Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2003

Сетевая организация как адаптивная форма управления розничной торговлей потребительской кооперации

Карлина Елена Прокофьевна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
В условиях высокой динамики развития внешней среды эффективность функционирования субъектов экономики в рыночных условиях зависит от способности предвидеть и адаптироваться к возможным изменениям. Стратегическое управление, в основе которого лежит стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и сохранения конкурентных преимуществ с помощью адекватного реагирования на происходящие изменения внешней среды. Разработка стратегии развития субъектов экономики становится насущной необходимостью.
Цитировать публикацию:
Карлина Е.П. Сетевая организация как адаптивная форма управления розничной торговлей потребительской кооперации // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 81-83.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях высокой динамики развития внешней среды эффективность функционирования субъектов экономики в рыночных условиях зависит от способности предвидеть и адаптироваться к возможным изменениям. Стратегическое управление, в основе которого лежит стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и сохранения конкурентных преимуществ с помощью адекватного реагирования на происходящие изменения внешней среды. Разработка стратегии развития субъектов экономики становится насущной необходимостью.

 

Персонификация спроса изменила роль и образ потребителя. «Массовый потребитель» становится индивидуальным заказчиком. При этом требования к качеству товаров растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире, а объем выпуска ‑ меньше. Такая переориентация стимулирует инновационную деятельность как в сфере производства продуктов и услуг, так и при поиске совершенствования организационно-управленческих форм предприятия.

Стратегическое планирование, выступая в роли составной части стратегического управления, должно обеспечивать потенциальные возможности будущего успешного развития предприятия на базе активного преобразования объекта планирования. В связи с этим встает вопрос: «Что же является объектом стратегического управления и планирования ‑ предприятие как организационно-управленческая структура или его деятельность?».

В качестве общепринятого объекта стратегического управления используется понятие организации как специфической формы осуществления людьми определенной совместной деятельности. В свою очередь, целесообразная деятельность представляет собой процесс преобразования ресурсов, в результате которого на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. В соответствии с международными стандартами качества ИСО совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы», определяет сущность понятия «бизнес-процесс». Таким образом, организация выступает формой развития бизнес-процессов, организующей ее содержание. Следовательно, каждая отдельная стратегия организации должна следовать в русле стратегий развития бизнес-процессов.

Хозяйственная деятельность любой организации осуществляется в тесной взаимосвязи с другими субъектами и объектами экономической деятельности. Их объединяет многообразие связей: материальных, финансовых, правовых, организационных и информационных. Субъекты и объекты экономической деятельности вместе с установленными между ними связями образуют среду функционирования организации.

В процессе своей жизнедеятельности организация воздействует на внешнюю среду, также как и среда воздействует на нее. Эффективность деятельности организации, то есть ее внутреннее состояние, оценивается внешним окружением. В том случае, если функциональная полезность бизнес-процессов отрицается внешним окружением, тогда возникает вопрос о соответствии бизнес-процессов их форме развития. С такой позиции становится видно, что можно и нужно менять ‑ сферу деятельности или функцию, если это потребуется для сохранения организации. 

Данный подход долгое время преобладал в методологии стратегического планирования. Это нашло отражение в разработке системы стратегий, связанных с изменениями состояния одного или нескольких из следующих элементов: продукта, рынка, отрасли, положения фирмы внутри отрасли, технологии. Другими словами, для индустриальной экономики характерна ориентация на конкуренцию, как стимул развития организации и национальной экономики в целом.

Динамический характер современной экономики, сложность и неопределенность внешней среды определили организационную парадигму постиндустриальной эпохи: конкуренция основывается не на сравнении аналогичных товаров, а на производстве уникального (особого) товара, который способен вызвать предпочтение потребителя. Согласно этому, бизнес-процессы современной организации должны строиться не вокруг производимых ею товаров и услуг, а вокруг отношений с конкретными типами потребителей и обеспечивать их особой потребительной стоимостью на основе изучения уникальности их потребностей. Установление и развитие взаимодействия с потребителями становится первичным по отношению к совершенствованию товаров и услуг, так как именно оно позволяет точнее определять их структуру и объем реализации.

В этой связи возникает необходимость в организациях, ориентированных на создание устойчивых отношений с определенным типом потребителя (например, группа населения с выявленным уровнем дохода, дети, индивидуальные предприниматели и т.д.). Целевой функцией такой организации выступает стремление удовлетворять специфические потребности вполне конкретного или самого широкого круга людей, но не максимизация прибыли.

«Привязанность» к определенному типу клиента меняет и подход к соотношению формы организации и содержанию бизнес-процессов. Если данный вид деятельности востребован внешним окружением, то для его сохранения и развития можно и нужно (когда это требуется) изменить форму. Разрешение данного противоречия возможно только через трансформацию предприятия в новую организационную форму, которая приведет к принципиально иной оценке данного вида бизнеса.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241