Анализ факторов государственного регулирования деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины

Яркина Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (235), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Яркина Н.Н. Анализ факторов государственного регулирования деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 13. – С. 143-152.

Аннотация:
В статье показаны тенденции развития рыбного хозяйства Украины и проанализированы факторы, обусловившие кризисное состояние отрасли; рассмотрена классификация факторов развития рыбного хозяйства и обозначены направления государственного регулирования и поддержки деятельности предприятий аквакультуры и рыболовства в контексте формирования комплексного механизма управления.

Ключевые слова: государственное регулирование, Украина, аквакультура, рыболовство в Азово-Черноморском бассейне, океаническое рыболовство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Разработка действенного механизма государственного регулирования и поддержки деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины предполагает анализ соответствующих факторов, через воздействие на которые реализуются управленческие решения регуляторно-поддерживающего характера. В основе анализа этих факторов лежит анализ причин, обусловивших кризисное состояние и затяжную стагнацию отрасли, и, определивших сложившуюся динамику производства продукции (вылова).

Характеристика отраслевых факторов, обусловивших тенденции развития рыбного хозяйства Украины

Снижению общего вылова рыбы и морепродуктов Украиной с 918,3 тыс. т в 1991 г. до 203,9 тыс. т в 2012 г., т.е. в 4,5 раза, в первую очередь, поспособствовало неуклонное падение объемов океанического промысла, составившее 86,5 % (от 730,0 тыс. т в 1991 г. до 98,9 тыс. т в 2012 г.). Отметим, что с 2009 г. вылов рыбы флотом Украины в открытой части Мирового океана не осуществлялся.

К основным факторам, определившим отрицательную динамику океанического вылова Украины, относится:

- изменение международных организационно-правовых условий промысловой деятельности, в частности, изменение юрисдикции и международно-правовых условий рыболовства, связанных с введением 200-мильных морских экономических зон, а также контроль рыболовства со стороны международных региональных организаций по рыбному хозяйству;

- география промысла и отдаленность его районов;

- разрушение налаженной системы снабжения и доставки топлива и других материально-технических ресурсов на место лова, и вывоза рыбопродукции из районов промысла, т.е. логистический фактор;

- неуклонный рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке;

- количественная и качественная деградация базы океанического флота.

Глубина падения уровня объемов океанического промысла свидетельствует о катастрофическом положении данной отрасли рыбного хозяйства Украины, граничащем с ее потерей для национальной экономики, а характер факторов, обусловивших сложившую тенденцию, говорит о том, что самостоятельно океаническое рыболовство из кризиса не выйдет.

Не столь катастрофическое, но, тем не менее, отрицательное влияние на производство рыбной продукции в Украине оказало снижение объемов вылова рыбы и добычи других водных ресурсов в ее внутренних водоемах. Причем, пик падение пришелся на первое десятилетие государственного становления. Так, в 2000 г. по сравнению с 1991 г. объем вылова во внутренних водоемах сократился почти в четыре раза (с 149,1 тыс. т в 1991 г. до 38,2 тыс. т в 2000 г., далее ситуация стабилизировалась в среднем на 38 тыс. т вылова в год), чему способствовал целый ряд факторов, обусловленных особенностями отечественной практики товарного рыбоводства, в частности [4]:

- изменение условий хозяйствования, связанное с изменением политического строя и экономического уклада в стране, приведшее к тому, что в новых условиях хозяйствования, при отсутствии государственной поддержки на фоне хронической нехватки собственных оборотных средств, рыбоводческие предприятия были вынуждены коренным образом изменить наработанные десятилетиями интенсивные методы выращивания рыбы;

- неадекватная приватизация, приведшая к тому, что большинство рыбоводных предприятий остались без основных средств производства - прудов с комплексом гидросооружений и оказались вынужденными арендовать их у государства, что не способствовало хозяйскому отношению к арендованному имуществу, значительная доля которого требовала капитальных ремонтов и реконструкции;

- ухудшение технологической культуры рыбоводства, связанной как со сдерживанием интенсификации технологического процесса выращивания рыбы, так и с массированным оттоком квалифицированных кадров рыбоводов вследствие отсутствия у них мотивации к производительному труду.

Кроме того, на отрицательной динамике объема вылова рыбы из внутренних водоемов страны сказалось истощение их рыбных запасов, достигшее критической отметки, как в следствие перелова, так и в результате негативного антропогенного влияния на экосистемы внутренних водоемов.

На фоне резкого падения объемов вылова рыбы и добычи других водных ресурсов в Мировом океане и во внутренних водоемах Украины, значения этого показателя в азовско-черноморском бассейне выросли с 39,2 тыс. т в 1991 г. до 63,0 тыс. т в 2012 г. Однако, причины столь оптимистической, на первый взгляд, динамики кроются не в экономических, а в природно-экологических факторах.

Сдерживающие факторы развития

К началу 90-х годов, являющихся точкой отсчета для украинской государственной статистики, вылов рыбы в Азовском и Черном морях упал до катастрофического уровня. В частности, объем вылова рыбы в Азовском море рухнул с максимальной отметки на уровне 178 тыс. т в год в 60-х годах до 10,2 тыс. т в 1990 г., в Черном море – с 280 тыс. т в год в 80-х годах до 30 тыс. т. в результате негативного антропогенного влияния на водную среду и биоту (исторически сложившуюся совокупность видов живых организмов, объединенных общей областью распространения) Азовского и Черного морей, усиленного технико-технологическим прогрессом в сфере промышленного рыболовства, вызвавшего не только количественные, но и качественные изменения всей их экосистемы, включая структуру рыбных запасов.

Исследования и результаты промысла в настоящее время указывают на некоторое восстановление биоразнообразия и обшей промысловой продуктивности морских экосистем Азовского и Черного моря. Хотя официальные результаты существующего промысла (63,0 тыс. т в 2012 г.) и бывший (до 260 тыс. т) вылов украинскими рыбаками далеко несопоставимы. С середины 90-х годов наметилось восстановление сырьевой базы рыб и других гидробионтов, вызванное, в первую очередь, сокращением количества промысловых усилий у побережья бывшего СССР из-за неблагополучного положения в рыбной отрасли Украины, Российской Федерации и Грузии, затянувшейся стагнации экономики прибрежных стран Азово-Черноморья после социально-политических коллизий в результате распада СССР. В данном случае подтвердилась народная мудрость «нет худа без добра» [3].

Таким образом, ключевым фактором, обусловившим динамику вылова в азовско-черноморском бассейне, явился экологический фактор. Вместе с тем, не следует забывать о проблемах физической и моральной изношенности судов базы азово-черноморского флота, об отсутствии единой в бассейне системы научного мониторинга, которая могла бы обеспечить четкость определения схем рационального рыболовства, а также о проблемах международного регулирования рыболовства. Последний фактор, в условиях современной юрисдикции, является фактором первостепенной важности. Поэтому международно-правовые проблемы рационального природопользования в Азово-Черноморском регионе требуют оперативного решения. К ним относится вопрос делимитации морских акваторий, подписание Конвенции по рыболовству в Черном море и обеспечение социальной поддержки реализации Концепции защиты и возрождения окружающей природной среды Азовского и Черного морей.

Наряду с вышеперечисленными отраслевыми факторами, определяющими уровень производства рыбной продукции в Украине, ухудшение рыночных условий для национального рыбопроизводителя сдерживает развитие рыбного хозяйства, являющееся следствием завоевания отечественного рынка рыбопродукции импортной рыбой и морепродуктами, доля которых только по официальным данным составляет более 65% от общего объема продукции рыбного рынка.

Классификация факторов развития рыбного хозяйства Украины

Разнообразие факторов, обусловивших тенденции развития рыбного хозяйства Украины, предполагает их систематизацию и классификацию, позволяющую обозначить аспекты (направления) государственного регулирования и поддержки предприятий отрасли.

В зависимости от адресности влияния на хозяйствующие субъекты можно выделить общие и отраслевые факторы. В свою очередь, общие факторы в зависимости от сферы проявления делятся на экономические, политические, организационно-правовые и рыночные, а отраслевые факторы действуют в рамках конкретного сектора рыбного хозяйства: рыбоводства, рыболовства в азово-черноморском бассейне и океанического рыболовства (рис. 1).

р14

Рис. 1. Структурно-логическая схема взаимодействия факторов, определяющих развитие рыбного хозяйства Украины (авторская разработка)

Экономические факторы, определяющие развитие рыбного хозяйства Украины, целесообразно разделить на две группы: экономические факторы переходного периода (пришедшегося на девяностые годы прошлого периода) и экономические факторы текущего периода. Общее содержание экономических факторов определяется стадией экономического цикла развития страны, состоянием финансовой и инвестиционной инфраструктуры, уровнем жизни населения и другими экономическими характеристиками. Необходимость выделения экономических факторов переходного периода обусловлена тем, что их последствия не были преодолены поныне и основной общей проблемой предприятий рыбного хозяйства является нехватка или полное отсутствие оборотных средств.

Политические факторы развития рыбного хозяйства неразрывно связаны с экономическими и определяются политическим курсом страны, уровнем политической зрелости и стабильности. Эта группа факторов оказывает соответствующее влияние на имидж Украины как морской державы и субъект международной рыбохозяйственной деятельности.

Организационно-правовые факторы развития рыбного хозяйства определяются качеством нормативно-законодательной базы хозяйствования в Украине, ее налоговым, таможенным, валютным, природоохранным законодательством, а также совершенством соответствующих отраслевых законов и программ развития рыбного хозяйства.

Рыночные факторы развития рыбного хозяйства зависят от состояния конъюнктуры рынка рыбопродукции и государственной политики импортозамещения.

Совокупность экономических, политических, организационно-правовых и рыночных условий хозяйствования предопределяет бизнес-климат в стране и перспективы развития отдельных видов экономической деятельности, накладываясь на соответствующие отраслевые факторы, специфика которых была рассмотрена в предыдущем пункте.

Направления государственного регулирования и поддержки

деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины

Исходя из вышеизложенного, можно обозначить основные направления (факторы, объекты) государственного регулирования и поддержки рыбного хозяйства Украины, в частности:

- в секторе рыбоводства:

а) формирование правовой базы, в частности, для урегулирования вопроса аренды внутренних водоемов [5];

б) развитие практики государственных заказов по выращиванию пищевой рыбы;

в) целевое льготное кредитование под гарантии государства строительства, реконструкции и капитального ремонта комплексов прудов с гидротехническими сооружениями, а также формирования оборотных средств в условиях сезонного производства;

г) льготное налогообложение предприятий товарного рыбоводства;

д) восстановление рыбных запасов внутренних водоемов до уровня, обеспечивающего способность естественного воспроизводства;

е) формирование и содержание селекционно-племенных стад водных биоресурсов для улучшения качества объектов аквакультуры [5];

ж) обеспечение развития мелиорации земель и улучшение экологического состояния водных ресурсов [5];

- в секторе азово-черноморского рыболовства:

а) реализация экологического подхода к рыболовству;

б) формирование единой в азово-черноморском бассейне системы научного мониторинга состояния его экосистемы и результатов промысла;

в) модернизация существующих и строительство новых судов отечественного флота рыбной промышленности;

г) целевое льготное кредитование под государственные гарантии формирования оборотных средств в условиях сезонного производства;

- в секторе океанического рыболовства:

а) заключение двухсторонних межправительственных договоров в области рыболовства с рядом прибрежных государств;

б) присоединение к международным рыбохозяйственным организациям, в частности, региональным организациям по регулированию рыболовства;

в) совершенствование нормативно-законодательной базы относительно условий реализации хозяйственной деятельности предприятий океанического рыболовства;

г) гармонизация национальных стандартов и систем обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов с международными требованиями и создание условий и возможностей для эффективной их реализации на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;

д) создание информационно-координационного центра в форме ассоциации, отраслевого концерна или объединений других видов, включающих рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие, транспортно-рефрежераторные, судоремонт­ные, снабженческо-сбытовые и другие организации, входящие в рыбохозяйственный комплекс. В числе функций и полномочий, делегированных отраслевому объединению предприятиями-учредителями можно выделить функции коорди­нации производственной деятельности между его членами, углубление между ними кооперации, научно-техническое сотрудничество, интеграцию инвести­ционной, финансовой, внешнеэкономической политики и др.;

е) формирование и реализация эффективной воспроизводственной политики относительно базы океанического флота;

ж) выделение целевой кредитной линии с выдачей кредитов, в том числе и в валюте, по среднемировым ставкам для пополнения оборотных средств предприятий океанического рыболовства;

з) подготовка инновационно привлекательных инвестиционных проектов с целью получения отечественных и иностранных кредитов, а также инвестиций в форме участия в капитале предприятий.

Общим направлением государственной поддержки развития рыбного хозяйства является обеспечение развития отраслевой науки.

Выводы

Рыбное хозяйство Украины находится в глубочайшем экономическом кризисе и как социально-экономически-стратегическая отрасль национальной экономики требует эффективного государственного регулирования и поддержки с целью ее возрождения и развития.

Основные направления государственного регулирования и поддержки рыбного хозяйства Украины определяются факторами, обусловившими кризисные тенденции отрасли, общего (политического, экономического, организационно-правового и рыночного) и отраслевого (международно-правового, экологического, технико-технологического, географического и пр.) характера, исследование и систематизация которых позволяет обозначить комплекс регуляторно-поддерживающих мер, инициируемых и проводимых на уровне государства по соответствующим секторам рыбохозяйственной деятельности.


Источники:

1. Рибне господарство / Державна служба статистики України (2013). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
2. Яркина Н.Н. Рыбное хозяйство Украины как часть мирового рыбохозяйственного комплекса: тенденции, проблемы, перспективы / Н.Н. Яркина // Економічний часопис – ХХІ. – 2013. – № 3-4 (1). – С. 75-78.
3. Яркина Н. Факторы деградации рыбного хозяйства Украины в контексте формирования механизма управления предприятиями отрасли [Електронний ресурс] / Н. Яркина // Соціально-економічні проблеми і держава. – 2013. – Вип. 1 (8). – С. 315-326.
– Режим доступу до журн.: http://sepd.tntu.edu.ua/images/stories/pdf/2013/13ynmupo.pdf.
4. Болтачев А.Р. Современное состояние промысловых ресурсов азово-черноморского бассейна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repository.ibss.org.ua/dspace/bitstream/99011/1761/1/Boltachev.ppt
5. Проект Державної програми активізації розвитку економіки на 2013-2014 роки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/article/main?art_id=197032&cat_id=197031

Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:47:29