Развитие независимой нефтепереработки в Тюменском регионе

Краснова М.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 19 (241), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Краснова М.И. Развитие независимой нефтепереработки в Тюменском регионе // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 19. – С. 105-115.

Аннотация:
В статье рассмотрены возможные направления развития малого и среднего бизнеса в сфере нефтепродуктообеспечения. Анализ показал, что рынок нефтепродуктов на региональном уровне является монополизированным вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Для развития независимого сегмента данного рынка необходимо вхождение новых предпринимательских структур, прежде всего в оптовом звене, для чего требуется государственная поддержка в форме государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: предпринимательство, государственно-частное партнерство, рынок нефтепродуктов, вертикально-интегрированные нефтяные компании, тюменский регион, инновационное развитие нефтепереработки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Стабильное функционирование нефтегазового комплекса имеет большое значение для развития всех сегментов национальной экономики. Структура рынка нефтепродуктов как в России, так и в Тюменском регионе является олигопольной и характеризуется наличием доминирующих нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка (добыча, переработка, реализация). Наличие существенных конкурентных преимуществ перед неинтегрированными участниками рынка способствует приобретению вертикально-интегрированными нефтяными компаниями значительной рыночной власти, создает высокую потенциальную возможность воздействовать не только на структуру товарных рынков, но и оказывать существенное влияние на состояние конкуренции, ее уровень, интенсивность и перспективы развития, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям.

Состояние нефтепродуктообеспечения в Тюменской области

Нефть, полученная в Тюменской области, направляется в другие города на переработку и возвращается обратно в виде нефтепродуктов, приобретая при этом значительную составляющую транспортных расходов в цене. В среднем, в Тюменскую область (без учета автономных округов) завозится из соседних регионов около 1,8 млн т. светлых нефтепродуктов в год.В таблице 1 представлены данные об использовании нефтепродуктов в регионе за 2011-2012 гг. [1]

Таблица 1

Топливно-энергетические ресурсы Тюменской области (без АО)

в 2011-2012 гг., тыс. т.

Наименование
Нефть
Мазут, топливо печное бытовое
Дизельное топливо
Бензин автомобильный
Прочие нефте-продукты
Год
2011
2012
2011
2012
2011
2012
2011
2012
2011
2012
Производство
6402,6
7500,3
1100,5
1389,6
912,5
946,5
0,9
0,9
522,2
686,5
Ввоз
0
0
125,7
114,2
877,4
889,6
891,8
896,2
0
0
Общее потребление в экономике
4645,2
5088,5
224,8
198,3
1019
1203,3
916,5
950
0
0
Вывоз
1726,6
2388,1
1003,4
1304,1
780,1
742,1
5,3
0,5
518,8
691,6
Изменение запасов
30,8
23,7
-2
1,4
-9,2
-9,3
-29,1
-54,3
3,4
-5,1
По данным таблицы 2 видно, что на юге Тюменской области собственное производство дизельного топлива и бензина не покрывает спрос в регионе.

На основе динамики общего потребления бензина и дизельного топлива в регионе нами составлен прогноз потребления на 2013-2015 гг. по линиям тренда (табл. 2).

Таблица 2

Общее потребление светлых нефтепродуктов на юге Тюменской области

в 2007-2015 гг., тыс. т.

Нефтепро-дукты
Факт
Прогноз
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Бензин
601,9
694,4
792,2
891,2
916,5
950
1019
1089
1128
Дизельное топливо
862,6
1068,9
991,2
913,4
1019
1203,3
1400
1600
1800
В настоящее время в Тюменскую область осуществляется ввоз светлых нефтепродуктов из других регионов в объеме около 1,8 млн т., в частности, с Омского НПЗ (550 км от Тюмени, Группа «Газпром»), Уфимского НПЗ (800 км, ОАО «Башнефть»), Пермьнефтеоргсинтез (600 км, ОАО «Лукойл») и Сургутского НПЗ (800 км, ОАО «Сургутнефтегаз»). Транспортные расходы в цене бензина на юге Тюменской области составляют 6,5-8,2%, в цене дизельного топлива – 6,5-7,6%. Система поставки нефтепродуктов построена не достаточно эффективно: в регионе существует единственный Антипинский нефтеперерабатывающий завод [2], ориентированный на экспорт нефтепродуктов, а внутренний спрос покрывается за счет ввоза бензина и дизельного топлива из других регионов.

Обоснование развития и размещения нефтепереработки в Тюменском регионе

На юге Тюменской области на месторождениях Уватской группы в 2012 г. добыто 7,5 млн т. нефти. Ожидаемая добыча нефти к концу 2015 г. здесь составит 10 млн т. По разным оценкам, в данном районе может быть открыто еще примерно 30-40 новых месторождений с запасами нефти от 3 до 15 млн т. каждое [3].

С 2010 г. исследуются месторождения на левобережье реки Иртыш (Тобольский проект) в самой южной периферии Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, которые, по данным ученых Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики, в ближайшие 10 лет могут стать новой нефтяной провинцией [4].

Перспективность нарастания добычи обусловливает необходимость увеличения мощностей переработки. Очевидно, что Антипинский НПЗ, ориентированный на экспорт производимой продукции, с прогнозируемым объемом добычи углеводородов не справится. В то же время, Тюменской области продавать в другие регионы готовые высококачественные нефтепродукты было бы значительно выгоднее, чем сырую нефть. Строительство независимых от ВИНК небольших нефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ) на юге Тюменской области смогло бы обеспечить регион собственными нефтепродуктами.

Немаловажным фактором для строительства НПЗ является наличие развитой инфраструктуры. В качестве мест расположения новых НПЗ на юге Тюменской области наиболее оптимальными являются местности, расположенные вблизи городов Увата, Тобольска, Тюмени и села Исетское.

В Уватском районе расположено 308 км магистральных нефтепроводов (Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев, Усть-Балык - Омск, Сургут - Горький - Полоцк, с 2009 г. запущен нефтепровод Усть-Тегусс – Кальча протяженностью 264 км, поставляющий нефть Усть-Тегусского и Урненского месторождений в магистраль «Транснефти»). В Уватском районе проходит федеральная автомобильная дорога Тюмень - Ханты-Мансийск и железнодорожный путь.

Строительство мини-НПЗ близ Тобольска, во-первых, также обусловлено развитой инфраструктурой (5 магистральных нефтепроводов, федеральная трасса Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск, железная дорога); во-вторых, тенденциями социально-экономического развития района (развитием нефтехимического комплекса); в-третьих, на левобережье реки Иртыш (Тобольский район) найдены промышленные запасы нефти.

Через село Исетское проходит федеральная трасса Тюмень - Челябинск и в 68 км к юго-западу расположена железнодорожная станция Ялуторовск. Через Исетский район проходит нефтепровод Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. Также в рассматриваемом районе наиболее развито сельское хозяйство, которое активно потребляет светлые нефтепродукты.

Тюмень является мощным железнодорожным, автомобильным транспортным узлом, промышленным центром с высоким уровнем и темпами роста потребления нефтепродуктов.

Строительство мини-НПЗ в Уватском районе (в районе пос. Демьянка), городах Тобольске и Тюмени и пос. Исетское позволит равномерно распределить производства нефтепродуктов по югу области. Наличие нескольких мини-НПЗ в регионе будет способствовать развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов, стимулируя производителей к увеличению глубины и качества переработки нефти, установлению рыночных цен на продукцию, к тому же нефтепродукты, производимые из сырья, добываемого на юге Тюменской области, будут иметь конкурентное преимущество в цене, не содержащей значительных транспортных затрат.

В целях развития конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса Федеральной антимонопольной службой разработаны правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Правила исключают установление дискриминирующих тарифов на услуги монополий для различных компаний, отказ на пользование объектами инфраструктуры, в связи с чем у небольших компаний появляется выбор наиболее удобного для них способа транспортировки продукции. В соответствии с общими правилами разрабатываются нормативные акты по отраслям, где присутствуют естественные монополии. Так, в 2011 г. вышло Постановление Правительства РФ «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации» [5]. Разрабатываются аналогичные проекты по обеспечению недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта.

Для определения технологического процесса, позволяющего наиболее оптимальным способом получить товарную продукцию требуемого качества с максимальным выходом, был проанализирован тип добываемой нефти в Тюменской области: светлые фракции составляют 63,7%, темные – 36,3%.

Финансовая оценка строительства мини-НПЗ

Финансовые показатели для строительства НПЗ прогнозировались на основании российского опыта организации нефтепереработки.

Потребность во ввозе нефтепродуктов на юг Тюменской области определялась по формуле:

1

где, Пт – потребность региона в данном нефтепродукте, т.;

i – вид нефтепродукта;

Побщ – общее потребление нефтепродукта, т.;

Пр – производство нефтепродукта в регионе, т.;

В – вывоз нефтепродукта из региона, т.

В таблице 3 представлена потребность во ввозе нефтепродуктов в регион: фактическая потребность определена по формуле (1), прогноз – по линии тренда, построенного на основе фактических данных за 2007-2012 гг. (табл. 2).

Таблица 3

Потребность ввоза светлых нефтепродуктов на юг Тюменской области

в 2007-2015 гг., тыс. т.

Нефте-
продукт
Факт
Прогноз
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Бензин
601,9
694,4
792,2
891,2
891,8
896,2
1019
1089
1128
Дизельное топливо
574,1
467,9
395,9
689,3
877,4
889,6
900
1000
1100
Расчет количества необходимых мини-НПЗ произведен по формуле (2) на основании объема выявленного дефицита нефтепродуктов на юге Тюменской области с учетом планируемого увеличения объемов продукции Антипинского НПЗ на 2013-2015 гг. и представлен в таблице 4.

Количество НПЗ:

2

где, N – количество НПЗ;

i – вид нефтепродукта;

Дi – дефицит региона в i-ом нефтепродукте, тыс. т./год;

Фрi – выход i-го нефтепродукта на НПЗ заданной мощностью, тыс. т./год.

Таблица 4

Обоснование количества НПЗ на юге Тюменской области, необходимых для покрытия дефицита нефтепродуктов

Наименование
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Дефицит бензина, тыс. т./год
843
689
701
Дефицит дизельного топлива, тыс. т./год
442
117
117
Количество НПЗ, шт.

мощностью 300 тыс. т./год
4,9
3,0
3,0
мощностью 200 тыс. т./год
7,1
4,5
4,5
мощностью 100 тыс. т./год
14,2
8,9
9,1
На мини-НПЗ мощностью до 100 тыс. т./год внедрение большинства вторичных процессов переработки сырья экономически не всегда целесообразно, а получение высокооктановых бензинов затруднено, что неприемлемо для рассматриваемого рынка. Рентабельность производства мини-заводов мощностью от 100 до 300 тыс. т./год находится в среднем на уровне 50-60%, резко повышая их инвестиционную привлекательность, что обусловлено ростом глубины переработки сырья. Есть возможность в зависимости от потребностей внедрить процессы каталитической переработки прямогонных бензиновых фракций для получения высокооктанового топлива. Строительство НПЗ мощностью более 300 тыс. т./год требует значительных инвестиций, обычно сначала запускаются мини-НПЗ, затем, наращиванием технологических установок, поэтапно переходят к средним НПЗ. Таким образом, НПЗ мощностью 200 тыс. т./год является оптимальным вариантом для Тюменской области.

Строительство 4 мини-НПЗ мощностью по 200 тыс. т. позволит перерабатывать добываемую нефть на месторождениях юга Тюменской области и покроет, в основном, дефицит нефтепродуктов в регионе.

Необходимый набор установок для малых НПЗ с глубиной переработки нефти 90% и суммы необходимых инвестиций представлены в таблице 5 [6].

Таблица 5

Сумма необходимых капиталовложений для строительства НПЗ мощностью

200 тыс. т./год, млн руб.

Минимально необходимый набор установок:
Объем капиталовложений
1. ЭЛОУ + атмосферная перегонка мазута
120,0
2. Висбрекинг-Термакат
300,0
3. Гидрокрекинг остатка
600,0
4. Битумная
90,0
5. Гидроочистка нафты
120,0
6. Гидроочистка диз. дистиллятов
450,0
7. Изомеризация НК-85
120,0
8. Сероочистка газов, газоразделение и производство серы
90,0
9. Производство водорода
150,0
10. Энергоблок
60,0
Итого расчетная стоимость НПЗ, включая ОЗХ
2100,0
При запуске мини-НПЗ планируется ввод в действие процессов глубокой переработки нефти, выход тяжелых нефтепродуктов (в основном, битум) будет незначителен, поэтому в представленном расчете он не учтен. В среднем, проектные сроки строительства одного мини НПЗ - 18-24 месяцев. После запуска НПЗ сразу выйдет на проектную мощность, и прибыль предприятие начнет получать в год запуска. Расчет прибыли одного мини-НПЗ мощностью 200 тыс. т./год представлен в таблице 6.

Таблица 6

Финансовые показатели НПЗ мощностью 200 тыс. т./год

Наименование показателя
Значение
Цена 1 т. сырья (нефти), руб./т.
10700,0
Производительность годовая, тыс. т./год
200,0
Затраты закупку сырья, млн руб./год.
2140
Затраты на переработку (себестоимость переработки 1 т. нефти принята на основе практического опыта в сумме 1300 руб./т.), млн руб./год.
260
Валовая выручка по реализации нефтепродуктов, млн руб./год.
4339,6
Валовой доход, млн руб./год
1870,9
Чистая прибыль, млн руб./год
1350,3
Период возврата инвестиций составит 1,4 года, внутренняя норма рентабельности -51%. Расчеты показывают, что проект строительства мини-НПЗ мощностью 200 тыс. т./год с глубиной переработки 90% и низким выходом тяжелых нефтепродуктов выгоден для инвестора.

Государственная поддержка развития нефтепереработки в регионе

Учитывая, что проект будет иметь социально экономический эффект в регионе и требует значительных инвестиций, очевидно, что для его реализации необходима государственная поддержка. Как способ поддержки бизнеса может в данном случае выступать государственно-частное партнерство (ГЧП). Наиболее оптимальным вариантом в целях развития конкуренции для реализации проекта является софинансирование строительства, где право собственности после окончания соглашения будет закреплено за частным лицом.

Формой ГЧП могут выступать контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности. В данном случае возможно применение одного из основных типов ГЧП, прописанного в российском законодательстве: BOO (Build, Own, Operate) - созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора [7].

Наиболее эффективными инструментами по реализации проектов являются Инвестфонд РФ, Федеральные целевые программы (ФЦП) и Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП).

Проект, претендующий на получение бюджетных ассигнований, должен состоять из двух частей:

- коммерческая часть – объекты, которые финансирует частный инвестор (соответственно, остаются в частной собственности);

- бюджетная часть -объекты транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры (внешней), финансируемые за счет средств Инвестиционного фонда РФ и бюджета субъекта РФ (и/или бюджета муниципалитета), и которые остаются в собственности субъекта РФ или муниципального образования [8].

К одному из приоритетных направлений предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, на 2011-2013 гг. относится повышение конкуренто-способности базовых отраслей промышленности (в том числе нефтегазовая промышленность). К бюджетной части инвестиционного проекта можно отнести объекты общезаводского хозяйства (ОЗХ) нефтеперерабатывающего завода, которые включают в себя объекты транспортной инфраструктуры, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений. Затраты на сооружение ОЗХ НПЗ рассчитываются по мощности НПЗ по уравнению [9]:

Log (Log К) = -0,3052 + 0,1904Log Q, (3)

где, К – объем капиталовложений для создания объектов, $ млн;

Q – мощность НПЗ по сырью, тыс. т./год.

Рассчитанные по формуле 3 капитальные вложения на создание ОЗХ равны 1300 млн руб. (61,9% от всей суммы капитальных вложений). Таким образом, объем инвестиций на создание объектов инфраструктуры можно принять в размере 50% от общей суммы капитальных вложений. Расчет бюджетной эффективности в виде поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней приведен в таблице 7.

Таблица 7

Поступление денежных средств в бюджеты РФ от увеличения числа независимых участников на оптовом рынке нефтепродуктов на юге Тюменской области (в среднем за год), млн руб.

Наименование налогов по бюджетам
Значение
Федеральный:
4544,36
НДС
1891,98
Акциз
2270,38
Налог на прибыль
382,00
Региональный:
718,95
Налог на прибыль
630,66
Налог на имущество
88,29
Местный:
8,10
Налог на землю
8,10
Итого
5271,41
Участие государства в формировании независимой региональной нефтепереработки окупится за счет поступлений налоговых платежей в течение одного года.

Выводы

Увеличение числа независимых участников на оптовом рынке нефтепродуктов на юге Тюменской области будет выгодно инвесторам, потребителям (так как будет усилена конкуренция по цене и качеству), и государству (дополнительные ежегодные поступления в бюджеты разных уровней более 5 млрд руб.).


Источники:

1. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2011.
2. ЗАО «Антипинский НПЗ» / URL: http://www.annpz.ru.
3. Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010–2012 гг. // Региональная программа. – Тюмень. – 2009.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. – Тюмень. – 2009.
5. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы // Аналитический бюллетень. – М.: Группа РИА Новости, 2013. – 46 с.
6. Курочкин А.К., Курочкин А.В. Разработка высокорентабельных схем для проектирования малых НПЗ с глубиной переработки нефти более 90% // Территория «Нефтегаз». – 2012. – № 2. – С. 14–21.
7. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / Экономический портал // URL: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html
8. Инвестиционный фонд Российской федерации / Министерство регионального развития Российской Федерации. – URL: http://www.minregion.ru/invest_phound.
9. Курочкин А.К. и др. Комплектуем среднетоннажный НПЗ. Выбор оптимального набора современных процессов нефтепереработки для НПЗ топливного профиля // Территория «Нефтегаз». – 2008. – № 5. – С. 24–31.
10. Стативка О.В. Современное состояние инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли // Российское предпринимательство. — 2007. — № 8 Вып. 1 (95). — c. 143-147. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9908/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:01