Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2013

Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России

Горохова Ольга Валерьевна, ассистент кафедры экономики и управления факультета экономики и права, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Россия

Particularities and Problems of Service Enterprises Development in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 187

Аннотация:
В статье рассматривается особенности и проблемы развития сферы услуг в России. Проанализирована динамика объемов платных услуг населению за 2005−2010 гг. и отраслевая структура сферы услуг в стране. Отмечается, что развитие сферы услуг в целом по России сопряжено с региональными особенностями.
Цитировать публикацию:
Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 93-101.

Сегодня российский рынок услуг считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Современной России присуще немало общемировых тенденций развития сферы услуг. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг своеобразна. Динамика и структура сферы услуг в России в достаточно большой степени определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных особенностей, свойственных населению страны.

При этом следует отметить, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне современными рыночными отношениями.

Согласно общемировым тенденциям значительная часть малых предприятий занята в сфере платных услуг. В свою очередь, развитие малого предпринимательства является одним из наиболее экономически эффективных и кратчайших путей расширения данной сферы.

Одной из современных тенденций в сфере услуг не только в России, но и во всем мире является стремительное распространение новых технологий, в первую очередь, информационно-коммуникационных.

На сегодняшний день развитию российской сферы услуг способствуют не только положительные тенденции в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных компаний сферы услуг на территории нашей страны. Открытие российского рынка услуг и либерализация внешней торговли способствуют активизации деятельности иностранных поставщиков разнообразных видов услуг.

Виды и объемы платных услуг, предоставленных населению России

Согласно данным ВТО [6], в рейтинге стран-экспортеров коммерческих услуг в 2010 г. Россия заняла 23-е место (43,963 млрд долл.), а ее доля составила 1,2%. По импорту коммерческих услуг (70,223 млрд долл.) Россия в 2010 году заняла 16-е место в мире [4]. В целом следует отметить, что в России объемы импорта услуг превышают объемы экспорта. Сфера услуг в России, долгое время не относилась к приоритетным отраслям народного хозяйства. В наше время ситуация изменилась. Так, в 2000 году доля сферы услуг в структуре ВВП страны составляла 53%, а по состоянию на 2010 год эта доля достигла 59% [3].

Сфера платных услуг охватывает достаточно большое число видов деятельности, которые объединяются в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Например, согласно классификации Всемирной торговой организации выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать категорий [7].

В табл. 1 (представлена дифференцированная по видам услуг динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг. согласно данным Росстата [5].

Таблица 1

Динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг., млн руб.

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем платных услуг населению

2 271 733

2 798 901

3 424 731

4 079 603

4 504 455

4 851 018

Рост по сравнению с предшествующим годом, %

126,93

123,21

122,36

119,12

110,41

107,69

Объем бытовых услуг

228 679

277 883

330 839

405 839

446 728

470 990

Объем транспортных услуг

487 521

593 255

720 023

875 241

916 106

969 778

Объем услуг связи

420 277

519 651

680 884

803 004

877 293

929 786

Объем жилищных услуг

120 272

155 606

184 735

212 365

249 685

265 357

Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

60 098

74 744

92 480

107 522

105 904

111 737

Объем коммунальных услуг

416 335

505 048

602 169

716 074

871 160

1 027 002

Объем услуг культуры

53 232

62 334

58 595

66 623

75 494

84 744

Объем туристских услуг

33 849

45 312

53 961

72 975

78 228

82 246

Объем услуг физической культуры и спорта

14 862

15 735

21 744

25 562

28 170

27 857

Объем медицинских услуг

109 756

136 672

162 115

195 600

222 950

244 440

Объем санаторно-оздоровительных услуг

36 082

42 766

49 158

58 125

61 090

60 523

Объем ветеринарных услуг

4771

5591

6310

7168

8121

8780

Объем услуг правового характера

52 275

69 468

88 102

102 032

87 375

88 393

Объем услуг системы образования

152 670

192 717

241 624

287 594

310 213

326 619

Прочие услуги

81 053

102 120

131 992

143 879

165 940

152 766

В графическом виде динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг. представлена на рис. 1. Данная диаграмма с областями с накоплением отображает как изменение общей суммы, так и изменение вклада отдельных значений [5].

 1

Несмотря на положительную динамику объема платных услуг и положительные экономические прогнозы, развитие отечественного рынка услуг затормаживается. Так, если в 2005 году рост объема платных услуг составил 126,93%, то к 2010 году показатель роста сократился до 107,69%.

Не смотря на это, множество российских отраслей сферы услуг не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития.

Структура платных услуг

В табл. 2 представлена структура платных услуг населению в России за 2005−2010 гг. [5].

Таблица 2

Структура платных услуг населению за 2005−2010 гг., в % к итогу

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем платных услуг населению

100

100

100

100

100

100

Объем бытовых услуг

10,07

9,93

9,66

9,95

9,92

9,71

Объем транспортных услуг

21,46

21,20

21,02

21,45

20,34

19,99

Объем услуг связи

18,50

18,57

19,88

19,68

19,48

19,17

Объем жилищных услуг

5,29

5,56

5,39

5,21

5,54

5,47

Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

2,65

2,67

2,70

2,64

2,35

2,30

Объем коммунальных услуг

18,33

18,04

17,58

17,55

19,34

21,17

Объем услуг культуры

2,34

2,23

1,71

1,63

1,68

1,75

Объем туристских услуг

1,49

1,62

1,58

1,79

1,74

1,70

Объем услуг физической культуры и спорта

0,65

0,56

0,63

0,63

0,63

0,57

Объем медицинских услуг

4,83

4,88

4,73

4,79

4,95

5,04

Объем санаторно-оздоровительных услуг

1,59

1,53

1,44

1,42

1,36

1,25

Объем ветеринарных услуг

0,21

0,20

0,18

0,18

0,18

0,18

Объем услуг правового характера

2,30

2,48

2,57

2,50

1,94

1,82

Объем услуг системы образования

6,72

6,89

7,06

7,05

6,89

6,73

Прочие услуги

3,57

3,65

3,85

3,53

3,68

3,15

На рис. 2 представлена структура платных услуг населению в 2010 году [5].

 2

Анализ структуры позволяет выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объемам потребления. К ним относятся: коммунальные услуги – 21,17%, транспортные услуги – 19,99% и услуги связи – 19,17% от общего объема потребления услуг в 2010 году. Такое распределение можно объяснить тем, что указанные виды услуг относятся к жизненно важным и доступны населению в основном на платной основе.

Как уже отмечалось, в отраслевой структуре ВВП России сфера услуг занимает порядка 60%. В рамках исследования сравним вклад отраслей сферы услуг в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС) различных субъектов Российской Федерации.

На рис. 3 представлены данные о суммарной доле услуг в структуре валовой добавленной стоимости по федеральным округам [2].

 3

Так, наибольший вклад сферы услуг в ВДС в 2010 году наблюдался по Центральному ФО – 71,1%. Данное значение существенно выше среднероссийского. Данное положение можно объяснить высоким уровнем экономического развития, инвестиционной привлекательностью, сосредоточением деловой активности в большинстве регионов Центрального федерального округа. Наименьшая доля сферы услуг приходиться на Уральский федеральный округ – 38,2%. Столь низкий уровень объясняется исторически сложившейся концентрацией в данном Федеральном округе отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, тяжелой промышленности, металлургии, которые играют главенствующую роль во вкладе в валовую добавленную стоимость.

Региональные особенности развития сферы услуг

Многие специфические черты российской экономики, в том числе и сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время как в большинстве существующих стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, в России проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая [1].

Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно наблюдать прогрессивные и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать их специфику.


Источники:
1. Проскура Д.В. Региональный маркетинг в инновационной среде / Д.В. Проскура, Н.В. Проскура, Н.А. Мурашова; НГТУ. – Н. Новгород, 2011. – 124 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. − М., 2012. − 990 с.
3. World Development Indicators 2012 // The World Bank. 8985-0. P. 220.
4. WTO Secretariat, Press release // PRESS/628. Geneva. April 7. 2011. P. 21–23.
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. The World Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org.
7. The World Travel Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org.