Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2013

Хабаровский край: проблемы рынка продовольствия и пути его регулирования

Авербух Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия

Филиппова Галина Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры мировой экономики и коммерции, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, Россия

Khabarovsk Krai: Problems of the Food Market and the Ways of its Regulation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
В статье рассматриваются механизм государственного регулирования и контроля качества продовольственной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности Хабаровского края. Предлагаются меры по совершенствованию качественных показателей продовольственного рынка в контексте вступления России в ВТО.
Цитировать публикацию:
Авербух Е.А., Филиппова Г.А. Хабаровский край: проблемы рынка продовольствия и пути его регулирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – С. 145-149.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Проблема увеличения поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов не решена в Хабаровском крае и сохранила остроту в начале второго десятилетия XXI века. Государственное регулирование в области обеспечения продовольственной безопасности Хабаровского края в качестве приоритетов рассматривает:

1) повышение качества и безопасности пищевых продуктов и развитие межрегиональной торговли, а также совершенствования механизмов государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и государственной регистрации пищевых продуктов, оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов;

2) технико-технологическую модернизацию производства и оптимизацию его объемов (в соответствии с внутренними потребностями региона и перспективами формирования соевого кластера;

3) усиление государственного надзора и контроля в области качества и безопасности пищевых продуктов, мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения [3].

Законодательная и нормативная база решения этих задач включает в себя федеральные законы, санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, положения о типовых программах производственного контроля, методические рекомендации по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятиях общественного питания и др.

Коэффициент качества, определяемый как доля забракованных товаров

В целях определения подходов к исследованию механизмов регулирования и оценки состояния продовольственной безопасности в крае, выделим показатели, характеризующие качество, безопасность питания. Это − коэффициент качества, определяемый как доля забракованных товаров в общем объеме проинспектированных товаров и уровень производственного контроля за качеством продовольственной продукции. Данные обследований и экспертиз представлены в табл.

Таблица

Удельный вес забракованного и сниженного в сортности товаров в общем объеме проинспектированных продовольственных товаров, %*

Наименование продукции

Всего товаров забраковано и снижено в сортности

в том числе импортных товаров

2004

2005

2006

2007

2004

2005

2006

2007

мясо и субпродукты

95,0

63,0

25,0

20,9

99,0

74,0

55,3

15,7

птица

40,0

53,0

31,9

27,6

40,3

44,0

68,8

43,0

колбасные изделия

и копчености

5,8

25,0

66,6

31,8

25,4

100,0

100,0

-

рыба и рыбопродукты

43,2

39,0

69,4

42,5

90,5

100,0

42,9

40,0

цельномолочная продукция

43,4

2,1

10,2

14,4

63,0

3,2

2,4

2,0

масло животное

60,8

46,4

73,9

18,1

68,2

53,3

44,4

57,1

сыры всех видов

12,3

31,8

15,4

35,6

50,0

68,3

15,9

48,3

продукция детского питания

1,5

-

1,7

-

5,0

-

2,7

-

масло растительное

36,0

78,5

1,6

0,1

70,7

12,0

26,3

-

яйца

90,0

68,0

43,2

39,7

-

-

-

-

кондитерские изделия

10,4

7,5

9,2

11,1

1,6

2,0

5,4

2,1

консервы мясные

и мясорастительные

21,0

37,0

22,4

6,5

45,5

-

100

-

*Составлено по: Хабаровск в цифрах / Крайстат, 2009.

Из данных таблицы видно, что доля забракованных продовольственных товаров очень высока. В 2007 году большая доля забракованных и сниженных в сортности товаров наблюдается по рыбе (42,5%) и рыбопродуктам (39,7%), яйцам, колбасным изделиям и копченостям (31,8%). Однако при этом наметилась тенденция повышения качества продуктов питания и снижения доли забракованного товара. На этом фоне прослеживается тенденция ухудшения качества товаров местного производства: кулинарных изделий, молокопродуктов, детского питания, рыбы и рыбной продукции, птицеводческой и мясной продукции. Не соответствует гигиеническим нормативам 5,8% всех проб, преимущественно за счет продукции местного производства. Наиболее высокие показатели несоответствия качества продуктов питания установленным требованиям отмечались в кулинарных изделиях (11,1%), рыбе и рыбопродукции (8,2%), молокопродуктах и детском питании (8%), птицеводческой и мясной продукции (7,3%). В 0,2% исследованных проб, преимущественно мясной и птицеводческой продукции местного производства, были обнаружены микроорганизмы сальмонеллеза.

К механизмам контроля относят системы управления качеством продукции на производстве и в оптовой и розничной торговле, что актуализирует проблему повышения качества профессиональной подготовки товароведов. Объектами производственного контроля являются торговые, складские, административно-бытовые, подсобные, технические помещения, помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, транспорт, оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также продукты питания.

Политика по обеспечению продовольственной безопасности и существующие проблемы

На государственном уровне к механизмам решения проблемы продовольственной безопасности относят налоговые льготы, субсидирование и дотирование производителей, лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования, компенсационные платежи, целевые сборы, акцизы, налоги и пошлины на импортное продовольствие, создание совместных предприятий с иностранными инвесторами). Однако проблема повышения качества пищевой продукции до сих пор не решена.

Так, в 2006 – 2011 годах в Хабаровском крае по показателям химической безопасности исследовано 8,5 тысяч проб продовольственного сырья и пищевых продуктов. Доля не соответствующих гигиеническим нормативам проб составил 1,6% (в 2010 году – 1,1%). За 9 месяцев 2011 года было забраковано 647 партий пищевых продуктов. Основными химическими загрязнителями остались нитраты, которые были обнаружены в 7,8% исследованных проб овощной продукции преимущественно импортного производства [1].

Как показывает практика, экономическая активность государства должна способствовать решению проблемы продовольственной безопасности. Проблемными моментами остаются:

1) диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукций, в частности − монопольно высокими ценами на услуги монополизированных видов экономической деятельности (ТЭК, железнодорожный транспорт);

2) отсутствие современной системы инфраструктурного обеспечения АПК;

3) неэффективная социальная и кадровая политики в АПК;

4) недоиспользование возможностей привлечения рентных доходов краевого бюджета от недропользования в нефтегазовом и обрабатывающем секторах региональной экономики для восстановления экологической чистоты;

5) отсутствие действенного экологического мониторинга в системе землепользования, количественных и качественных показателей рационального или нерационального землепользования, влияющих на качество продукции (общедоступного перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, критерии выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, определение периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятий пищепрома).

Механизмы, которые могут повысить качество продовольствия

Полагаем, что в связи с вступлением России в ВТО, более эффективным механизмами могут стать:

1) создание в структуре министерства сельского хозяйства края подразделения или агентства («регулятора»), которое станет заниматься привлечением инвестиций в АПК и внедрять системы менеджмента качества продукции в соответствии со стандартами серии МС ИСО 9000 или системы ХАССП в связи с вступлением России в ВТО;

2) переход к бюджетно-проектному финансированию АПК региона и производителей;

3) включение в программы развития АПК в крае финансирования и стимулирования экологически чистого производства.

В отношении последнего предложения, речь идет о выделении земель и проектном финансировании животноводческих и овощеводческих ферм, готовых перейти на выпуск экологически чистой продукции. Термин «organic food» (англ. «экологически чистые» или «органические» продукты) применяется к продуктам питания, произведенным в соответствии с нормативами «Общеевропейского соглашения по органическому производству сельскохозяйственной продукции» от 24.06.1991 года.

У нас эту продукцию называют «ЭКО». К статусным критериям такой продукции относят: органические методы земледелия и животноводства, органическое сырье, органические ингредиенты и технологический процесс, исключение из технологического процесса всех химических, радиационных и токсичных технологий. Считаем, что на фоне роста доходов населения края, а, следовательно, роста показателей физической и экономической доступности качественного продовольствия, интерес к качеству продуктов и их экологической чистоте будет формировать региональный спрос и рынок экологически чистых продуктов.

Выводы

Анализ проблемы позволяет сформулировать следующие выводы:

1) необходимо создание двухуровневой сертифицированной системы качества в соответствии со стандартами серии МС ИСО 9000 или системы ХАССП на предприятиях общественного питания, АПК, пищевой промышленности, рыбохозяйственного комплекса края;

2) бюджетное-проектное стимулирование развития экологического, биологического сельскохозяйственного производства; 3) приведение требований к качеству продукции в соотвествие с нормами международного прав и международной. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аналитический обзор результатов мониторинга качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Хабаровском крае (2006–2011 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://27.rospotrebnadzor.ru/directions/monitoring/80433/.
2. Лунеев Л. Органические продукты: коммерция или здоровье? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biosafety.ru/index.php?idp =23&idn=1730.
3. Хабаровск в цифрах, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habstat.gks.ru/about/default.aspx.