Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»18 / 2013

Некоторые источники обеспечения устойчивого роста экономики российских регионов

Магомадов Эмин Мухадинович, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой математических методов анализа экономики, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия

Certain sources of providing sustainable growth of economy in Russian regions - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
В статье рассматриваются возможности обеспечения устойчивого роста экономики регионов Российской Федерации (на примере регионов Северо-Кавказского федерального округа). С целью привлечения инвестиций в регионы предложены направления расширения межрегионального взаимодействия на долгосрочной основе.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Магомадов Э.М. Некоторые источники обеспечения устойчивого роста экономики российских регионов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 18. – С. 34-40.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ситуация с замедлением общего экономического роста в России, фактический спад в промышленном производстве и снижение инвестирования в основной капитал базовых отраслей национального хозяйства, фиксируемые по итогам 1-го полугодия 2013 года, предельно обостряют вопрос перспективы развития экономики на региональном уровне. Вместе с тем, провозглашенный курс на проведение модернизации экономики и социальной сферы в российских регионах ни в коем случае не должен быть «задвинут» на второй план, что называется «до лучших времен», по той простой причине, что никакой общенациональной модернизации не произойдет, если её реально не будет в десятках субъектах Федерации. А здесь необходимы поистине кардинальные изменения в структуре экономики и активизации внешних связей, в том числе между регионами РФ, посредством широкого внедрения инноваций и передовых методов организации управления и процессов производства. Но всего этого невозможно добиться при «нулевом» росте промышленности и отсутствии капиталовложений.

Без инвестиций нет развития
Вышеобозначенные проблемы относятся практически ко всем регионам России (даже к той незначительной по количеству группе регионов, которые и являются собственно донорами федерального бюджета), но особенно их решение важно в отношении субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), чье отставание с точки зрения основных показателей социально-экономического развития по-прежнему заметно в сравнении со среднероссийскими. К примеру, в середине августа 2013 года, то есть в канун начала нового учебного года, на совещании, которое провел председатель правительства РФ Д. Медведев в центре СКФО городе Пятигорске, отмечалось, что на повышение зарплат учителям и сотрудникам дошкольных учреждений регионов округа недостает 18,7 миллиардов рублей. Еще 8,7 миллиардов рублей необходимо для строительства новых дошкольных учреждений. Сами регионы смогли заложить в бюджеты на эти цели лишь 3,9 миллиарда рублей [1].
Немаловажным в СКФО является вопрос притока иностранных инвестиций. Действительно, если национальные предприниматели фактически перестали вкладывать в собственную экономику, так, может быть, зарубежные помогут? Увы, специалисты не раз отмечали, что национальные республики Северного Кавказа, за исключением Республики Дагестан, уже много лет не получают иностранные инвестиции вообще. Республика Дагестан по итогам 2012 года привлекла иностранные инвестиции более чем в 3,2 раза меньше, чем в 2011 году [2, 3]. Этот факт свидетельствует о том, что инвестиционный климат в данном регионе все еще далек от устойчиво привлекательного, а часто звучащие в СМИ криминальные сводки не способствуют его развитию.
По официальным данным Правительства Республики Дагестан, в инвестиционном портфеле республики на начало 2013 года находились 82 проекта общей стоимостью 240 миллиардов рублей, из них 30 проектов – на стадии реализации [4]. Другой вопрос: «Насколько удастся реализовать эти проекты на практике, причем с привлечением иностранных инвесторов?» Практически в каждой из республик СКФО в последние 2 – 3 года выдвинуты масштабные инвестиционные проекты, в том числе по развитию туристической отрасли в тех местах, где климат известен благоприятным воздействием на здоровье человека. Тем не менее, иностранные владельцы капиталов пока не стремятся вкладываться в эти проекты.
Приходится констатировать, что выглядящие внешне весьма привлекательными планы, озвученные на самых высоких уровнях государственной власти северокавказских регионов, практически не действуют на потенциальных зарубежных инвесторов. Основная причина, как представляется, понятна – это повышенная криминогенная обстановка в отдельных республиках СКФО и дополняющий ее общий неблагоприятный информационный фон, созданный в средствах массовой информации. Имеются и другие факторы, влияние которых отталкивающе действуют на инвесторов. Это, во-первых, снизившаяся за последние два десятилетия конкурентоспособность продукции большинства отраслей и предприятий северокавказских регионов и одновременно объективно снизившийся спрос на данную продукцию, а во-вторых, неплатежеспособность значительных слоев населения. Какой иностранный инвестор поспешит инвестировать в неплатежеспособные территории?
Последний фактор, в свою очередь, обусловлен как естественным обеднением населения нескольких регионов, в той или иной мере затронутых многолетними военными действиями в Чеченской Республике и на ее границах, так и сохраняющимся по настоящее время высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи, зачастую не обладающей необходимой профессиональной подготовкой.

Межрегиональная программа как экстренная помощь СКФО
В этих условиях пассивное ожидание улучшения инвестиционного климата в регионах было бы просто контрпродуктивно как с экономической, так и социально-политической точек зрения. Представляется необходимым немедленный самостоятельный поиск пути устойчивого экономического роста в регионах посредством усиления межрегионального взаимодействия на основе долгосрочных интересов. При этом следует помнить, что любые проекты, реализуемые на территории регионов Северного Кавказа, даже касающиеся разработки и использования передовых технологий, обязательно должны предусматривать увеличение занятости населения. Проблема эта для северокавказских регионов давно уже переросла чисто экономические рамки и превратилась в социально-политическую.
Итак, что можно было бы предложить в первую очередь? Например, недавно на высшем уровне российской власти поставлен вопрос о кардинальном расширении и модернизации системы морских портов. Понятно, что Азово-Черноморский бассейн, примыкающий к «сухопутным» республикам Северного Кавказа, будет играть в этих планах ключевую роль. Однако при всей привлекательности даже модернизированных портов Черного и Азовского морей возможные потери в виде «упущенного» грузооборота будут оставаться по-прежнему значительными, если одновременно не решить вопрос с «ограничителями» развития портов. На совещании у президента РФ В. Путина абсолютно обоснованно основным таким ограничителем названы железные дороги, на развитие которых до 2020 года будет выделено 163 миллиарда рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 88 миллиардов рублей [5].
Еще одним серьезным ограничителем является отсутствие соответствующей современному уровню требований сети автомобильных дорог как федерального, так и местного, внутри- и межрегионального значения. Строительство таких дорог, по нашему мнению, необходимо вести на всей территории Северного Кавказа между морями Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Для этого нужно разработать и приступить к реализации межрегиональной программы сотрудничества, обеспечивающей на длительный период устойчивый рост экономики. Подобная программа частично потребует федерального финансирования (как и в случае с развитием и модернизацией железных дорог), однако при успешной ее реализации положительный эффект перекроет понесенные затраты.

Какие задачи нужно решить
Важно при этом отметить, что именно в случае строительства автодорог можно добиться одновременного решения следующих задач:
1. Проектирование и строительство сети магистральных автомобильных дорог между регионами СКФО, а также связывающих побережья Черного и Каспийского морей, Северный Кавказ с Центром России и Поволжьем позволит повысить уровень транспортной доступности городов и поселений регионов, находящихся в местностях, куда железнодорожную магистраль, во всяком случае в обозримом будущем, проложить просто технически невозможно. Тем самым будут обеспечены дальнейшие возможности развития элементов передовой производственной и социальной инфраструктуры в отдаленных районах. В случае улучшения транспортных возможностей северокавказских регионов интерес к ним со стороны потенциальных инвесторов, включая и зарубежных, существенно повысится;
2. Совершенствование транспортной инфраструктуры северокавказских регионов в целом будет создавать важную основу для развития экономики регионов. К примеру, появление логистической альтернативы у стратегических поставщиков грузов в Центральную Россию и Поволжье (и в обратном направлении) одновременно означает и возникновение возможности выбора стратегических партнеров для органов государственной власти северокавказских регионов и местных органов власти. У них появляются варианты и основания стимулирования местных предпринимателей к сотрудничеству с теми крупными фирмами и компаниями, которые не только стремятся воспользоваться транзитными возможностями Северного Кавказа, но и готовы способствовать развитию местной производственной базы, причем на основе применения передовых методов организации производства и инновационных технологий;
3. Реализация широкой межрегиональной программы сотрудничества в области дорожного строительства позволит начать решение проблемы занятости населения. Значительно сократить уровень безработицы в северокавказских регионах на первом этапе реально возможно именно за счет максимального привлечения местных трудовых ресурсов. При этом следует рассмотреть возможность реализации проектов, касающихся не только развития автомобильных дорог, но и строительства. В этом случае такие проекты будут дополнять друг друга и способствовать более эффективной взаимной реализации. Все это сразу же отразится на наполняемости региональных бюджетов и на возможностях дальнейшего развития регионов.
Важным социальным моментом здесь является частичное использование малоквалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, в том числе молодежи, для реализации указанных проектов. Принимая во внимание необходимость и перспективы модернизации экономики регионов, следует уже с самого начала реализации межрегиональной программы предусмотреть подготовку и переподготовку кадров средней квалификации, в том числе строительных специальностей, на основе передовых систем обучения. Для молодежи это будет служить хорошим стимулом для совершенствования собственной квалификации и профессиональной подготовки.
Кроме того, при организации подготовки и переподготовки рабочей силы появляется реальная возможность межрегионального взаимодействия посредством сотрудничества профессиональных учебных заведений.
4. Расширение действия межрегиональных программ сотрудничества может потребовать значительно большего количества квалифицированных кадров, особенно по наиболее передовым специальностям, чем их в состоянии подготовить профессиональные учебные заведения северокавказских регионов. В этом случае необходимо будет направлять студентов с Северного Кавказа на учебу на основе специально заключенных договоров в регионы других федеральных округов Российской Федерации. Помимо прочего, данное направление сотрудничества несет в себе возможности укрепления дружбы и взаимопонимания между молодежью северокавказских регионов и других регионов России;
5. Наличие квалифицированной рабочей силы даст возможность еще большего расширения сотрудничества путем организации работы вахтовым методом на территории различных заинтересованных регионов Российской Федерации – от Центральной России до Дальнего Востока. Особенно это касается тех территорий, где наблюдается острая нехватка рабочей силы и отмечен приток иммигрантов, в том числе нелегальных, из других стран.

Вывод
Помимо рассмотренного существуют обширные неиспользуемые возможности разработки и «запуска» межрегиональных программ сотрудничества, например, в области внедрения новых технологий в таких традиционных для всех регионов Северного Кавказа отраслях, как животноводство и мясомолочная промышленность, растениеводство и пищевая промышленность. При этом нельзя забывать о необходимости продолжения формирования благоприятной среды для расширения предпринимательской деятельности на территории всех северокавказских регионов, в том числе на основе современных социологических методов определения приоритетов и пожеланий населения на перспективу. Это направление деятельности чрезвычайно важно для обеспечения возможности устойчивого экономического роста.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Российская газета. – 2013. – 20 августа (№ 183). – С. 2.
2. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2011 году // Российская газета. – 2012. – 14 марта (№ 55). – С. 18.
3. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2012 году // Российская газета. – 2013. – 13 марта (№ 53). – С. 18.
4. Инвестиции. Тематический проект // Известия. – 2013. – Январь. – С. 4.
5. Российская газета // 2013. – 21 августа (№ 184). – С. 2.