Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»17 / 2013

О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО

Терентьева Юлия Германовна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Россия

On Necessity to Increase Competitiveness of Small Tourism Industry in the conditions of Russia entering in WTO - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
В статье раскрываются проблемы повышения конкурентоспособности предприятий туристской индустрии малых форм хозяйствования на современном этапе экономического развития в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Рассматриваются особенности туристической деятельности с позиции государственного регулирования. Приведены характеристика и анализ численности различных типов гостиниц Санкт-Петербурга.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Терентьева Ю.Г. О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 17. – С. 126-132.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Вступление России во Всемирную торговую организацию год назад повлияло на существующие «правила игры» во всех сферах хозяйствования. В первую очередь, изменения касаются принципов организации предпринимательской деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Кроме того, расширение инвестиционной активности и возможности выхода на новые рынки способствуют дальнейшему роста малого и среднего бизнеса. Одной из сфер, в которых функционирует значительное количество объектов малого бизнеса, является туристический бизнес.

Конкурентоспособность предприятий туристской индустрии

Согласно российскому законодательству «...под малым бизнесом подразумеваются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица...,  соответствующие определенным критериям» [1]. К таким критериям относятся предельная численность, объем годовой выручки. Практическая реализация данных характеристик отличается для разных видов экономической деятельности. Признаком отнесения коммерческого предприятия к малому является также использование в своей деятельности упрощенной системы налогообложения. Таким образом, большинство организаций, предоставляющих услуги посредничества при реализации туристических путевок, а также размещения в небольших объектах гостеприимства выступают в качестве объектов малого предпринимательства.

Рассмотрим существующую статистику по этим двум видам предпринимательской деятельности применительно к конкретному региону – городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В настоящее время на их территории зарегистрировано 4724 туристических агентств, из них 95% находятся в Санкт-Петербурге и 5% – в области. По результатам опроса, проведенного порталом TourProfi.ru, почти треть всех турагентств существует на рынке больше 10 лет (см. рис.).

 Сколько ваше турагентство работает на рынке?

 1

По данным официального агентства федеральной статистики (Петростата) 11000 компаний указали турагентскую деятельность как дополнительную, что почти в три раза больше числа фирм, зарегистрировавших ее в качестве основной. Таким образом, общее число компаний, имеющих право заниматься турагентсткой деятельностью на территории Санкт-Петербурга, составляет 15553 единицы [3]. Уровень конкуренции на рынке турагентской деятельности в Санкт–Петербурге достаточно высок. В условиях деятельности в открытом общеевропейском экономическом пространстве борьба за конкурентные преимущества является первоочередной задачей «выживания» компаний. В экономической литературе конкурентоспособность определяется как свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4]. Так как в настоящее время объектов конкуренции становится значительно больше, менеджмент предпринимательских структур должен активно развивать компетентностный подход к управлению всеми видами ресурсов компаний.

Вхождение в ВТО позволит России более активно использовать международные стандарты качества услуг с целью привлечения зарубежных инвесторов. В рамках переговоров о присоединении к ВТО Россия оговорила право в течение первых 7 лет после вступления в эту организацию ограничивать участие иностранных инвесторов в туристическом бизнесе, после этого срока все ограничения будут отменены. Соответственно, за время «переходного периода» необходимо сформировать систему функционирования конкурентоспособных туристических компаний. По мнению некоторых участников туристического рынка, со вступлением России в ВТО турпакеты могут стать дешевле как на въездном, так и выездном потоке [5].

С позиции государственного регулирования туристской деятельности в условиях функционирования в рамках ВТО Комитетом торгово-промышленной палаты по туризму были внесены изменения в «Закон о порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации», которые позволили прибывающим в страну на паромах и круизных судах находиться на территории нашей страны без визы в течение 72 часов. Для Санкт-Петербурга данная норма позволяет привлекать более 500000 посещений в год или, в стоимостном выражении, более 300 млн. евро в бюджет.

Гостиницы должны быть готовы принять туристов

Размещение прибывающих в Санкт-Петербург туристов осуществляется в номерном фонде существующих гостиниц города. При этом около трети размещений реализуется в малых гостиницах.    Согласно ГОСТ Р 50645-94, малой гостиницей называется предприятие, предоставляющее временное проживание и имеющее от одного до пятидесяти номеров. Если площадь номерного фонда не превышает 300 кв. метров, то предприятие является мини-отелем; если номера в гостинице имеют собственную кухню – это апарт-отель [6]. В целом, существует следующая устоявшаяся классификация малых гостиниц:

– мини-отели имеют до 15 номеров в нежилом фонде города;

– мини-гостиницы квартирного типа – до 15 номеров в жилом фонде;

– малые гостиницы – до 50 номеров в отдельно стоящем здании.

Сфера мини-отелей в Санкт-Петербурге развивается очень динамично. Так, если в 1993 году в городе функционировало 25 малых средств размещения, то по данным за 2012 год их число превышает 500. К данным жилищным объектам относятся гостиницы, меблированные комнаты, хостелы. Численность и характеристика гостиниц данного типа представлена в таблице 1 (см. таблицу).

Таблица

Численность и характеристика малых гостиниц Санкт-Петербурга в 2012 году

Типы гостиниц

Количество отелей

Гостевой дом

36

Хостел

135

Отель

327

Мотель

1

Курортный отель

1

“Bed and breakfast”

77

Таким образом, наибольшее предложение наблюдается на рынке малых гостиниц, имеющих до 50 номеров и обладающих всеми необходимыми атрибутами качественного сервиса, включая предоставление питания, услуг уборки, стирки, Интернет-связи и др. По данным международного консультационного агентства недвижимости DTZ, мини-отели занимают 25 % гостиничного рынка Санкт-Петербурга [7].

Наряду с Москвой, Санкт-Петербург является крупнейшим центром международного туризма. В формировании бюджета города туристическая отрасль занимает значительные позиции. Для развития привлекательности города как для гостей из других стран, так и в рамках содействия внутреннего туризма необходимо постоянно увеличивать число функционирующих в городе гостиниц всех типов и качество обслуживания в них. Значительное место в формировании объектов для размещения туристов имеет развитие мини-отелей. Мировой опыт гостиничной индустрии свидетельствует, что быстрого и успешного роста сферы размещения можно добиться только с помощью создания сбалансированной структуры между крупным, средним и малым бизнесом. С целью стимулирования развития мини-отелей в 2002 году при поддержке Комитета по внешним связям и Комитета по туризму Санкт-Петербурга было создано некоммерческое партнерство «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга». В настоящее время Ассоциация включает в себя более 40 предприятий и организаций гостиничного, ресторанного, туристического и сопутствующего им бизнеса – это отели малых форм, рестораны, кафе, бары, ночные клубы, туристические компании, транспортные предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки. Однако основной акцент в деятельности партнерства сделан на правовую поддержку предприятий малых форм размещения и оказание им помощи в получении финансовых средств. По инициативе данной организации в 2010 году в Санкт-Петербурге были приняты два законодательных акта, регламентирующих на региональном уровне деятельность мини-отелей. В настоящее время с рамках сотрудничества Комитетов по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, по развитию туризма Санкт-Петербурга и по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга разработан ряд стратегических программ повышения инвестиционной привлекательности города, направленных на строительство новых небольших гостиниц в городе и поддержку малого бизнеса в сфере туристической индустрии.

Выводы

Участие посредством членства в ВТО нашей страны в мировом экономическом процессе, вовлечение ее в систему глобальных экономических отношений оказывают благотворное воздействие на совершенствование экономической политики в процессе развития малого предпринимательства в туристской сфере на территории Санкт-Петербурга. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В ред. от 02.07.2013 «N 144-ФЗ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
2. Портал для турагентов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spb.turprofi.ru/.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2008. – 448 с.
5. Российской союз туриндустрии. Северо-Западное отделение. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rstnw.ru/vstuplenie-v-vto-polozhitelno-skazhetsya-na-razvitiiturindustrii-rossii.html.
6. ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» // Все о туризме. Туристическая библиотека. Интернет-издание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/dehtyar11.html.
7. Профессиональный туристический портал TourDom.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа»: http://www.tourdom.ru/news/v-peterburgevzyalis-za-mini-oteli.html.