Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2013

Инструменты логистики в контексте концепции создания добавленной стоимости

Киреева Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, зам. декана факультета Плехановской школы бизнеса Integral, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия

Logistics Tools in the Context of the Creation Concept of Added Value - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
В статье приводятся результаты анализа инструментов логистики на предмет соответствия параметрам современной логистической концепции создания добавленной стоимости в цепях поставок: ориентация на клиента; анализ и оптимизация затрат; интеграция бизнес-процессов в цепи поставок; использование новых знаний – инновационность.
Цитировать публикацию:
Киреева Н.С. Инструменты логистики в контексте концепции создания добавленной стоимости // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – С. 79-82.

Практическую реализацию логистических концепций обеспечивает соответствующий инструментарий, применяемый в практике управления субъектами хозяйствования в цепях поставок.

Для того чтобы понять, что может быть отнесено к инструментарию логистики, обратимся к понятию инструментария, приводимому в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова и «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой. «Инструментарий» в словаре Д.Н. Ушакова это «подбор, совокупность инструментов, употребляемых в какой-либо специальности». В словаре Т.Ф. Ефремовой приводится два значения: «Инструментарий – 1) набор каких-либо инструментов; 2) совокупность средств, применяемых для достижения чего-либо».

Таким образом, мы видим, что, во-первых – инструментарий применяется в определенной области, во-вторых – представляет собой совокупность средств, а в-третьих – его применение направлено на достижение какой-либо цели. Исходя из этого, логистический инструментарий – совокупность средств, направленных на достижение целей логистической деятельности.

Ниже кратко рассмотрим основные инструменты логистики, которые с успехом применяются при управлении субъектами хозяйствования, являются выражением методов и способов управления.

Ключевые параметры логистической концепции создания добавленной стоимости

В настоящем исследовании проанализированы только те концепции, инструменты, средства, методы управления, которые активно используются в зарубежной практике управления цепями поставок, апробированы и опубликованы в ведущих научных журналах.

Данные инструменты призваны помочь руководителям различных уровней управления проводить моделирование и оптимизацию параметров логистических бизнес-процессов, ориентированных на ключевые ценности современной экономики, а специалистам – оптимизировать и управлять операционной логистической деятельностью (складированием, транспортировкой, управлением заказами и др.).

Рассмотренные инструменты представляют собой эффективное средство логистического управления, ориентированное на современную экономику знаний, развившую логистические концепции до концепции создания добавленной стоимости, ориентированной на клиента, признающей анализ затрат при одновременной инновационности и интеграции бизнес-процессов. В работе проведена оценка логистического инструментария на предмет соответствия современной логистической концепции.

Ключевыми параметрами современной логистической концепции создания добавленной стоимости являются следующие:

− ориентация на клиента;

− анализ и оптимизация затрат;

− интеграция бизнес-процессов в цепи поставок;

− использование новых знаний – инновационность.

Ориентация на клиента сегодня является ключевым, превалирующим фактором конкурентоспособности, вес данного критерия в общей оценке составляет 40%. Естественно, что анализ и оптимизация затрат также выводит компанию на соответствующий уровень конкурентоспособности, без приемлемых затрат, а, значит, без соответствующей прибыли, успешное функционирование компании невозможно – 25%. Интеграция бизнес-процессов, как показывает практика и гласят современные концепции менеджмента − основа успешного долгосрочного функционирования компании, она имеет вес в общей оценке, равный 20%. И, наконец, использование новых знаний – инновационность, без которой конкурировать в экономике знании невозможно – 15%, так как все же инновационные решения должны быть ориентированы на клиента и вести к сокращению затрат.

Шкала оценки

Предлагаемая методология предусматривает семи балльную систему с достаточной степенью детализации для проводимого анализа. 7 баллов – максимальная оценка, 1 балл – минимальная оценка. По каждому из оцениваемых параметров предлагаются свои критерии оценки, отражающие содержание критерия и градацию оценок. В соответствии с приведенными критериями все инструменты получили оценки.

Что касается результатов, то максимальные оценки (по 7 баллов) по параметру «Ориентация на клиента» получили следующие инструменты: Kaizen, CSM – Customer Satisfaction Model, Co-Creation, SERVQUAL. Это означает, что данные инструменты позволяют субъекту хозяйствования все свои бизнес-процессы ориентировать на повышение потребительской удовлетворенности. Средняя оценка по параметру составила 3,37.

Как показало исследование, большинство логистических инструментов ориентированы на анализ и оптимизацию затрат. Средняя оценка в этом случае составляет 4,08, а максимальную оценку имеют 16% инструментов, а именно: АВС − Activity Based Costing, АС − Absorption Costing, BЕРА − Break-even Point Analysis, DuPont Model, VE − Value Engineering, PP- Profit Pools, Variable Costing, Leasing.

По параметру «Интеграция» максимальную оценку получили три инструмента: CPFR − Collaborative Planning, Forecasting, and Replenishment, HI – Horizontal Integration, VI – Vertical Integration, что составило 6%. При этом минимальную оценку получили 37% инструментов, что свидетельствует о том, что интеграционные инструменты еще только предстоит разработать. Средняя оценка инструментария по этому параметру – 2,73 – самая низкая из имеющихся.

Обладающий высокой значимостью, (но небольшим весом в системе оценки степени соответствия современной логистической концепции) параметр инновационности показал следующие результаты: максимальную оценку получили только два инструмента – QFD: Quality Function Deployment и ВМ − Benchmarking (4%). Минимальная оценка у 19% инструментов, средняя оценка составила – 2,8.

Средние оценки по рассмотренным параметрам приведены в табл.

Таблица

Средние оценки по параметрам

Содержание

Оценка параметров концепции

создания добавленной стоимости в цепях поставок

Оценка влияния

на повышение

эффективности

управления

Ориента

ция на клиента

Анализ и оптими

зация затрат

Интеграция бизнес-процессов в цепи поставок

Использо

вание новых знаний − инноваци

онность

Суммарная оценка

Средняя оценка по параметру

3,37

4,08

2,73

2,80

3,33

4,02

В большей степени рассмотренные инструменты отвечают параметру «Анализ и оптимизация затрат» (средний балл 4,08), так как вся логистическая деятельность ориентирована на выполнение правил логистики: «с минимальными затратами нужной товар в нужное место и нужное время при должном уровне сервиса». Сервис подразумевает ориентацию на клиента. Действительно, этот параметр получил следующую по величине оценку – 3,37. далее следует «Использование новых знаний» − 2,8 и «Интеграция бизнес-процессов в цепи поставок» − 2,73, что в полной мере отвечает расстановке приоритетов в экономике знаний. Суммарная (интегральная) средняя оценка составила 3,33.

Заключение

Как показал проведенный анализ, большинство инструментов соответствуют современной концепции создания добавленной стоимости в цепях поставок, несмотря на то, что в основном они появились в 60-е и 80-е годы. 2000-е годы добавили ряд концепций, в первую очередь, связанных со степенью интеграции и информационными технологиями.


Источники:
1. Киреева Н.С. Лизинг в логистике: монография. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012.
2. Киреева Н.С. Развитие концепций логистики и управления цепями поставок. Цепи поставок как цепочки создания добавленной стоимости // Вестник Российского экономического университета. – 2012. – № 11.
3. Проценко И.О. Стратегическая логис тика. – М.: ИД «Мелап», 2005.
4. Степанов В.И. Логистика: учебник. – М.: Проспект, 2006.