Теоретические и методические основы программно-целевого управления

Максимец Н.В., Шакирова Г.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Максимец Н.В., Шакирова Г.Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 32-36.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы государственного программно-целевого управления: комплекс факторов, обусловивших востребованность новых подходов к программно-целевому решению важнейших вопросов развития страны. Обоснованы подходы к определению понятий «программа» и «план», определены проблемы реализации программно-целевого метода управления.

Ключевые слова: программа, Комплексная программа, план, программно-целевой метод управления, системный поход

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Государственное программно-целевое управление признано быть инструментом решения социально-экономических проблем, в этой связи расширяется и поле практического применения государственного программирования.

Использование государственного программно-целевого управления в современной экономике способствуют его действенность и применимость в условиях любой экономической системы. Программно-целевое управление использовалось в централизованно-управляемой экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу и природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с различными формами как политических, тик и экономических систем. Вне зависимости от формы системы, проблемы могут быть решены и действительно решаются на программной основе, с использованием программно-целевого метода управления. Таким образом, существенные различия наблюдаются только в способах управления разработкой и реализацией комплекса программных мероприятий.

В 2006 г. в России сложился комплекс факторов, обусловивших востребованность новых подходов к программно-целевому методу решения важнейших вопросов развития страны и организации бюджетной деятельности государства [1].

В.В. Путиным 5 сентября 2005 г. были сформулированы идеи и определены ключевые содержательные моменты четырех приоритетных национальных проектов как нового механизма решения задачи повышения качества жизни граждан, как формы концентрации бюджетных и административных ресурсов: эффективной формы, исключающей «инертное проедание средств без ощутимой отдачи» [2].

Сферы реализации проектов выбраны вполне закономерно: здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство и являются ключевыми компонентами, определяющими состояние приоритета всей государственной политики, как качество жизни граждан. Это сферы, развитие которых требует применения масштабных и технологичных государственных инструментов: приоритетных национальных проектов.

Программно-целевой метод управления нацелен на предвидение будущих результатов деятельности и планирование путей их достижения. Любой метод управления направлен на достижение каких-либо конкретных целей, в основе самого процесса управления лежит определение и постановка целей и побор путей их достижения.

Программно-целевой метод управления

Опыт разработки и реализации различных программ показывает необходимость развития методологии программно-целевого управления в тесной связи с типом и уровнем формирования. Вначале определяются цели, которые должны соответствовать приоритетам государственной политики. Программы, методы их реализации и планируемые итоги тесно увязываются с прогнозом социально-экономического развития страны, особенно с планами модернизации тех сфер и отраслей, в которых они будут осуществляться. Принципиально важным является то, что государственные программы должны не только учитывать текущее положение дел в экономике и социальной сфере, но и работать на перспективу, отражая долгосрочные прогнозы и тенденции.

Итак, программно-целевой метод управления является общепризнанным способом решения крупных и сложных народнохозяйственных проблем посредством выработки рациональных целенаправленных решений, сбалансированных по срокам, ресурсам и исполнителям.

Варианты определения термина «программа» представлены в табл.

Таблица

Варианты определения термина «программа»

Райзберг Б.А.
Ильенкова С.Д.
Лозовский Л.Ш.
Программа – это совокупность целеориентированных, намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на решение определенной проблемы
Программа – это конкретные меры, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной ситуации
Программа – это совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленный на достижение единой цели, решение одной проблемы

Программно-целевой метод решения проблем в наибольшей степени отвечает основным принципам государственного регулирования.

Во-первых, он способен обеспечить единство экономических и социальных целей, так как меры государственного воздействия направлены и на то, и на другое.

Во-вторых, этот метод органически сочетает директивное и индикативное регулирование в единой системе управления отраслевой экономикой. Очевидно, что программно-целевое регулирование, осуществляемое при участии государственных органов управления, предполагает отраслевой протекционизм, имеющий два аспекта: внутрихозяйственный и внешнеэкономический.

В-третьих, по сути своей программно-целевой метод управления обеспечивает более планомерное и пропорциональное развитие отрасли, воздействуя на конкуренцию и ценообразование, нейтрализуя противоречия интересов его отдельных сфер и комплексов [4].

Воздействие на активизацию предпринимательской деятельности

На сегодняшний день относительно четко в российском праве формализована именно программная форма управления. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:

1) комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований;

2) федеральные, региональные и муниципальные целевые программы;

3) ведомственные целевые программы.

Применение программно-целевого метода управления осуществляется в виде реализации целевых комплексных программ, которые и являются одним из значимых средств экономической политики государства.

Основным параметром в программно-целевом методе управлении является четко структурированная содержательная часть программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации и контролем выполнения.

При формировании и развитии программно-целевого метода управления должны применять комплексный, системный и целевой подходы.

Реализация комплексного подхода возможна лишь в сочетании со всеми сопутствующими ему явлениями и процессами. Поэтому программно-целевой метод управления направлен на активизацию предпринимательской деятельности, так как позволяет на основе комплексного подхода определять современные значимые бизнес-задачи. Системный подход позволяет проникнуть в существо связей в процессе хозяйственного управления, находить наиболее эффективные варианты их организационного построения, развития и совершенствования [3].

Проблемы реализации программно-целевого управления

Анализируя опыт России в реализации программно-целевого метода управления, следует отметить ряд проблем теоретического, методического, нормативного и реализационного характера.

В теоретическом плане требуется доработка сформированной в советское время методологии в соответствии с требованиями рынка, с ориентацией на действительную выполнимость поставленных задач, социально-экономическую и бюджетную эффективность разрабатываемых мероприятий.

Недостаточно проработаны и методические основы проблемного районирования. При выборе цели программы не всегда четко конкретизированы народнохозяйственные приоритеты развития и система показателей, заданий программы.

При реализации целевого подхода зачастую наблюдается расхождение желаемого и действительного, когда потребности региона не обеспечиваются ресурсами, а формирование программ по решению отдельных проблем осуществляется разными организациями без их централизации и координации. Это ведет к дублированию и рассеиванию средств.

Поэтому необходим охват этих проблем комплексной региональной программой или укрупнение мелких программ с целью повышения их прозрачности, экономии бюджетных средств на управление, повышения ответственности исполнителей и контроля.

Отсутствие альтернативных вариантов по составу мероприятий программы в зависимости от объема реальных финансовых ресурсов в региональном бюджете и принятие за оптимальный единственного варианта, предложенного администрацией территории, ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.

На стадии реализации программ большое значение отводится системе мониторинга и оценке выполнения программных мероприятий, что требует унификации показателей мониторинга региональных и муниципальных программ для упрощения, сопоставимости и доступности его использования на различных уровнях.


Источники:

1. Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты как метод и форма бюджетной деятельности государства / А.С. Матненко // Финансы. – 2009. – № 4 – С. 22-28.
2. Из выступления Президента РФ В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного совета (5.09.2005 года Москва, Большой Кремлевский дворец) // http://www.minzdravsoc.ru/health/prior.
3. Терентьева Н.Ю. Проблемы реализации программно-целевого метода управления на региональном уровне / Н.Ю.Терентьева [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. 2007. – № 4 (12). – Режим доступа: http://region.mcnip.ru.
4. Эльдиева Т.М. Совершенствование программно-целевого метода решения проблем регионального АПК / Т.М. Эльдиева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2011. – № 10 – С.12-18.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 02:16:18