Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2013

О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России

Белянская Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия

Тутаева Динара Рафаиловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия

About Some Tendencies in Russian Tax Administration - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 61

Аннотация:
В статье анализируются меры по совершенствованию налогового администрирования в России, оцениваются полученные результаты и прогнозируется будущее состояние системы налогового администрирования в рамках Основных направлений налоговой политики.
Цитировать публикацию:
Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 12-18.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Налоговое администрирование в широком понимании представляет собой систему управления налоговыми отношениями со стороны государства. Современное налоговое администрирование охватывает три основные сферы регулирования: управление налоговыми органами, управление расчетами по налогам, управление информационными потоками [1]. В то же время состояние налогового администрирования как качество деятельности фискальных налоговых органов по контролю, наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лица, является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы [3]. И на каждом этапе развития налоговой системы отдельно взятой страны оценка конкурентоспособности имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с проводимой национальной налоговой политикой.

Традиционно совершенствование налогового администрирования является одним из направлений политики государства в сфере налогообложения. Так, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусматривают сохранение обозначенных в прошлых годах направлений реформирования в сфере налогового администрирования: будет продолжен процесс интенсификация информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками с целью дальнейшего развития доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построения новых интерактивных интернет-сервисов [5].

Совершенствование налоговой политики в России

Если говорить об особенностях завершившегося 2012 года и провести анализ в рамках заданных параметров Основных направлений налоговой политики на 2013 год, то нельзя не отметить, что занимаемая 112-я позиция России в рейтинге Всемирного банка Doing Business, по сравнению со 120-й позицией в прошлом периоде, была обеспечена благодаря прорыву по одному из важных показателей рейтинга – налогообложению: здесь наша страна поднялась со 105-й позиции на 64-е место [7].

Данную позицию, как известно, формируют показатели по следующим компонентам:

− общее число налоговых платежей в год;

− время, затраченное на подготовку, подачу отчетности и уплату (или удержание налога на доходы корпораций, НДС и отчислений на социальное обеспечение (в часах в год);

− сумма уплаченных предприятием налогов на прибыль (как процент от коммерческой прибыли);

− сумма уплаченных предприятием налогов и обязательных отчислений, связанных с рабочей силой (как процент от коммерческой прибыли);

− общая налоговая ставка (в процентах).

Порядок расчета каждого из вышеперечисленных компонентов и сам рейтинг доступны на сайте проекта «Doing business» [1]. По мнению экспертов Всемирного банка, существенное изменение положения России в рейтинге по данному показателю произошло благодаря снижению некоторых административных барьеров, упрощению многих процедур, а также эффективному внедрению специального программного обеспечения и электронных сервисов.

Конкретные меры, принятые и реализованные ФНС России в рамках обозначенных направлений, а также полученные результаты в течение 2012 года были озвучены руководителем ФНС России М.В. Мишустиным и его заместителями в многочисленных выступлениях перед бизнес- и научным сообществами, на деловых встречах с представителями органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, зарубежных налоговых администраций. С учетом всего этого мы можем говорить с определенной долей уверенности о некоторых сформировавшихся тенденциях в налоговом администрировании, которые будут иметь продолжение в дальнейшем и в 2013−2014 годах. Выделим, с нашей точки зрения, наиболее значимые из них.

Развитие электронных способов налогового администрирования

Развитие бесконтактных способов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами – одно из приоритетных направлений совершенствования налогового администрирования. Очевидно, что первым шагом на этом пути стало введение обязательного представления налоговой отчетности налогоплательщиками в электронной форме. Обязанность законодательно закреплена в ст. 80 НК РФ. Как известно, ее возникновение зависит от средней численности занятых на предприятии или организации работников. Данный показатель имеет понижательную тенденцию − с 250 чел. до 100 чел. в настоящее время и до 50 чел. в будущем. По данным ФНС России, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, представляющих налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, растет. Так, за III квартал 2012 года данный показатель по организациям составил 75,8%, по индивидуальным предпринимателям – 69,4% от общего числа налогоплательщиков по каждой группе [6].

Вторая составляющая обозначенного направления, динамично развиваемого налоговыми органами, – это электронные сервисы.

В настоящее время на сайте ФНС России доступны 32 онлайн-сервиса, тогда как в 2011 году их было 22. Они позволяют, например, налогоплательщикам – юридическим лицам пройти процедуру государственной регистрации, проверить своих контрагентов, познакомиться с разъяснениями ФНС России по вопросам налогового законодательства, обязательными для применения налоговыми органами, адреса массовой регистрации и получить другие услуги в электронном виде.

Для всех налогоплательщиков – физических лиц с 1 октября 2012 года заработал интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет зарегистрированному физическому лицу увидеть свои налоговые обязательства по имущественным налогам, перечень и характеристики объектов имущественного налогообложения, обратиться в налоговую инспекцию, отследить статус проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в случае ее подачи, при необходимости произвести оплату имущественных налогов. Оплата налоговых платежей в режиме онлайн осуществляется через кредитные организации, с которыми ФНС России заключила соглашение о сотрудничестве. По итогам 2012 года 13 кредитных организаций предоставляют такую возможность налогоплательщикам – физическим лицам, среди которых Сбербанк России, ВТБ 24, Газпромбанк. В 2012 году было проведено тестирование аналогичного сервиса для организаций − «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» с участием двух крупнейших российских компаний, с целью его распространения в будущем для всех налогоплательщиков − юридических лиц [4].

Весьма информативным для всех налогоплательщиков является сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы», включающий в себя нормативную правовую базу органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. Нормативная база по вышеперечисленным налогам доступна, начиная с 2009 года. Согласно статистике налоговых органов в среднем 5 млн. чел. ежемесячно посещают интернет-сайт ФНС России.

Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования»

Внедрение системы электронного документооборота логично вытекает и связано с развитием первого направления и не является новым.

Говоря о прошедшем 2012 годе, нельзя не отметить в рамках этого направления появившуюся возможность для налогоплательщиков обмениваться электронными счетами-фактурами. Однако практическая реализация данной нормы при всех существующих и не вызывающих сомнения достоинствах, направленных, прежде всего, на сокращение объема бумажного документооборота в бизнес-среде, на первом этапе может сопровождаться возникновением различного рода трудностей как объективного, так и субъективного характера. И хотя возможность использования и предоставления таких документов налогоплательщиками налоговым органам для проведения контрольных мероприятий законодательно установлена (ст. 93, 93.1 НК РФ), но в полной мере не может быть реализована в настоящее время ввиду ограниченной технической готовности налоговых органов и отсутствия обязательного требования в применении налогоплательщиками.

Продолжением работы по обозначенным выше направлениям станет разработка и внедрение дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» в рамках Национальной предпринимательской инициативы, осуществляемой Агентством стратегических инициатив. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» направлена на оптимизацию и совершенствование системы налогового администрирования по созданию комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части сокращения временных и материальных затрат налогоплательщиков на подготовку налоговой отчетности, сближения правил бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль, повышения эффективности механизмов, связанных с исчислением и уплатой НДС, создания дополнительных условий для перехода налогоплательщикам и налоговыми органами на электронный документооборот и корректировки отдельных положений законодательства, регламентирующего применение специальных налоговых режимов. Реализация разработанного плана мероприятий для достижения поставленных целей намечена на 2013 и 2014 гг. [2].

Вывод

В заключении отметим, что рассмотренные в данной статье отдельные направления развития налогового администрирования позволяют утверждать, что в настоящее время в России заложена прочная основа для формирования конкурентоспособной системы налогового администрирования, отвечающей мировому уровню. А успешная реализация предлагаемых мер возможна только при обоюдном желании и готовности на конструктивное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.




[1] http://russian.doingbusiness.org.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2007. – 576 с.
2. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru/upload/iblock/b75/DK_14-11-2012.pdf
3. Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2009. – 448 с.
4. Новые приоритеты в налоговом администрировании // Налоговая политика и практика. – 2012. – № 6 (114). – С. 6–7.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
6. Позиция России в рейтинге Всемирного банка Doing business поднялась благодаря улучшению налогового администрирования в стране: официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.ru/rub_mns_news/3985958.
7. Родионов Д. Восемь мучительных шагов пройдены, осталось 92 ступени вверх // Экономика и жизнь. – 2012. – № 42 (9458). – С. 4.
8. ФНС России подвела итоги обращений граждан к онлайн-сервисам Службы: официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.ru/rub_mns_news/4022844.