Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2003

Анализ бизнес-слоя российских web-компаний

Калистратов Илья , Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
Несмотря на то, что Интернет вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, в нём уже наметилась некая структуризация бизнес-слоя. На волне подъема появилось огромное количество мелких и крупных веб-студий, сетевых агентств, рекламных агентств в Сети и т.д. Некоторые (мелкие, как правило, ООО или вообще без формы собственности), делали краткосрочные деньги на мелких проектах, продавая заказчикам воздух или почти воздух. Другие, стремясь обеспечить стабильное будущее, развивали бизнес постепенно. И те, и другие прошли испытание кризисом, а также обвалом «новой Интернет-экономики». Крупные компании, которые не очень-то заботились о будущем, прошли эволюцию от веб-студии до так называемого «консалтинга в области IT», по сути, по лестнице, ведущей вниз. Выжившие мелкие компании, нашедшие свою нишу на рынке, может быть, даже процветают. Это реализация небольших проектов типа визитных карточек в Сети, локальные Интернет-магазины, другие заказы. Назовём их «кустарями». Вложения же в будущее не оказались напрасными – крупные web-компании создали рынок проектов по web-интеграции: российский рынок web-интеграции в 2001 году описывался суммой около 25 миллионов долларов, причем это именно внедрения без учета «железа» или всякого рода лицензий.
Цитировать публикацию:
Калистратов И. Анализ бизнес-слоя российских web-компаний // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 9. – С. 19-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Несмотря на то, что Интернет вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, в нём уже наметилась некая структуризация бизнес-слоя. На волне подъема появилось огромное количество мелких и крупных веб-студий, сетевых агентств, рекламных агентств в Сети и т.д. Некоторые (мелкие, как правило, ООО или вообще без формы собственности), делали краткосрочные деньги на мелких проектах, продавая заказчикам воздух или почти воздух. Другие, стремясь обеспечить стабильное будущее, развивали бизнес постепенно. И те, и другие прошли испытание кризисом, а также обвалом «новой Интернет-экономики». Крупные компании, которые не очень-то заботились о будущем, прошли эволюцию от веб-студии до так называемого «консалтинга в области IT», по сути, по лестнице, ведущей вниз. Выжившие мелкие компании, нашедшие свою нишу на рынке, может быть, даже процветают. Это реализация небольших проектов типа визитных карточек в Сети, локальные Интернет-магазины, другие заказы. Назовём их «кустарями». Вложения же в будущее не оказались напрасными - крупные web-компании создали рынок проектов по web-интетрации: российский рынок web-интетрации в 2001 году описывался суммой около 25 миллионов долларов, причем это именно внедрения без учета «железа» или всякого рода лицензий.

За недолгое время своего существования термин «web-интеграция» умудрился обрасти вполне обстоятельным набором мифов. Например, специалисты, пришедшие в Интернет-бизнес «от мэйнфреймов», утверждают, что с мэйнфреймов же web-интеграция и началась: как только появились технологии, позволившие связывать большие ЭВМ на уровне хранения, передачи и представления данных, появились и Интернет, и… «web-интеграция». Впрочем, не меньше поклонников другой версии, согласно которой это понятие было введено в оборот компанией IВМ — в тот креативный период, когда каждому посетитешо CeBIT доставалась картонная коробка-чемоданчик для проспектов, разрисованная логотипами «Голубого гиганта» и еще не слишком понятным «e-business». Ну и, наконец, даже сотрудники компаний, объявляющих себя web-интеграторами, признаются: терминология еще не устоялась, определение ‑ новое, а в головах специалистов продолжается эволюция дефиниций.

Фактически web-интеграция призвана объединять данные и приложения, а в итоге ‑ более эффективным и полноценным образом организовать доступ к информации для всех заинтересованных лиц. В практическом смысле можно считать, что web-интеграция представляет собой еще и совокупность действий, усилий, направленных на миграцию компаний-потребителей этих услуг в направлении электронного бизнеса. А это означает разработку и внедрение механизмов, принципов и методов электронного бизнеса. В некоторой степени web-интеграция способна привнести в деятельность организации-заказчика новые стандарты информационного обмена, хранения и использования информации на основе web-технологий, что в результате должно покончить с «островной информатизацией», война которой объявлена теперь чуть ли не всем миром.

Что касается «лоскутной автоматизации», то справедливости ради следует признать: системные интеграторы открыто говорят об этой проблеме годами.

Так, в IBS считают, что анализ развития информационных систем российских компаний свидетельствует: значительное количество предприятий находится на завершающей стадии внедрения систем управления ресурсами, документооборота, а   также разнообразных узкоспециализированных программных решений.

«В развитие автоматизированных систем предприятия вложены значительные средства, — говорит Юрий Самойлов, директор отделения Интернет-решений IBS, — однако лишь небольшое количество российских предприятий ведет автоматизацию своей деятельности на базе четкой стратегии, согласованной со стратегией бизнеса. По вполне известным причинам. Ситуация усугубляется еще и использованием приложений от различных вендоров, функционирующих в различных вычислительных средах».

Иными словами, системные интеграторы и рады бы покончить со всеми этими «дорого, долго, да еще и частями», но заказчик есть заказчик. Через колено его не переломишь. Вот на этом фоне web-интеграторы и выбрасывают свои лозунги, суть которых ‑ в ориентации на универсальные технологии. И чем более универсальной будет платформа web-интеграции, тем более широкое распространение она получит, а значит, тем большее число предприятий будут готовы внедрить подобные решения у себя.

«Всегда есть внешне очень эффективный путь: сосредоточиться на отдельно взятой технологии, освоить ее на все сто и действительно эффективно применять «в ряде случаев». Притом что такое решение, как правило, будет не масштабируемым и не переносимым на другие платформы. Так было с «базами данных» на dBASE (и ей подобных СУБД) и многочисленными «системами автоматизации учета на предприятии». Подобный путь надо считать тупиковым. Однако ясно, что сегодня на рынке циркулирует немало подобных «деловых предложений», причем крайне привлекательных в ценовом отношении.

Ильф и Петров дали исключительно точное определение этого контингента: «кустарь-одиночка с мотором». Их деятельность привела к тому, что установился очень низкий, неоправданно низкий ценовой порог на услуги, связанные с созданием Интернет-решений. Сегодня это очень серьезное препятствие для развития бизнеса в этом сегменте рынка. Та же, по сути, проблема. Неготовность платить столько, сколько реально стоит эффективное решение наблюдается и в корпоративном секторе».

Кстати, в разряд «наколенников» сегодня, похоже, можно записать очень многие «Интернет-компании», которые в условиях прекращения инвестиций начинают паническую переориентацию. А отчасти, это невидимые игроки рынка, в числе которых оказываются, например, ИТ-отделы крупных предприятий. А поскольку тяга к коммерции ‑ вещь непреодолимая, вычислительные центры бывших государственных предприятий (или же и поныне государственных НИИ) активно предлагают на рынке свои решения.

Таким образом, можно обрисовать структуру предполагаемого бизнес-слоя по предоставлению услуг в Сети следующим образом:

‑ «кустари-одиночки», с формой собственности в виде общества ограниченной  ответственности или вообще без юридического лица, обосновавшиеся на своих нишах;

‑ средние компании, которые не смогли (или не пытались) найти своего пути и «застряли посередине», с формой собственности ООО или даже работающие в государственной собственности;

крупные  веб-интеграторы, занимающиеся полномасштабным внедрением проектов для предприятий с акционерной формой собственности, гибким современным менеджментом и со своей стратегией развития, работающие на глобальных рынках или международных рынках.
 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Сайт www.ricn.ru Домашняя страничка РУНЕТа.
2. Сайт www.etops.ru eTopS Consulting.
3. Сайт www.gorod.ru ГОРОД-ИНФО.
4. Сайт www.ageofweb.ru
5. Сайт издания ИНФО-БИЗНЕС (издательский дом «Компьютерра»).