Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2003

Что случилось с новыми русскими?

Липаев А , Государственный университет - Высшая школа экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
После вхождения нашей страны в современные рыночные отношения образовался не только бизнес-класс новых русских, но и другие классы. Было много умных и предприимчивых людей. Так, например, у меня есть знакомые, которые до девяностых годов были научными сотрудниками. После приватизации они выкупили часть предприятия, на котором подрабатывали, открыли свое дело. У них были знания и умения для того, чтобы их дело было успешным. Так же я знаю одного предпринимателя еврея, который имеет много родственников за границей: в Израиле, в Польше, в Болгарии, в Канаде... Он и его родственники еще в 70-х ездили в Польшу за товаром, когда в Союзе были проблемы с вещами. После того, как он накопил стартовый капитал, он открыл совместное с поляками предприятие, которое действует и сейчас. Так же можно привести пример партийных лидеров, директоров, стоявших у власти в советское время. Большинство из них так и осталось управлять этими предприятиями (после приватизации). Приведенные выше примеры свидетельствует о том, что предпринимателями стали люди, обладавшие знаниями, информацией и опытом работы (а опыт часто базируется на информации).
Цитировать публикацию:
Липаев А. Что случилось с новыми русскими? // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 6-9.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


После вхождения нашей страны в современные рыночные отношения образовался не только бизнес-класс новых русских, но и другие классы. Было много умных и предприимчивых людей. Так, например, у меня есть знакомые, которые до девяностых годов были научными сотрудниками. После приватизации они выкупили часть предприятия, на котором подрабатывали, открыли свое дело. У них были знания и умения для того, чтобы их дело было успешным. Так же я знаю одного предпринимателя еврея, который имеет много родственников за границей: в Израиле, в Польше, в Болгарии, в Канаде... Он и его родственники еще в 70-х ездили в Польшу за товаром, когда в Союзе были проблемы с вещами. После того, как он накопил стартовый капитал, он открыл совместное с поляками предприятие, которое действует и сейчас. Так же можно привести пример партийных лидеров, директоров, стоявших у власти в советское время. Большинство из них так и осталось управлять этими предприятиями (после приватизации). Приведенные выше примеры свидетельствует о том, что предпринимателями стали люди, обладавшие знаниями, информацией и опытом работы (а опыт часто базируется на информации).

В бизнес-класс «новых русских» попали люди, сделавшие свои капиталы незаконным (криминальным) путем. Можно сослаться на большое количество примеров, которые очень банальны. Сегодня они исчезли, растворились по разнообразным причинам. Некоторые считают, что дело в новой политике Путина, но мне кажется это мало правдоподобным. Просто у каждого объекта (который является представителем определенного класса) есть свой жизненный цикл, свои стадии формирования, становления, функционирования, угасания и умирания. Иногда происходят трансформации самых жизнеспособных особей в более развитые, умные существа. С новыми русскими произошло тоже самое. Был период их активного формирования (конец 80-х  ‑ начало 90-х гг.), когда не было законодательства, отвечающего новым, рыночным условиям, отсутствовал опыт ведения предпринимательской деятельности у населения.

Лазейками в законодательстве часто пользовались и сами разработчики новых законов. Воспользоваться несовершенством системы и сделать на этом большие деньги смогли люди с заложенным криминальным характером (либо потом они его приобретали). На этом этапе новые русские скопили первоначальный капитал. Некоторые начали объединяться с правительством… Можно также рассмотреть и другие стадии. Основное же при этом то, что идея о жизненных циклах относится, в том числе, и к субъектам класса новых русских.

Перед нами находятся лишь уродливые члены этой группы. Но мы знаем, что именно они являются зародышем нового класса, который окажется еще неизвестно каким, но едва ли он будет состоять из всем известных Третьяковых и Морозовых, хотя уж точно он не будет таким напыщенным и тупым. Существует даже закон у политологов и историков о том, что в эпоху первоначального накопления капитала деньги всегда достаются убийцам и авантюристам (то же самое было и в США, и в Англии, и других странах). Потом, владельцы этих денег пытаются их легализовать, вкладывают в свой имидж, в образование детей, и эти дети становятся продолжателями традиций, династий. Но в нашей действительности дело обстоит иначе - дети новых русских вырастают  бездарностями, видевшими все (географическое) и имеющие все. Даже среди своих знакомых - детей богатых предпринимателей можно выделить единицы, которые достойно воспользовались возможностями, предоставленными их родителями.

Так или иначе, сгенерировался новый бизнес-класс – «новейшие» русские. В этот класс вошли самые живучие особи новых русских, а так же большинство тех же научных сотрудников, достигших должностей топ-менеджеров. Их можно объединить в новую генерацию не просто так. Ниже будут более подробно приведены признаки, по которым их объединили в единый класс. А теперь подробнее остановимся на одних из представителей данного класса – топ-менеджерах.

Именно они достигли значительных высот в наше время. Давайте зададимся вопросом: кто они, откуда? Можно сказать, что большинство из них ‑ вполне современные респектабельные бизнесмены. Преимущественно молодые (старше 45 вообще никого). Прагматичные и адекватные, дающие четкие ответы на поставленные вопросы, разговаривающие на живом русском языке. Образованные. Многие из них окончили МГУ (ИСАА, социологический, мехмат, ВмиК), ФизТех, МИФИ, МАИ, МИСиС, МТУСИ, технические университеты. Этот вполне достойный перечень институтов случайным не назовешь. Они возглавляют всеми известные компании, торговые дома, крупнейшие сетевые магазины. Оборот только одной компании, возглавляемой этими топ-менеджерами, превысил $150 млн. в прошлом году. Довольно солидная сумма по меркам сегодняшней экономики России. Возникает закономерный вопрос: «Кто они, как их имена?».

Но если привести их список, то вряд ли хоть одно из имен вам будет знакомо (как и всем нам). И это не просто так. Их научил опыт новых русских - как только ты где-нибудь засветился, то тут же следовала расплата. Либо от своих же «товарищей» можно ждать неприятностей (так в ОАО НК «ЛУКОЙЛ» с 1991 по 1995 гг. сменилось шесть генеральных директоров, многие из них находятся в розыске и по сей день). Либо проблемы нужно ждать от криминальных субъектов. Примеры здесь приводить излишне. Поэтому «новейшие» русские (топ-менеджеры и выжившие «новые» русские) выбрали новую тактику - быть как можно незаметнее для окружающих, одеваться скромнее, не давать интервью, одним словом не светиться. Один знакомый предприниматель даже не желает давать рекламу своей продукции: не стоит привлекать внимание налоговой инспекции и криминала.

Есть исследователи, которые считают, что эта тактика в скором времени может надоесть «новейшим» русским по различным причинам. Многим из них надоест бизнес, как таковой. Одни уйдут в религию, другие сопьются и пустят по ветру свой капитал. Будут и такие, которые иммигрируют и попытаются на новом месте вести предпринимательскую деятельность.

Один мой знакомый открыл заводик по переработке кальмаров в Торонто и прогорел ‑ не учел всех факторов. Другой предприниматель, бывший партийный работник, открыл совместное предприятие в Канаде. Он покупает запчасти Крайслера в США, отправляет их в Монреаль, там их комплектуют в карго, для отправки в Москву. Сам он в Москве не был с 1992 года. Его предприятие очень рентабельно и в прошлом году он открыл еще один магазин в Москве.

Приведенные примеры отображают реальность - очень много наших соотечественников, бывших предпринимателей, которых можно отнести к «новым» русским или топ-менеджерам, уехали на постоянное место жительства заграницу. Не исключено, что будут и такие, которые подобно Морозову и многим его единомышленникам, начнут вкладывать деньги в революцию - отчасти со скуки, отчасти потому, что лучшие женщины (вроде Марии Андреевой) вступают в партии радикалов. Так что третьего поколения новых русских можно и не дождаться ‑ могут появиться «новые» советские. Наверное, еще будет большое разнообразие вариантов трансформации существующего бизнес-класса в «новейших» русских (хотя многие представители таких вариантов развития событий уже есть), но хотелось бы надеяться, что останутся и такие новаторы-предприниматели, которые своими новшествами позитивно повлияют на жизнь населения, на историю развития России.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241