Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»19 / 2012

Госрегулирование нефтяного комплекса арабских стран

Павленкова Светлана Константиновна, магистр, Высшая школа государственного администрирования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия

Шаров Илья Николаевич, эксперт по оценке эффективности инвестиционных проектов, Россия

The Government Regulation of the Oil Complex in the Arab Countries - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 43

Аннотация:
В работе рассматривается степень государственного участия в регулировании и использовании нефтяного комплекса арабских стран. Определены позитивные и негативные стороны решающей роли государства в распределении доходов от нефтедобычи.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Павленкова С.К., Шаров И.Н. Госрегулирование нефтяного комплекса арабских стран // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 19. – С. 62-65.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Энергетический фактор – основа жизнедеятельности любого современного человеческого общества. Особый интерес представляет опыт Арабских стран, поскольку понятия «нефть» и «арабы» стали неразрывными. Односторонняя ориентация экономик представителей данного региона серьезно обедняет их возможности дальнейшего наращивания производительных сил за пределами топливно-энергетического комплекса, мешает созданию многоотраслевого производства, являющегося гарантией экономической стабильности и залогом устойчивости в периоды финансовых и других кризисов. Все это предопределяет стратегический интерес правящих режимов к функционированию и перспективам развития нефтяного комплекса, что требует постоянного и тщательного анализа роли государства в развитии нефтяной отрасли и необходимых государственных мер в этой сфере в интересах общества. Данные обстоятельства определяют актуальность и композиционную платформу проводимого исследования.

Развитие нефтяной промышленности в арабских странах

Главную гарантию экономической стабильности арабские страны видят в сохранении и упрочении национального суверенитета над своими нефтяными ресурсами. Поставленный под жесткий государственный контроль, нефтяной сектор неизбежно оказался монополизирован, чему поспособствовало то, что власть принадлежит правящим аристократическим семьям. Авторы солидарны с Nandha M., Brooks R. [3] и Ali A Bolbol [1], которые в своих работах делают акцент на том, что с начала нефтяного бума именно монархическое единодержавие позволило предотвратить расхищение нефтяных доходов и построить на пустынных землях уникальную цивилизацию, соединившую арабские патриархальные традиции с современными достижениями технического прогресса. Развитие нефтяной промышленности служит основой для развития других отраслей промышленности: нефтеперерабатывающей; химической, развития транспорта и туризма, осуществляются государственные программы по созданию инфра структуры в новых городах, создаются благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и развития частных компаний, государство способствует диверсификации экономики.

Рассматривая подробно результаты использования государством нефтяных месторождений, остановимся, в начале, на позитивных факторах.

Использование государством доходов от нефтяного комплекса

Современная государственная социально-экономическая политика Кувейта сочетает курс на перераспределение нефтяных доходов в целях индустриализации и социального обеспечения населения с усилиями по диверсификации хозяйства и снятию излишней нагрузки с бюджета страны. Выплачиваются разные виды социальных пособий. Часть средств от продажи нефти направляется государством в специальный Фонд экономического развития, из которого предоставляются займы развивающимся

странам. Рациональное использование государством Кувейта нефтяных богатств позволило создать развитую современную структуру нефтедобычи и достичь весомых экономических успехов. Кувейт располагает излишками капитала, которые направляются на зарубежные инвестиции, реализацию проектов по развитию средств связи, дорожной сети, гражданского строительства внутри страны, на социальное обеспечение, и имеют целью сделать страну ключевым звеном будущего соглашения о свободной торговле между Европой и странами Персидского залива. Кувейт является совладельцем десятков британских, канадских, американских, западно-европейских и японских компаний, включая British Petroleum, General

Motors, IBM, Kodak, Total, Sony. Помимо трех НПЗ на своей территории, владеет тремя европейскими заводами – в Дании, Нидерландах и Италии. В собственности Кувейта тысячи АЗС в Дании, Швеции, Великобритании, Италии и Норвегии, 10 авиазаправочных станций в крупных западноевропейских аэропортах [2].

Первый президент ОАЭ – шейх Заид, быстро осознал потенциал нефтяной промышленности и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры. Средства, получаемые от использования государством нефтяного комплекса, направляются в нефтяную, нефтехимическую отрасли, инфраструктуру. Проценты по вложенным средствам используются для развития социальной сферы, прежде всего, здравоохранения и образования. Прибыль от эксплуатации нефтяных скважин используется государством рационально: все эмираты получают равное количество средств, вырученных за счет экспорта нефти. Каждый житель страны получает огромные дотации.

Беспрецедентные в истории темпы экономического роста ОАЭ стали возможными, благодаря целесообразному использованию государством нефтяного комплекса, что обеспечило стране один из самых высоких в мире показателей валового продукта на душу населения.

Эффект «голландской болезни»

Ливийская экономика, более других рассматриваемых стран зависит от нефтяного сектора, который позволил реализовать масштабные программы строительства государственного жилья, развития здравоохранения и образования. Ливии не удалось сделать экономический прорыв – бурное использование государством нефтяных месторождений оставило позади все остальные отрасли народного хозяйства. Ограничения на импорт и неэффективное распределение ресурсов  приводят к периодической нехватке основных товаров и продуктов питания.

Важно помнить, что нефтяная отрасль является не самодовлеющей величиной, а лишь структурной составляющей экономики и инфраструктуры государства. Стратегия развития данного сектора должна органически увязываться с гипотезами социально-экономического развития страны и проистекать из них. Негативное воздействие природных ресурсов на экономику и политическое развитие приводит к возникновению ряда проблем. Национализация нефтяного комплекса привела к распространению эффекта «голландской болезни». Наличие богатых природных ресурсов заметно уменьшает интерес к человеческому ресурсу. Уровень грамотности в Кувейте и ОАЭ достигает 80%, в то время как в Таиланде и на Филиппинах число грамотных превышает 95%. В Европе, большинстве государств Азии, Северной Америке – равен 100% [4].

Подготовка эффективных менеджеров является для данных стран первоочередной задачей. В ОАЭ практически отсутствует обрабатывающий сектор, поэтому и голландской болезни увидеть нельзя, но отсутствует источник экономического роста, и ВВП следует за ценами на нефть. Ливия, несмотря на значительные запасы нефти, так и не смогла обеспечить долговременный экономический рост и высокий уровень жизни населению.

Значительным также является факт возникновение «погони за рентой» – разрыва между стоимостью ресурса и затратами на его добычу. Учитывая тот факт, что в случае природных ресурсов эта диспропорция особенно велика политические функционеры подвергаются искушению использовать политические механизмы, чтобы присвоить эту ренту. Ввиду того что ставки в нефтяной сфере чрезвычайно высоки, погоня за рентой, в которой участвуют корпорации, приводит к тому, что наличие в стране природных богатств оборачивается для нее проклятием.

Плюсы и минусы участия государства в использовании нефтяного комплекса

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что участие государства в использовании нефтяного комплекса имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

К положительным можно отнести:

– перестройку отношений с иностранным капиталом;

– модернизацию нефтедобывающей отрасли;

– создание современной нефтехимии и нефтепереработки;

– придание положительных импульсов всему хозяйственному развитию.

Среди отрицательных моментов, наиболее значимыми являются:

– развитие «голландской болезни»;

– игнорирование потребности в квалифицированной рабочей силе, которая поддерживала другие экономические секторы;

– ограничение политических свобод;

– создание недемократических режимов правления;

– возникновение коррупции и внутренних распрей, перерастающих в гражданские войны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ali A Bolbol. Foreign wealth, oil revenues management, and fiscal policy: the case of the Arab oil-producing countries // Abu Dhabi: Arab Monetary Fund, 2007. – 56 p.
2. Laleh Khalili. Politics of the modern Arab world. − London : Routledge, 2011. – 341 р.
3. Nandha M. Oil prices and transport sector returns: an international analysis / Nandha M.; Brooks R. // Review of Quantitative Finance and Accounting. – 2009. – Vol. 33. − № 4. – Р. 393−409.
4. http://elibrary.ru/item.asp?id=17286002Абашидзе А.Х. Еще раз о колониализме и о его остатках! / Абашидзе А.Х., Колесникова А.В. // Международное право – International Law. − 2010. − № 1. − С. 139.
5. http://elibrary.ru/item.asp?id=16453851Подцероб А.Б. Арабские страны в системе международных отношений // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. − 2011. − № 1. − С. 76−97.