Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»13 / 2013

Анализ факторов государственного регулирования деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины

Яркина Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Керченский государственный морской технологический университет, Россия

Analysis of Factors of Governmental Regulation of Enterprise Activities of Fishing Industry in Ukraine - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 61

Аннотация:
В статье показаны тенденции развития рыбного хозяйства Украины и проанализированы факторы, обусловившие кризисное состояние отрасли; рассмотрена классификация факторов развития рыбного хозяйства и обозначены направления государственного регулирования и поддержки деятельности предприятий аквакультуры и рыболовства в контексте формирования комплексного механизма управления.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Яркина Н.Н. Анализ факторов государственного регулирования деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 13. – С. 143-152.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Разработка действенного механизма государственного регулирования и поддержки деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины предполагает анализ соответствующих факторов, через воздействие на которые реализуются управленческие решения регуляторно-поддерживающего характера. В основе анализа этих факторов лежит анализ причин, обусловивших кризисное состояние и затяжную стагнацию отрасли, и, определивших сложившуюся динамику производства продукции (вылова). 

Характеристика отраслевых факторов, обусловивших тенденции развития рыбного хозяйства Украины

Снижению общего вылова рыбы и морепродуктов Украиной с 918,3 тыс. т в 1991 г. до 203,9 тыс. т в 2012 г., т.е. в 4,5 раза, в первую очередь, поспособствовало неуклонное падение объемов океанического промысла, составившее 86,5 % (от 730,0 тыс. т в 1991 г. до 98,9 тыс. т в 2012 г.). Отметим, что с 2009 г. вылов рыбы флотом Украины в открытой части Мирового океана не осуществлялся.

К основным факторам, определившим отрицательную динамику океанического вылова Украины, относится:

- изменение международных организационно-правовых условий промысловой деятельности, в частности, изменение юрисдикции и международно-правовых условий рыболовства, связанных с введением 200-мильных морских экономических зон, а также контроль рыболовства со стороны международных региональных организаций по рыбному хозяйству;

- география промысла и отдаленность его районов;

- разрушение налаженной системы снабжения и доставки топлива и других материально-технических ресурсов на место лова, и вывоза рыбопродукции из районов промысла, т.е. логистический фактор;

- неуклонный рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке;

- количественная и качественная деградация базы океанического флота.

Глубина падения уровня объемов океанического промысла свидетельствует о катастрофическом положении данной отрасли рыбного хозяйства Украины, граничащем с ее потерей для национальной экономики, а характер факторов, обусловивших сложившую тенденцию, говорит о том, что самостоятельно океаническое рыболовство из кризиса не выйдет.

Не столь катастрофическое, но, тем не менее, отрицательное влияние на производство рыбной продукции в Украине оказало снижение объемов вылова рыбы и добычи других водных ресурсов в ее внутренних водоемах. Причем, пик падение пришелся на первое десятилетие государственного становления. Так, в 2000 г. по сравнению с 1991 г. объем вылова во внутренних водоемах сократился почти в четыре раза (с 149,1 тыс. т в 1991 г. до 38,2 тыс. т в 2000 г., далее ситуация стабилизировалась в среднем на 38 тыс. т вылова в год), чему способствовал целый ряд факторов, обусловленных особенностями отечественной практики товарного рыбоводства, в частности [4]:

- изменение условий хозяйствования, связанное с изменением политического строя и экономического уклада в стране, приведшее к тому, что в новых условиях хозяйствования, при отсутствии государственной поддержки на фоне хронической нехватки собственных оборотных средств, рыбоводческие предприятия были вынуждены коренным образом изменить наработанные десятилетиями интенсивные методы выращивания рыбы;

- неадекватная приватизация, приведшая к тому, что большинство рыбоводных предприятий остались без основных средств производства - прудов с комплексом гидросооружений и оказались вынужденными арендовать их у государства, что не способствовало хозяйскому отношению к арендованному имуществу, значительная доля которого требовала капитальных ремонтов и реконструкции;

- ухудшение технологической культуры рыбоводства, связанной как со сдерживанием интенсификации технологического процесса выращивания рыбы, так и с массированным оттоком квалифицированных кадров рыбоводов вследствие отсутствия у них мотивации к производительному труду.

Кроме того, на отрицательной динамике объема вылова рыбы из внутренних водоемов страны сказалось истощение их рыбных запасов, достигшее критической отметки, как в следствие перелова, так и в результате негативного антропогенного влияния на экосистемы внутренних водоемов.

На фоне резкого падения объемов вылова рыбы и добычи других водных ресурсов в Мировом океане и во внутренних водоемах Украины, значения этого показателя в азовско-черноморском бассейне выросли с 39,2 тыс. т в 1991 г. до 63,0 тыс. т в 2012 г. Однако, причины столь оптимистической, на первый взгляд, динамики кроются не в экономических, а в природно-экологических факторах.

Сдерживающие факторы развития

К началу 90-х годов, являющихся точкой отсчета для украинской государственной статистики, вылов рыбы в Азовском и Черном морях упал до катастрофического уровня. В частности, объем вылова рыбы в Азовском море рухнул с максимальной отметки на уровне 178 тыс. т в год в 60-х годах до 10,2 тыс. т в 1990 г., в Черном море – с 280 тыс. т в год в 80-х годах до 30 тыс. т. в результате негативного антропогенного влияния на водную среду и биоту (исторически сложившуюся совокупность видов живых организмов, объединенных общей областью распространения) Азовского и Черного морей, усиленного технико-технологическим прогрессом в сфере промышленного рыболовства, вызвавшего не только количественные, но и качественные изменения всей их экосистемы, включая структуру рыбных запасов.

Исследования и результаты промысла в настоящее время указывают на некоторое восстановление биоразнообразия и обшей промысловой продуктивности морских экосистем Азовского и Черного моря. Хотя официальные результаты существующего промысла (63,0 тыс. т в 2012 г.) и бывший (до 260 тыс. т) вылов украинскими рыбаками далеко несопоставимы. С середины 90-х годов наметилось восстановление сырьевой базы рыб и других гидробионтов, вызванное, в первую очередь, сокращением количества промысловых усилий у побережья бывшего СССР из-за неблагополучного положения в рыбной отрасли Украины, Российской Федерации и Грузии, затянувшейся стагнации экономики прибрежных стран Азово-Черноморья после социально-политических коллизий в результате распада СССР. В данном случае подтвердилась народная мудрость «нет худа без добра» [3].

Таким образом, ключевым фактором, обусловившим динамику вылова в азовско-черноморском бассейне, явился экологический фактор. Вместе с тем, не следует забывать о проблемах физической и моральной изношенности судов базы азово-черноморского флота, об отсутствии единой в бассейне системы научного мониторинга, которая могла бы обеспечить четкость определения схем рационального рыболовства, а также о проблемах международного регулирования рыболовства. Последний фактор, в условиях современной юрисдикции, является фактором первостепенной важности. Поэтому международно-правовые проблемы рационального природопользования в Азово-Черноморском регионе требуют оперативного решения. К ним относится вопрос делимитации морских акваторий, подписание Конвенции по рыболовству в Черном море и обеспечение социальной поддержки реализации Концепции защиты и возрождения окружающей природной среды Азовского и Черного морей.

Наряду с вышеперечисленными отраслевыми факторами, определяющими уровень производства рыбной продукции в Украине, ухудшение рыночных условий для национального рыбопроизводителя сдерживает развитие рыбного хозяйства, являющееся следствием завоевания отечественного рынка рыбопродукции импортной рыбой и морепродуктами, доля которых только по официальным данным составляет более 65% от общего объема продукции рыбного рынка. 

Классификация факторов развития рыбного хозяйства Украины

Разнообразие факторов, обусловивших тенденции развития рыбного хозяйства Украины, предполагает их систематизацию и классификацию, позволяющую обозначить аспекты (направления) государственного регулирования и поддержки предприятий отрасли.

В зависимости от адресности влияния на хозяйствующие субъекты можно выделить общие и отраслевые факторы. В свою очередь, общие факторы в зависимости от сферы проявления делятся на экономические, политические, организационно-правовые и рыночные, а отраслевые факторы действуют в рамках конкретного сектора рыбного хозяйства: рыбоводства, рыболовства в азово-черноморском бассейне и океанического рыболовства (рис. 1).

р14

Рис. 1. Структурно-логическая схема взаимодействия факторов, определяющих развитие рыбного хозяйства Украины (авторская разработка)

Экономические факторы, определяющие развитие рыбного хозяйства Украины, целесообразно разделить на две группы: экономические факторы переходного периода (пришедшегося на девяностые годы прошлого периода) и экономические факторы текущего периода. Общее содержание экономических факторов определяется стадией экономического цикла развития страны, состоянием финансовой и инвестиционной инфраструктуры, уровнем жизни населения и другими экономическими характеристиками. Необходимость выделения экономических факторов переходного периода обусловлена тем, что их последствия не были преодолены поныне и основной общей проблемой предприятий рыбного хозяйства является нехватка или полное отсутствие оборотных средств.

Политические факторы развития рыбного хозяйства неразрывно связаны с экономическими и определяются политическим курсом страны, уровнем политической зрелости и стабильности. Эта группа факторов оказывает соответствующее влияние на имидж Украины как морской державы и субъект международной рыбохозяйственной деятельности.

Организационно-правовые факторы развития рыбного хозяйства определяются качеством нормативно-законодательной базы хозяйствования в Украине, ее налоговым, таможенным, валютным, природоохранным законодательством, а также совершенством соответствующих отраслевых законов и программ развития рыбного хозяйства.

Рыночные факторы развития рыбного хозяйства зависят от состояния конъюнктуры рынка рыбопродукции и государственной политики импортозамещения.

Совокупность экономических, политических, организационно-правовых и рыночных условий хозяйствования предопределяет бизнес-климат в стране и перспективы развития отдельных видов экономической деятельности, накладываясь на соответствующие отраслевые факторы, специфика которых была рассмотрена в предыдущем пункте.

Направления государственного регулирования и поддержки

деятельности предприятий рыбного хозяйства Украины

Исходя из вышеизложенного, можно обозначить основные направления (факторы, объекты) государственного регулирования и поддержки рыбного хозяйства Украины, в частности:

- в секторе рыбоводства:

а) формирование правовой базы, в частности, для урегулирования вопроса аренды внутренних водоемов [5];

б) развитие практики государственных заказов по выращиванию пищевой рыбы;

в) целевое льготное кредитование под гарантии государства строительства, реконструкции и капитального ремонта комплексов прудов с гидротехническими сооружениями, а также формирования оборотных средств в условиях сезонного производства;

г) льготное налогообложение предприятий товарного рыбоводства;

д) восстановление рыбных запасов внутренних водоемов до уровня, обеспечивающего способность естественного воспроизводства;

е) формирование и содержание селекционно-племенных стад водных биоресурсов для улучшения качества объектов аквакультуры [5];

ж) обеспечение развития мелиорации земель и улучшение экологического состояния водных ресурсов [5];

- в секторе азово-черноморского рыболовства:

а) реализация экологического подхода к рыболовству;

б) формирование единой в азово-черноморском бассейне системы научного мониторинга состояния его экосистемы и результатов промысла;

в) модернизация существующих и строительство новых судов отечественного флота рыбной промышленности;

г) целевое льготное кредитование под государственные гарантии формирования оборотных средств в условиях сезонного производства;

- в секторе океанического рыболовства:

а) заключение двухсторонних межправительственных договоров в области рыболовства с рядом прибрежных государств;

б) присоединение к международным рыбохозяйственным организациям, в частности, региональным организациям по регулированию рыболовства;

в) совершенствование нормативно-законодательной базы относительно условий реализации хозяйственной деятельности предприятий океанического рыболовства;

г) гармонизация национальных стандартов и систем обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов с международными требованиями и создание условий и возможностей для эффективной их реализации на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;

д) создание информационно-координационного центра в форме ассоциации, отраслевого концерна или объединений других видов, включающих рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие, транспортно-рефрежераторные, судоремонт­ные, снабженческо-сбытовые и другие организации, входящие в рыбохозяйственный комплекс. В числе функций и полномочий, делегированных отраслевому объединению предприятиями-учредителями можно выделить функции коорди­нации производственной деятельности между его членами, углубление между ними кооперации, научно-техническое сотрудничество, интеграцию инвести­ционной, финансовой, внешнеэкономической политики и др.;

е) формирование и реализация эффективной воспроизводственной политики относительно базы океанического флота;

ж) выделение целевой кредитной линии с выдачей кредитов, в том числе и в валюте, по среднемировым ставкам для пополнения оборотных средств предприятий океанического рыболовства;

з) подготовка инновационно привлекательных инвестиционных проектов с целью получения отечественных и иностранных кредитов, а также инвестиций в форме участия в капитале предприятий.

Общим направлением государственной поддержки развития рыбного хозяйства является обеспечение развития отраслевой науки. 

Выводы

Рыбное хозяйство Украины находится в глубочайшем экономическом кризисе и как социально-экономически-стратегическая отрасль национальной экономики требует эффективного государственного регулирования и поддержки с целью ее возрождения и развития.

Основные направления государственного регулирования и поддержки рыбного хозяйства Украины определяются факторами, обусловившими кризисные тенденции отрасли, общего (политического, экономического, организационно-правового и рыночного) и отраслевого (международно-правового, экологического, технико-технологического, географического и пр.) характера, исследование и систематизация которых позволяет обозначить комплекс регуляторно-поддерживающих мер, инициируемых и проводимых на уровне государства по соответствующим секторам рыбохозяйственной деятельности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рибне господарство / Державна служба статистики України (2013). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
2. Яркина Н.Н. Рыбное хозяйство Украины как часть мирового рыбохозяйственного комплекса: тенденции, проблемы, перспективы / Н.Н. Яркина // Економічний часопис – ХХІ. – 2013. – № 3-4 (1). – С. 75-78.
3. Яркина Н. Факторы деградации рыбного хозяйства Украины в контексте формирования механизма управления предприятиями отрасли [Електронний ресурс] / Н. Яркина // Соціально-економічні проблеми і держава. – 2013. – Вип. 1 (8). – С. 315-326.
– Режим доступу до журн.: http://sepd.tntu.edu.ua/images/stories/pdf/2013/13ynmupo.pdf.
4. Болтачев А.Р. Современное состояние промысловых ресурсов азово-черноморского бассейна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repository.ibss.org.ua/dspace/bitstream/99011/1761/1/Boltachev.ppt
5. Проект Державної програми активізації розвитку економіки на 2013-2014 роки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/article/main?art_id=197032&cat_id=197031