Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»24 / 2012

Сущность и специфика социального предпринимательства в России

Макаревич Анна Николаевна, Кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Сазонова Татьяна Юрьевна, Кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

The Nature and Specificity of Social Entrepreneurship in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 107

Аннотация:
Исследуя особенности социального предпринимательства, авторы определяют его основные виды и направления деятельности в России. Проводится идея о том, что социальное предпринимательство может осуществляться не только в рамках некоммерческих, но также и в рамках коммерческих структур.
Цитировать публикацию:
Макаревич А.Н., Сазонова Т.Ю. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 52-56.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современная рыночная хозяйственная система формирует новые условия функционирования национальной экономики, сочетающую в себе рыночную эффективность и эффективную социальную политику. Это означает, что производство в большей степени обращается к удовлетворению растущих потребностей людей, в том числе, и социального характера. Кроме того, в работу учреждений, предлагающих социальные товары и услуги, все больше проникают коммерческие элементы. Возникла необходимость регулировать пропорцию между объемами коммерческих товаров/услуг и товаров/услуг, производимых (предоставляемых) и финансируемых государством. В целом, специфика XXI века заключается в усилении роли группы так называемых социально значимых товаров/услуг, под которыми, на наш взгляд не следует подразумевать лишь те, которые предоставляются исключительно общественным сектором экономики. Под социально значимыми товарами и услугами авторы понимают товары и услуги чистого или смешанного характера, предоставляемые институтами власти, общественными организациями, частными лицами, бизнесом, действующими в соответствии с рыночными законами товарного производства и денежных отношений с целью удовлетворение материально-бытовых и духовно-культурных потребностей человека [1].

Социальное предпринимательство

История развития предпринимательства в России имеет примеры участия и воздействия бизнеса на социальную сферу (например, благотворительность). На современном этапе хозяйствования появляются новые формы, среди которых существенное место занимает социальное предпринимательство, представляющее собой относительно новый способ экономической деятельности и имеющее следующие особенности.

1. Социальное назначение организации, то есть социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в том числе для инвалидов), обучении (в том числе взрослых) и т.д.

2. Предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в том числе не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы.

3. Достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований.

В качестве факультативного признака можно указать, что многие предприятия такого вида характеризуются общественной собственностью.

Социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющим элементы чисто коммерческого ведения бизнеса и некоммерческие организации (НКО). Общее и особенное перечисленных организаций представлено в табл.

Таблица

Сравнительная характеристика коммерческих, гибридных и некоммерческих организаций*

Виды организаций

Мотивы деятельности

Методы

Направления использования прибыли

НКО, функционирующие исключительно на пожертвования

Добрая воля и создание социальной ценности

Определяются миссией организации

На развитие и достижение миссии организации

Гибридные (НКО, осуществляющие коммерческую деятельность; социальное предпринимательство; социально-ответственный бизнес)

Создание социальной и экономической ценности

Определяются рыночными условиями и миссией организации

На развитие и достижение миссии, также может распределяться между участниками (если нет законодательного запрета)

Чисто коммерческие рганизации

Личная выгода и создание экономической ценности

Определяются рыночными условиями

Распределяется между собственниками

* Составлено с использованием [4].

Сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства

Опыт социального предпринимательства показывает, что решение социальных проблем на основе предпринимательства зачастую оказывается более эффективным, чем использование стандартных механизмов государства или некоммерческих организаций.

Для обобщения и анализа мировой практики была исследована, в том числе, информация международного фонда поддержки социальных предпринимателей Ashoka [5], включающая примеры успешного решения определенных социальных проблем отдельных территорий. Ниже представлены сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства.

1. Создание новой продукции на основе переработки отходов и улучшение экологической обстановки (пример – Concerve, Индия, переработка пластиковых отходов).

2. Противодействие криминализации общества (пример – Emergence, Франция, спортивная организация молодежи).

3. Реабилитация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пример – Jardins de Cocagne, Франция, сельскохозяйственных предприятий для реабилитации длительно безработных).

4. Системы по предоставлению услуг для малоимущих слоев населения (пример – America’s Family, США).

5. Организации для микрокредитования мелких предпринимателей (пример – Kiva.org, глобальная интернет-платформа, не входит в базу фонда Ashoka).

На наш взгляд, главной особенностью и отличием российской практики является то, что первостепенную важность будет иметь критерий реализуемости и устойчивости идеи социального предпринимательства на основе получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг). Гранты и благотворительные пожертвования могут рассматриваться только в качестве дополнительных финансовых ресурсов, так как из-за низкого уровня жизни значительной части населения страны частная благотворительность пока не получила в России широкого распространения. Также следует учитывать недостаточную развитость инфраструктуры поддержки социальных предприятий.

Господдержка социально-ориентированных некоммерческих организаций

В настоящее время в качестве основного источника социальных инициатив население, бизнес и само государство рассматривает главным образом государственные ресурсы. В ограниченном масштабе социализация предпринимательской деятельности происходит через распространение принципов корпоративной социальной ответственности. Социальное предпринимательство может осуществляться как в рамках НКО, так и коммерческими структурами. Относительно недавно понятие «социально ориентированные организации» применялось в равной мере как к коммерческим, так и к некоммерческим предприятиям, в том числе к полностью финансируемым из бюджета. В настоящее время, с принятием Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [1], под «социальным предпринимательством» понимаются исключительно НКО, и государственная поддержка направлена только на такие организации. В перспективе это может привести к злоупотреблениям и ситуациям, когда бизнес будет сознательно принимать форму НКО с целью получения государственных и/или муниципальных средств и активов. Полагаем, что при выделении социального аспекта предпринимательства первостепенным признаком должно быть социальное назначение организации.

По данным Минэкономразвития РФ, отвечающего за реализацию мер по поддержке социально-ориентированных НКО, по состоянию на 1 января 2012 г. в 51 регионе Российской Федерации действуют программы поддержки социально ориентированных НКО [3], включающие финансовую, информационную, консультационную, образовательную и кадровую поддержку, сниженные ставки по уплачиваемым налогам, возможность предоставления на льготных условиях помещений в аренду. В качестве приоритетных направлений для социального предпринимательства в рамках НКО в России выделяются следующие [см, к примеру, 2]:

 профилактика социального сиротства;

– поддержка материнства и детства;

– социальная адаптация инвалидов и их семей;

– повышение качества жизни людей пожилого возраста;

– развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

– развитие межнационального сотрудничества.

Вывод

Подводя итог, следует отметить, что социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющее элементы чисто коммерческого ведения бизнеса и некоммерческие организации, функционирующие исключительно на пожертвования. Особенностью социального предпринимательства в России является необходимость устойчивого получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг). С учетом этого необходимо пересмотреть базовую идею, заложенную в государственных и муниципальных программах развития, согласно которой основными субъектами реализации социального предпринимательства являются некоммерческие организации.



[1] Указанный закон действует с 18 апреля 2010 г. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Макаревич А.Н. Сфера социально значимых услуг: «борьба» терминологий // Казанская наука. – 2012. − № 10.
2. Муниципальная целевая программа «Развитие социального партнерства органов местного самоуправления Великого Новгорода и некоммерческих организаций на территории Великого Новгорода» на 2011–2014 годы // СПС «Консультант Плюс».
3. Министерство экономического развития РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
4. Alter S.K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. 2007. Nov. 27 (revised vers.). p.13.
5. Ashoka Innovators for the Public [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ashoka.org.