизации рыночных отношений.

[1] См.: Бизнес для всех, 1999, № 26-27, с. 4.

[2] См.: Бизнес для всех, 2002, № 15, с. 6.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:47