Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»22 / 2012

Система мониторинга малых инновационных предприятий в Свердловской области

Сагинова Ольга Витальевна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной экономики и предпринимательства Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Завьялова Надежда Борисовна, канд. техн. наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Головина Алла Николаевна, д-р экон. наук, профессор, директор Уральского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Россия

The Monitoring System of Small Innovative Enterprises in Sverdlovsk Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Анализ инновационного сегмента предпринимательства в регионах России на основе регулярного мониторинга в значительной степени способствует формированию эффективных программ поддержки предпринимательства и, как следствие, развитию стратегически важных направлений экономики страны. В статье представлены некоторые результаты научно-исследовательской работы по оценке деятельности малого инновационного предпринимательства Свердловской области, его проблем и потребностей.
Цитировать публикацию:
Сагинова О.В., Завьялова Н.Б., Головина А.Н. Система мониторинга малых инновационных предприятий в Свердловской области // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 48-54.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Малое и среднее предпринимательство – это среда, в которой формируется предпринимательский уровень нации и создаются условия для развития инновационной деятельности талантливого населения России. В этой связи государственная политика в области развития предпринимательства оказывает значительное влияние на восстановление утраченных навыков и мировоззрения людей, на формирование уверенности предпринимателей в значимости их деятельности для экономики страны и, как следствие, отражается на перспективах роста предпринимательства в России. Осознавая, что потенциал предпринимательства в стране не реализован в полном объеме, региональные и муниципальные образования Российской Федерации развернули масштабные программы поддержки предпринимательства, обеспечивая предпосылки и условия его развития в регионах.

Государственная политика в этой области носит активный и целенаправленный характер, с акцентом внимания на необходимости развития регионов в соответствии с их стратегическими планами и задачами.

Особое внимание уделяется малым инновационным предприятиям, поскольку именно лидирующие в инновационной сфере компании способны сформировать потенциал для экономического развития страны. Примером могут служить Китай, Южная Корея и другие развивающиеся страны, чьи экономические успехи во многом связаны с инновационной деятельностью предприятий [1, 2].

Инновация как «разработка и внедрение новых или усовершенствованных продуктов и услуг, процессов или систем, организационных структур или бизнес-моделей в целях создания новой потребительской ценности, улучшения финансовых результатов и повышенной производительности» [5] является комплексным понятием, что предопределяет условия успеха государственных инвестиций в сферу инновационного предпринимательства. К таким условиям относится необходимость знания специфики деятельности малых инновационных предприятий (МИП), их приоритетных потребностей в решении задач устойчивого развития [3]. В этой связи научно-исследовательская работа «Мониторинг динамики развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», выполненная сотрудниками кафедры сравнительной экономики и предпринимательства РЭУ им. Г.В. Плеханова, является актуальной и востребованной для анализа ключевых аспектов, влияющих на развитие инновационного предпринимательства региона. Исследование было нацелено на выявление предпочтений МИП в государственных услугах, уровня удовлетворенности субъектов малого и среднего предпринимательства существующими видами государственной поддержки, что позволило сформулировать ряд рекомендаций организациям, оказывающим государственную поддержку предпринимателям.

Методика исследования

В соответствии с разработанной методикой исследования, анализу подвергались результаты опроса 107 респондентов – получателей разнообразных видов государственной поддержки, а также имеющих различный опыт в сфере инновационного бизнеса. Учет разнообразия представителей МИП осуществлялся путем их группировки по категориям:

– «молодой предприниматель» – физическое лицо в возрасте до 30 лет (включительно), зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо с руководителем в возрасте до 30 лет (включительно) и уставным капиталом, в котором доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет (включительно), составляет не менее 50%;

– «действующее МИП» – субъект малого или среднего предпринимательства, действующий на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, фактически производящий инновационные товары, выполняющий инновационные работы или оказывающий инновационные услуги;

– получатель субсидий как начинающее МИП – субъект малого или среднего предпринимательства (юридическое лицо), зарегистрированный не ранее 1 августа 2009 года, деятельность которого заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

– получатель субсидий на выплату первого взноса по договору лизинга – субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в сфере промышленного производства, оформивший договор лизинга на приобретение основных средств с лизингодателем.

Для анализа реальных потребностей МИП в государственной поддержке исследования проводились по трем основным направлениям, представленным на рис. 1 (см. ниже).

Рис. 1. Направления исследований потребностей МИП

Результаты исследования

По результатам оценки значимости факторов, влияющих на развитие предпринимательства, респонденты различных исследуемых категорий высказали не одинаковое по средней оценке баллов мнение (применялась пятибалльная шкала Лайкерта), что отражено на рис. 2 (см. на с. 51).

Рис. 2. Оценка значимости факторов субъектами МИП

Однако в целом наблюдается определенное единодушие по таким вопросам как «Значимость государственной поддержки», «Значимость подключения к инфраструктуре», «Значимость получения лицензий» и «Значимость влияния административных барьеров».

При анализе потребностей выявлены разноплановые интересы в каждой из рассматриваемых групп МИП – рис. 3 (см. на с. 52), что требует учета при формировании программ поддержки предпринимательства. При этом, кроме остроты кадровых проблем, предприниматели испытывают значительные потребности в маркетинговых исследованиях, консультациях по рекламе, маркетингу и продажам.

Рис. 3. Приоритеты целевых групп исследования

Ориентация на потребности сегментов целевой аудитории позволит повысить эффективность программ и удовлетворенность различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса.

Наиболее важным в исследовании было выявление доступности ресурсов для развития инновационного предпринимательства. Это обусловлено спецификой инновационных предприятий, представляющих собой достаточно сложную сеть взаимодействия малых компаний и крупного бизнеса, исследовательских и образовательных учреждений. Такое взаимодействие может быть эффективным только при доступности к современной инфраструктуре бизнеса.

В числе наиболее важных ресурсов для инновационных предприятий были выделены следующие категории: имущественные ресурсы (машины и оборудование, сырье и материалы, земельные участки и помещения), доступность в получение услуг (образовательных, финансовых, консультационных и др.), тарифы на энерго- и теплоносители, а также доступность к таким инфраструктурным ресурсам как возможность подключения новых энергетических мощностей и сервисов сети Интернет.

Многоуровневый подход к исследованию позволил выявить, что наиболее проблемным в части доступности к инфраструктуре является подключение новых электрических мощностей и доступность каналов дистрибуции. 

В категории «Доступность имущественных ресурсов» респонденты дали низкую оценку возможностям приобретения помещений и земельных участков. На региональном уровне данные проблемы могут являться существенным препятствием к развитию инновационного предпринимательства, и даже значительное финансирование субъектов малого и среднего бизнеса не сможет обеспечить экономического роста в сегменте инновационного предпринимательства.

Учитывая, что российские инновационные компании в период возрождения предпринимательства могут и должны опираться на масштабный и доступный внутренний рынок, для развития предпринимательства в регионе целесообразной является разработка маркетинговых программ, обеспечивающих рост рынков спроса инновационной продукции. Окрепнув на масштабах производства, малые инновационные предприятия смогут перейти на новый качественный уровень и самофинансирование научных разработок.

Пополнение рынка труда – также доступное и не столь затратное направление поддержки предпринимательства [4]. Возможности подготовки специалистов сегодня достаточно широки: целевое направление на обучение и финансирование образования талантливых выпускников школ, финансирование целевых программ дополнительного образования или создание центров по подготовке квалифицированных рабочих с гарантией трудоустройства – вот неполный перечень инструментов поддержки развития инновационного предпринимательства.

Обеспечение доступности инфраструктурных и имущественных ресурсов лежит в плоскости организации прозрачности доступа к перечню имеющихся в регионе ресурсов. В этом направлении могут существенную поддержку оказать сами МИП, осуществляющие свою деятельность в области разработки информационных систем и баз данных.

Заключение

Реализация принципов устойчивого развития малых инновационных предприятий – одна из важнейших задач, обеспечивающая создание технологий, товаров и методов, ориентированных на опережающее развитие экономики, а также влияющая на социальные условия жизни населения регионов. В этой связи мониторинг деятельности малого инновационного бизнеса, его проблем и ожиданий является одним из стратегически важных инструментов управления регионом. Учитывая высокие требования населения к результатам деятельности государственной власти, мониторинг МИП позволяет сделать поддержку предпринимательства более целенаправленной, эффективной и скоординированной.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Инновационные высокотехнологичные кластеры в предпринимательстве // Российское предпринимательство. – 2012. – № 10 (208).
2. Завьялова Н.Б., Сухова А.М. Роль и задачи сравнительного анализа в развитии предпринимательства // Российское предпринимательство. − 2012. − № 6 (204).
3. Головина А.С. Опыт исследования инновационности предпринимательства за рубежом // Малый и средний бизнес стран ШОС в современных условиях: основные проблемы развития. Угрозы и перспективы: междунар. науч.-практ. конф. − Екатеринбург : [УФ РЭА им. Г.В. Плеханова], 2010. − С. 73−76.
4. Сагинова О.В. Сагинов Ю.Л. Задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого развития // Российское предпринимательство. − 2012. − № 6 (204).
5. Доклад о конкурентоспособности России 2011 «Закладывая фундамент устойчивого процветания» / World Economic Forum, Committed to Improving the State of the World.