Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»21 / 2013

Понятие эффективного регулирования деятельности финансовых организаций

Линников Александр Cергеевич, канд. юридич. наук, адвокат, член Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Коллегия адвокатов Московской области «ЛИД Консалтинг», г. Москва, Россия

Concept of Effective Regulation of Financial Organization Activities - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 55

Аннотация:
В целях совершенствования действующего законодательства, практики его применения и надзора в статье дано разграничение таких важных понятий, как регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за их деятельностью, а также сформулировано определение эффективного регулирования деятельности кредитных организаций.
Цитировать публикацию:
Линников А.C. Понятие эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 21. – С. 51-58.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На сегодняшний день накоплена весьма обширная отечественная и международная нормативная база в области регулирования деятельности финансовых организаций, а также практика ее применения. Вместе с тем, на законодательном уровне не закреплены понятия регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций. Например, российское федеральное законодательство, по существу, содержит только перечень видов финансовых организаций и самое общее, размытое понятие финансовой организации, которая определяется как «хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги» [9].

Введение

Поскольку основное место в системе финансовых организаций занимают кредитные организации, понятие регулирования, надзора и эффективного регулирования будут рассмотрены именно на их примере.

Понятие банковского надзора зачастую употребляется неразрывно с понятием банковского регулирования, что приводит к их смешению и, в некоторых случаях, отождествлению.

С нашей точки зрения, банковский надзор следует рассматривать как деятельность государства, заключающуюся в обеспечении исполнения императивных норм банковского законодательства. Таким образом, органы банковского надзора выполняют контрольные функции – проверяют соблюдение кредитными организациями установленных для них норм и применяют соответствующие санкции в случае выявления нарушений [3]. Значение банковского надзора состоит в том, что он используется, в первую очередь, как инструмент управления рисками в банковской сфере [1].

Что же касается банковского регулирования, то оно по сути своей является нормотворческим процессом, задача которого – принятие нормативных актов, ограничивающих излишне рискованную банковскую деятельность, основанную на свободной конкуренции [2].

В процессе регулирования принимаются правила, которые кредитные организации должны соблюдать в своей деятельности. Регулирование осуществляется на различных уровнях, начиная с положений, утвержденных высшими законодательными органами, заканчивая нормативными актами органов исполнительной власти и подзаконными актами регулирующих структур. 

Стандарты и принципы регулирования деятельности финансовых организаций

В регулировании деятельности финансовых организаций большую роль играют международные правительственные и неправительственные организации. Именно в результате их деятельности рождаются нормы и стандарты, при включении которых в национальное законодательство происходит формирование и корректировка национальных норм и правил, регулирующих деятельность финансовых организаций.

Как известно, одним из основных международных нормотворческих органов в финансовой сфере является Базельский комитет по банковскому надзору. И хотя Основополагающие принципы и иные документы, разработанные Базельским комитетом, не имеют формальной юридической силы, а деятельность комитета направлена на определение наиболее общих стандартов и рекомендаций в сфере надзора, большинство государств с развитыми финансовыми системами имплементировали Базельские стандарты и рекомендации в собственное национальное законодательство в качестве наиболее эффективных норм, регулирующих деятельность кредитных организаций.

Дж. Волкер в своем исследовании «Международные стандарты и их имплементация» отмечал, что в области международных стандартов регулирования и надзора за деятельностью финансовых рынков Основополагающие (Базельские) принципы играют ведущую роль в банковском секторе [6]. Как справедливо заметил автор, Основополагающие принципы являют собой попытку интегрировать все основные правила в рамках одного документа и обеспечить возможность создания эффективной модели банковского регулирования на национальном уровне.

Однако, на наш взгляд, создать полностью эффективную национальную модель без концепции эффективного регулирования деятельности финансовых организаций на международном уровне не представляется возможным.

Основополагающие принципы Базельского комитета носят весьма общий характер, их целью не является детальное регулирование банковской деятельности. Они устанавливают только минимальные требования, которые могут быть имплементированы практически любым государством. Что же касается более детальных стандартов регулирования деятельности кредитных организаций, то здесь крайне важную роль играет другой документ Базельского комитета – «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы».

Как справедливо отмечает Александр Керн, исследовавший влияние деятельности Базельского комитета на международно-правовое и национальное регулирование, Базельские стандарты, будучи явлением «мягкого права», способствуют появлению ряда международных норм, обеспечивающих единообразие в регулировании банковской деятельности [5] и, на наш взгляд, способствующих усилению финансовой стабильности.

Интегрируя «мягкое право» в нормы собственного национального законодательства, государства способствуют повышению надежности мировой финансовой системы, поскольку единообразие норм регулирования позволяет быстро реагировать и принимать необходимые меры в рамках надзора в отношении любого финансового учреждения, независимо от государства, в котором оно зарегистрировано. При этом задача национальных отраслевых органов власти состоит не только в том, чтобы имплементировать в национальное законодательство Базельские принципы, но и обеспечить действенный надзор в соответствии с принятыми нормами, а также обеспечить международный обмен данными и раскрытие информации для более тесного сотрудничества в сфере надзора за деятельностью кредитных организаций.

Рассмотрев положения документов Базельского комитета по банковскому надзору, мы считаем возможным сделать вывод, что эти положения оказали колоссальное влияние на формирование системы банковского права Евросоюза и нашли непосредственное отражение в нормах права ЕС, регулирующих отношения в сфере надзора за деятельностью кредитных организаций.

Предполагается, что страны, следующие международным стандартам (в т.ч. международным стандартам банковского надзора), усилят свои финансовые системы посредством устойчивого регулирования и надзора, большей прозрачности и более эффективной деятельности рынков, а также уменьшат риск финансового бедствия [7].

Не смешивая разграниченные выше понятия регулирования и надзора, мы предлагаем рассмотреть регулирование и как более широкое понятие. Под регулированием в широком смысле мы понимаем процесс формирования, обсуждения, утверждения и корректировки стратегии государства, результатом которого являются принятие законодательных и подзаконных актов, ограничивающие излишне рискованную деятельность финансовых организаций в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры, а также устанавливающих эффективную систему надзора за соблюдением законодательства.

При этом процесс регулирования должен носить комплексный характер, затрагивать не только отдельно взятые государства, но и способствовать обеспечению финансовой безопасности и повышать уровень ответственности участников международных финансовых рынков в целом. 

Цели регулирования

Целью регулирования является не только контроль за соответствием деятельности финансовых организаций принятым нормам, но и оценка значимости и экономической и социальной эффективности тех или иных видов финансовой деятельности. Таким образом, под эффективным регулированием деятельности финансовых организаций нами понимается регулирование в широком смысле слова, при этом, позволяющие кредитной (финансовой) организации эффективно осуществлять свою деятельность.

В самом широком экономическом смысле эффективность является показателем степени умелого и продуктивного использования потребляемых ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых обществу в долгосрочной перспективе [4]. Повышение эффективности предполагает устранение всех без исключения видов потерь. Общее повышение эффективности является, таким образом, исключительно действенной стратегией обеспечения устойчивого социально-экономического развития любого государства.

Чтобы достичь поставленных целей недостаточно их сформулировать, разработать план действий, обеспечить правовую базу. Необходимо организовать соответствующее исполнение таких планов, постоянный и действенный контроль за их исполнением, а при необходимости – оперативную корректировку планов. Только тогда можно будет говорить о создании системы эффективного регулирования деятельности финансовых организаций. 

Система эффективного регулирования

Под системой эффективного регулирования деятельности финансовых организаций нами понимается комплекс мероприятий, с одной стороны, представляющий в совокупности процесс эффективного использования финансовых ресурсов для развития экономической и социальной сферы экономических субъектов, а с другой – процесс, исключающий (снижающий) объективные и субъективные риски (угрозы) для целесообразного расходования средств. В свою очередь, эффективное регулирование деятельности финансовых организаций – это разработка таких положений, регулирующих деятельность финансовых организаций, которые приводили бы как к непосредственным результатам, так и к ожидаемым позитивным последствиям непосредственных результатов (доступность кредитных ресурсов, увеличение разнообразия банковских продуктов, повышение уровня жизни, удовлетворенность работников кредитных организаций).

В ходе совершенствования системы управления кредитными организациями остро встает вопрос о внедрении такой системы регулирования деятельности финансовых организаций, которая позволит ликвидировать недостатки существующей системы надзора и позволит успешно сформировать единый подход к регулированию деятельности финансовых организаций. Необходимо реализовать действенный процесс регулирования деятельности финансовых организаций – эффективного регулирования, позволяющий экономическим субъектам успешно нивелировать возникающие риски, а значит функционировать в условиях финансовой безопасности.

Как уже отмечалось выше, выработанные подходы к понятиям регулирование, надзор и эффективное регулирование применимы к финансовым организациям в целом. Этому способствуют и последние позитивные изменения в законодательстве Российской Федерации. Концепция «мегарегулятора», которую давно обсуждали эксперты рынка, наконец,получила законодательное закрепление.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [8] полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам передаются Центральному Банку Российской Федерации в части регулирования деятельности участников финансового рынка - страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих ими компаний, специализированных депозитариев, микрофинансовых организаций, кредитных и жилищных накопительных кооперативов, организаторов торговли, актуариев, бюро кредитных историй, рейтинговых агентств. 

Вывод

Посредством данного законодательного установления происходит концентрация полномочий по регулированию и надзору за деятельностью финансовых организаций, что в результате позволит подвергнуть системные риски более тщательному анализу, повысить эффективность регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, уменьшить бюрократическое давление на участников рынка.

Гарантией положительного эффекта законодательных новелл служит: во-первых, конституционно-правовой статус Банка России, его независимость в принятии решений от иных органов государственной власти России и, во-вторых, положение российского Центрального банка в качестве единственного отраслевого регулятора, располагающего достаточными материальными, организационными и кадровыми ресурсами для качественного обеспечения исполнения функций регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Братко А.Г. Банковское право (теория и практика). – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. – М.: Дело, 2004.
3. Линников А.С. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в ЕС. – М.: Статут, 2009.
4. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа: пер. с англ. / под ред. И. Прокопенко, К. Норта. – М.: Дело, 2001.
5. Kern A. The Role of Basel Standarts in International Banking Supervision. University of Cambrige, 2000.
6. Walker G. International Standarts and Standarts Implementation. Financial Markets in Europe: Towards a Single Regulator? Kluwer Law International, 2003.
7. Карпов Л.К. Трансформация международных стандартов в законодательство ЕС о финансовых организациях. Закон и право. – 2011.
8. Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 30 (часть I) ст. 4084.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
10. Пыткин А.Н., Зике Р.В. Банковские риски и новые требования к организации банковского надзора // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14 (236). – c. 65–70. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29186/