Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»24 / 2012

Новый виток в мировой экономике: развитие деловых информационных услуг

Мирзабеков Алхас Мирзабекович, Аспирант экономического факультета, кафедра маркетинга Академии народного хозяйства и Госслужбы при Президенте РФ, Исполнительный директор, ООО «ГорКом», Россия

A New Milestone in the Global Economy: the Development of Business Information Services - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Цитировать публикацию:
Мирзабеков А.М. Новый виток в мировой экономике: развитие деловых информационных услуг // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 5-12.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Рассматривая знания в современной экономике как основной производственный ресурс, мировое экономическое сообщество сконцентрировалось на переходе к постиндустриальному обществу. Это позволило странам с развитой технологической (интеллектуальной) составляющей экономики, несмотря на жесткую экономическую конкуренцию в системе международных отношений, без страха потери технологий перенести вредные производства на территории развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского и Восточно-Европейских регионов с дешевой рабочей силой, сконцентрировав у себя только научную базу.

Экономический рост стран и доля их сферы услуг в ВВП

Глубина и масштабы технологических достижений как главный локомотив экономического развития пятого и шестого технологических уровней позволяют говорить о постиндустриальном обществе в развитых странах как о свершившемся факте. Ценность человеческого интеллекта и научной мысли вышла на первый план. Переход от промышленной к сервисной модели экономики и рост в ВВП развитых стран сектора услуг становятся критериальными, то есть определяющими степень развития и конкурентоспособности национальной экономики.

Если проанализировать структуру ВВП развивающихся и развитых стран можно понять взаимосвязь между ростом сферы услуг и ВВП. Учитывая, что развитых страны контролируют более ¾ мировой экономик и в структуре их ВВП сфера услуг занимает более 75%, любые колебания в сфере услуг отражаются на текущей мировой экономической конъюнктуре. Согласно прогнозам международного консалтингового агентства McKinsey Global Institute, к 2030 г. количество занятых в промышленном производстве в 17 развитых странах сократиться до 9%, но при этом количество произведенной продукции увеличиться за счет внедрение высоких технологий.

Рассмотрим таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Страны с самым высоким уровнем экономического роста в 1999−2009 гг.

№№

в рейтинге

Страна

Среднегодовой прирост реального ВВП, %

1

Экваториальная Гвинея

19,1

2

Азербайджан

14,4

3

Туркменистан

14,2

4

Катар

12,9

5

Ангола

11,3

6

Мьянма

11,1

7

Китай

10,3

8

Сьерра-Леона

9,4

9

Афганистан

9,0

10

Нигерия

8,6

* Источник: The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

Таблица 2

Страны с наибольшим ростом сферы услуг в 1999−2009 гг.

№№

в рейтинге

Страна

Реальный среднегодовой прирост, %

1

Афганистан

15,7

2

Эваториальная Гвинея

15,1

3

Туркменистан

15,0

4

Нигерия

13,4

5

Ангола

11,8

6

Китай

11,4

7

Конго-Книшаса

11,1

8

Эфиопия

10,7

9

Армения

10,5

10

Азербайджан

10,1

* Источник:The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

Проанализировав данные статистики, мы получаем, что по странам из первой десятки рейтинга соответствует наибольший рост и сферы услуг. Таким образом, потенциал роста данных стран находится именно в сфере услуг. Произведя стандартные математические расчеты, мы получаем табл. 3.

Таблица 3

Страны с наибольшим соотношением среднегодового прироста сферы услуг относительно ВВП, 1999−2009 гг.

№№ в рейтинге

Страна

Коэффициент реального среднегодового прироста сферы услуг относительно ВВП, %

1

Афганистан

1,7

2

Нигерия

1,6

3

Китай

1,1

4

Туркменистан

1,1

5

Ангола

1,0

6

Эваториальная Гвинея

0,8

10

Азербайджан

0,7

* Источник: The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

Из данных табл. 3 видно, что основным направлением роста ВВП является сфера услуг. Доля сферы услуг в ВВП развитых стран превышает 70%. Соответственно, не смотря на то что в развивающихся странах сосредоточенно более 84% населения и практически все мировые производственные кластеры, они не обладают высоким научно-техническим потенциалом и в совокупности производят менее 1/3 мирового валового продукта.

Услуги в сфере информационных технологий в развитых странах

Если взять страны с наиболее развитой экономикой, то их влияние на мировую экономику огромно. Они обладают передовыми технологиями, и в структуре их ВВП преобладает сфера услуг и уменьшается доля материально производства. Судя по уровню инвестиций, технологии стали реальными материальными активами развитых стран, превосходящими по уровню востребованности природные ресурсы. Рассмотрим табл. 4.

Таблица 4

Страны с наиболее развитой экономикой в 2009 г.

Место

Страна

ВВП (млрд $)

Расходы на НИОКР (млрд.$)

Место в рейтинге инновационного индекса**

1

CША

14 119

398,1

2

2

Япония

5 069

150,8

3

3

Китай

4 985

57,6

13

4

Германия

3 330

84,2

8

5

Франция

2 649

49,8

9

* Источник:The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

** Инновационный индекс − показатель внедрения новых технологий, взаимодействие делового и научного секторов.

Ведущая роль сектора услуг в национальных экономиках и динамизм его развития подтолкнули бизнес к инвестированию в соответствующие подсектора сферы услуг. Наиболее динамичный рост в структуре сферы услуг демонстрируют ИТ-технологии, занимая в общем объеме услуг развитых стран до 15%. Рассмотрим табл. 5, которая отражает нацеленность экономик развитых стран на развитие услуг в сфере информационных технологий, что свидетельствует также о приоритетах в государственной политике, связанных с поддержкой этой деятельности.

Таблица 5

Доля ИТ-технологий в ВВП некоторых стран к 2016 г.

NN

Страна

 

Доля в ВВП, %

1

Великобритания

8,3

12,4

2

Южная Корея

5,4

8

3

Китай

5,5

6,9

4

ЕС

2,8

5,7

5

Индия

2,6

5,6

6

Япония

4,4

5,6

7

США

4,7

5,4

8

Мексика

2,1

4,2

9

Германия

3,8

4

10

Россия

1,4

2,8

* Источник: Economist Intelligence Unit; BCG. 31.07.2012. Российская Бизнес-газета, № 857 (28).

Несмотря на лопнувший даткомовский пузырь [1] в 2000 г. и в настоящее время ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 6 лет, начиная с начала 2006 г., доходы отрасли росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста экономики 3−4%, что привело к увеличению доли сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста − около 9% − сохранятся и в течение следующих пяти лет практически во всех странах мира, а соответственно будет трансформироваться и сфера услуг. Это связано с рядом факторов.

Переход на сервисную модель экономики

Основным генератором инновационной активности в течение всего XX века является бизнес, который, несмотря на становление мощных государственных и общественных институтов, целенаправленно занимающихся производством нового знания и новых технологий. Это обстоятельство связано с тем, что стимулы инновационной деятельности наиболее полно проявляются в результате возможности через нововведения максимизировать предпринимательский доход. Особенно это относится к сфере деловых (межфирменных) отношений, когда активность одной бизнес-единицы стимулирует спрос на услуги продукции бизнес-партнеров.

Выделяя эти тенденции в мировой экономике услуг в отдельный подсектор сферы услуг, мы открываем перед экономистами и аналитиками перспективы для более детального изучения характерных свойств, а соответственно и возможности для прогнозирования возникающих последствий. Получаем принципиально новую структуру сферы услуг постиндустриальной экономики, представленную на рис.

1

По данным консалтингового агентства McKinsey, в развитых странах доля занятых в сфере услуг превысит 90%, из них более 70% будет связано с сервисом высокотехнологических услуг. Учитывая эти мировые тенденции, необходимо принять как должное формирование нового сектора сферы услуг, оценивая это как неотъемлемый фактор перехода на сервисную модель экономики. Само по себе это дает новый качественный виток развитию мировой инновационной системе, решая целый комплекс проблем образования, науки и технологий, создавая благоприятные условий для новаторов и предпринимателей. Результатом этого станет формирование новой экономики в мировом масштабе, отличающейся от индустриальной. Это позволит многим странам, не имеющим сырьевых запасов и буквально десять-пятнадцать лет назад бывшим аутсайдерами научно-технологического развития, таким, как Южная Корея, Индия и Китай, войти в число лидеров по ряду принципиально важных на сегодняшний день направлений.

Вывод

Выделение деловых информационных услуг в виде отдельного сектора сферы услуг позволит сформировать научную базу для понимания и обоснования характеристик воздействия информационных систем на основные показатели предприятий сферы услуг и механизмов возникновения востребованности внедрения таких систем на предприятиях. Это будет способствовать росту коммерческого интереса, побуждающего бизнес внедрять достижения информационных технологий на своих предприятиях.



[1] Даткомовский пузырь или пузырь доткомов – экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995  по 2001 годы. Образовался в результате взлета акций интернет-компаний (преимущественно американских) и был связан с завышенной оценкой роли интернет-бизнеса. – Прим. ред. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мау В.А. Модернизация − это не «железки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rane.ru.
2. Путин В.В. Демократия и качество государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.litera-ml.ru.
3. Мир в цифрах 2012 / Пер. с англ. Д. Журавлева, Н.Кононовой. − М.: Бизнес-Олимп, 2012. − 272 с.
4. Д. Киркпатрик. Эффект Цукерберга/ Статья. URL: http://www.forbes.ru/ 21.05.2012.
5. Доклад президента США-2012: Америка возвращается, Европа уходит. (2012 State of the Union – America is Back, Europe is Gone) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru.
6. Развитие информационного общества. Разработка механизмов реализации стратегии развития информационного общества в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insor-russia.ru.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм. социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. − М.: ЭКСМО. 2007. – 864 с.
8. Фингар Питер. Dot. Cloud. Облачные вычисления − бизнес-платформа XXI века / Переводчик Андрей Захаров. − М.: Альпина Паблишер. 2011. – 256 c.
9. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем. Переводчик Владимир Егоров. − М.: Альпина Паблишер, 2012 . – 264 c.
10. Мирзабеков А.М. Особенности сферы услуг в постиндустриальном обществе на примере социальных сетей, как среды развития деловых отношений // Креативная экономика. – 2012. − № 9 (69). − С.127−132.
11. Мирзабеков А.М. Интернет-технологии как новая парадигма бизнеса//Статья. Российское предпринимательство. – 2011. − № 12 Вып. 1 (197). − С. 4−9.