Управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям в целях упрощения хода инновационного процесса

Шаховская А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шаховская А.А. Управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям в целях упрощения хода инновационного процесса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 48-53.

Аннотация:
В статье рассмотрен процесс обеспечения готовности персонала к инновационной деятельности как составная часть инновационного процесса, его основной подпроцесс с точки зрения социо-подхода и концепции социально-этического менеджмента. Показаны основные возможности влияния на результаты инновационного процесса через управление процессом обеспечения готовности персонала к инновациям.

Ключевые слова: персонал, инновационный процесс, инновационный шум, готовность к инновациям



Зачастую инновационная деятельность на предприятиях сталкивается с препятствиями, которые затормаживают инновационный процесс либо делают внедрение инноваций невозможным. Очевидно, в таких случаях инновационная деятельность нуждается в корректировке. При коррекции хода инновационного процесса предлагаем особое внимание уделять персоналу, вовлеченному во внедрение инноваций. Именно социум компании, являясь ее ядром и главной движущей силой, может стать причиной остановки инновационного процесса.

В этой связи необходимо акцентировать внимание на показателе готовности персонала к внедрению инноваций. Предлагаем понимать готовность персонала к инновациям как набор характеристик каждого сотрудника или подразделения в целом, способствующих или препятствующих внедрению инноваций на предприятии. Таким образом, можно различать высокую и низкую инновационную готовность, размерность которой может колебаться от 0 до 1. Высокая готовность персонала к инновациям говорит о значительном превышении положительных характеристик над отрицательными. Влиять на вышеописанный показатель можно, повышая набор положительных характеристик или снижая воздействие отрицательных. К положительным характеристикам можно отнести необходимый и достаточный уровень образования для каждой конкретной должности, уровень мотивации на предприятии, наличие корпоративной культуры и многое другое.

Под отрицательными характеристиками подразумеваются внутренние инновационные шумы, препятствующие нормальному ходу инновационного процесса: недостатки в системе управления, межличностные конфликты [1].

Готовность персонала к инновационным процессам

С точки зрения универсальной модели инновационного процесса, ранее разработанной авторами [2], готовность персонала к инновациям является определяющим условием достижения первоначальной цели инновационной деятельности. Иными словами, то, насколько конечный результат инновационной деятельности совпадает или же, наоборот, разнится с исходной целью, зависит в высокой степени именно от инновационной готовности персонала.

Вернемся к универсальной модели инновационного процесса и абстрагируемся от всех ее компонентов за исключением С (социума), Р (результата) и Ц (цели). Предлагаем выделить в крупном инновационном процессе более мелкий процесс, связанный с обеспечением готовности персонала к инновациям, модель которого представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям

Image 1

Поясним основные компоненты данной модели:

С − социум, персонал организации

+ − положительные инновационные характеристики

- − отрицательные инновационные характеристики персонала

ИШ − инновационные шумы

Р − результат инновационной деятельности

Ц − первоначальная цель инновационной деятельности

Таким образом, мы предлагаем следующее определение обеспечения готовности персонала к инновациям:

«Обеспечение готовности персонала к инновациям − есть меры по усилению положительных инновационных характеристик персонала и ослаблению инновационных шумов, которые в дальнейшем приводят к достижению первоначальных целей инновационной деятельности».

Заштрихованная зона − это область совпадения результатов инновационной деятельности с поставленными целями. Пустая зона − область отклонения. Очевидно, необходимо посредством определенных воздействий увеличивать заштрихованную зону и уменьшить пустую. Это возможно осуществить исключительно через социум, как саморегулирующуюся систему. Осознавая свои положительные и отрицательные характеристики, социум способен усилить первые и ослабить вторые. Из рисунка видно, что это приведет к снижению силы воздействия инновационных шумов, которые, в свою очередь, увеличивают пустую зону несовпадения целей и результатов.

Вышеописанный мелкий процесс открывает широкие перспективы в области влияния на ход самого инновационного процесса через изменения в социуме компании. Однако наглядно представленная модель дает лишь внешнее представление о механизме инновационного процесса и требует дальнейшего пояснения.

Зависимость производительности труда от степени готовности персонала

На рис. 2 представлена развернутая модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям, где на входе и на выходе – социум компании с разной производительностью труда в инновационной деятельности (S1 − первоначальная производительность труда в инновационной деятельности, S2 − производительность труда в инновационной деятельности после запуска и окончания ряда процессов). Данная модель описывает прохождение трех крупных последовательных процессов (процесса определения исходной готовности персонала к инновационной деятельности, процесса выделения «узких мест», порожденных наличием внутренних инновационных шумов, процесса повышения готовности персонала к инновациям/ обеспечения запланированной готовности), которые, в свою очередь, состоят из ряда более мелких последовательных и параллельных процессов. Такое сочетание системного и процессного подходов дает нам возможность наглядно представить весь процесс обеспечения готовности персонала к инновациям.

Благодаря обеспечению высокой готовности персонала к инновационной деятельности повышается производительность труда при внедрении инноваций, блокируются инновационные шумы, препятствующие успешному ходу инновационного процесса и, как следствие, достигается результат инновационной деятельности максимально приближенный к заранее поставленной цели инновационного развития.

Рис. 2. Развернутая модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям

Image 2

Теоретическое обоснование процесса обеспечения готовности персонала к инновациям в связи с производительностью труда в инновационной деятельности предполагает возможность математического моделирования данного процесса. В левой части уравнения должен находиться показатель производительности труда, а в правой показатель оценки степени готовности персонала к инновационной деятельности. Зависимость производительности труда от степени готовности персонала к инновационной деятельности можно выразить формулой:

S = f(3) (1),

где

S − производительность труда в инновационной деятельности;

3 − степени готовности персонала к инновационной деятельности.

Заключение

Практическое применение данной зависимости позволит повышать производительность труда персонала промышленных предприятий, занятого во внедрении инноваций. Требуемой производительности труда можно достичь, повышая показатель степени готовности персонала к инновационной деятельности до заданного значения. Очевидно, данная функциональная зависимость представляет собой действенный рычаг корректировки производительности труда в инновационной деятельности посредством изменения степени готовности персонала промышленных предприятий к внедрению инноваций.

Из сказанного выше возникает необходимость математического обоснования параметров данной зависимости, которое авторы планируют провести в дальнейшем.


Источники:

1. Горбов Н.М., Шаховская А.А. Инновационные шумы−препятствия внедрению инноваций. – М.: Логос, 2011. − С. 159−161.
2. Горбов Н.М., Шаховская А.А. Универсальная схема инновационного процесса // Вестн. БГУ. − 2011. – № 3. − С. 146−149.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:03