Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»16 / 2012

Проблемы реформирования системы ОМС

Лазарова Лариса Борисовна, д-р экон. наук, кафедры финансов и кредита, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Вильмс Тарас Александрович, аспирант кафедры финансов и кредита, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Problems of Reforming the System of Compulsory Medical Insurance - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 30

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы развития обязательного медицинского страхования в России. В частности авторы анализируют вопросы, связанные с поступлением и расходованием средств территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания, констатируя положительную динамику и улучшение работы системы здравоохранения республики.
Цитировать публикацию:
Лазарова Л.Б., Вильмс Т.А. Проблемы реформирования системы ОМС // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – С. 116-122.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


За последние годы реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) обеспечено существенное укрепление финансового потенциала данной системы, значительно возросли объемы поступлений. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [1] пришел на смену предыдущему, действовавшему в стране с 1993 г. [2], и позволил применить новые подходы к оказанию медицинской помощи. В новом законе страхователями работающих граждан выступали работодатели – учреждения, предприятия и организации.

Страхователями неработающего населения являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 1 января 2011 года граждане получили возможность свободного выбора страховой медицинской организации, благодаря этому создаются основы для развития конкуренции на страховом рынке. Так на 1 января 2011 г., в системе ОМС функционировало 95 страховых медицинских организаций (СМО). За 2011 год их количество уменьшилось до 89.

Ситуация в системе российского обязательного медицинского страхования

Небольшие компании не могут обеспечить работу по улучшению качества медицинских услуг, поэтому для повышения эффективности работы страховых медицинских организаций повышены требования к их уставному капиталу, минимальное значение которого с 1 января 2012 года увеличится с 30 млн до 60 млн рублей, что определит естественный процесс сокращения и укрупнения компаний [1, расчеты автора].

Важно отметить что возрастает число негосударственных медицинских организаций в системе ОМС: в 2010 году участвовало 618 негосударственных медицинских организаций, в 2011 г. – 642, в 2012 г. – планируется 739. В 2013 году число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф [1].

Принят Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» [3]. С принятием данного закона появились финансовые гарантии обеспечения системы обязательного медицинского страхования платежами на неработающих граждан, что послужит выравниванию условий оказания медицинской помощи в регионах. Ожидаемое дополнительное поступление средств в систему – порядка 300 млрд рублей. К 2015 году общий объем средств ОМС возрастет с нынешних 547 млрд рублей до 1,406 трлн рублей, или около 10 тыс. рублей на каждого застрахованного.

В 2011–2012 годах системе обязательного медицинского страхования на программы субъектов федерации выделено 620 млрд рублей [4]. Программа модернизации здравоохранения осуществляется во всех субъектах федерации. Так, приведем лишь некоторые данные: из 8,2 тыс. лечебных учреждений, работающих в системе ОМС, ремонт будет осуществлен в 3,6 тыс, для 5,2 тыс. ЛПУ запланировано приобретение медицинского оборудования (всего около 200 тыс. единиц или 35-36 на одно учреждение). Планируется обновить парк машин для скорой помощи.

В рамках создания в сфере здравоохранения единой информационной системы субъектам федерации предстоит повысить техническую оснащенность медицинских организаций путем приобретения компьютерного оборудования.

Уровень сбора страховых взносов в Федеральный ФОМС

С 1 января 2012 г. начала вводиться единая универсальная электронная карта. В ней будет закреплено право человека на большинство социальных гарантий, в том числе будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования. Таким образом, в Российской Федерации будет создана единая база застрахованных граждан, которая позволит исключить дублирование страхования, отказы гражданам в получении медицинской помощи на другой территории.

Введение стандартов оказания медицинской помощи связано с переходом на одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в 2013 году. Таким образом, оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций, кроме капитального строительства и дорогостоящего медицинского оборудования.

Благодаря конструктивной работе с руководителями субъектов Российской Федерации успешно решается задача по повышению уровня страховых взносов на ОМС неработающего населения. В настоящее время динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует наблюдаемому сегодня росту налоговых поступлений.

Уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд рублей. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и двухлетный плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд рублей (на 555,7 млрд рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд рублей.

Таблица 1

Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, 2011–2014 гг. млрд руб.

Image 1 

* Источник: www.ffoms.ru, расчеты авторов.

Существенное увеличение объема бюджета Фонда по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сравнению с 2011 годом (см. табл. 1), обусловлено направлением с 2012 года в бюджет ФОМС страховых взносов неработающего населения, которые ранее направлялись в бюджеты территориальных фондов; направлением с 2012 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных фондов.

Территориальный ФОМС РСО-Алания: поступления средств и расходы

Обращая внимание на развитие здравоохранения и деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания (ТФОМС РСО-Алания), необходимо отметить что в 2009 году было выявленно нецелевое расходование 168 миллионов рублей. В лечебных заведениях первичные документы не соответсвуют требованиям инструкции Минфина России. Медецинские препораты и продукты закупались по ценам значительно выше рыночных. Руководитель республиканского ФОМС Таймураз Демуров добровольно ушол в отставку.

На территории РСО-Алания функционирует территориальный государственный внебюджетный фонд − ТФОМС РСО-Алания.

Анализ исполнения бюджета ТФОМС РСО-Алания за 2009−2011 гг. сделан в табл. 2.

Таблица 2

Исполнение бюджета ТФОМС РСО-Алания за 2009−2011 гг.

Image 2 

Источник: www.omsalania.ru, расчеты автора

В 2009 г. доходы бюджета ТФОМС поступили в сумме 1 754 157 тыс. руб., расходы составили 1 971 196 тыс. руб. По результатам 2009 г. сложился дефицит в сумме 217 039 тыс.руб.

В 2010 г. в бюджет ТФОМС поступило доходов в сумме 1 860 573 тыс.руб., осуществлено расходов на сумму 1 864 480 тыс.руб. По итогам 2010 г. фактически сложившийся дефицит бюджета составил 3 907 тыс. руб., что на 123 168 тыс. руб. ниже предыдущего периода. Темп роста к 2009 г. составил: по доходам − 106%, по расходам − 95%.

В 2011 г. доходы бюджета ТФОМС сложились в сумме 2 879 887 тыс. руб., расходы − в сумме 2 760 626 тыс.руб., результат исполнения − профицит в размере 119 261 тыс. руб. Темп роста к 2010 г. составил: по доходам − 155%, по расходам − 148%. В целом за три года доходы выросли на 164%, расходы − на 140%. Дефицит бюджета фонда в 2010 г. значительно сократился, а по итогам 2011 г. фонд вышел с превышением доходов над расходами в сумме 119 261 тыс. руб.

Основной объем доходов бюджета ТФОМС составляют безвозмездные перечисления. Так, в 2009 г. на них приходилось 83% всех доходов фонда, в 2010 г. − 78%, в 2011 г. − 85%.

Налоговые и неналоговые доходы за 2009 г., 2010 г. и 2011 г. составили соответственно 17%, 22% и 15%.

Расходование средств ТФОМС РСО-Алания осуществляется по разделам «общегосударственные вопросы», «здравоохранение» и «межбюджетные трансферты». В 2009 г. на «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 39 998 тыс. руб. (2,0 %), на «здравоохранение» − 1 931 199 тыс. руб. (98%). В 2010 г. на «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 35 966 тыс. руб. (2%), на здравоохранение − 1 828 514 тыс. руб. (98%).

В 2011 г., помимо этих двух разделов, осуществлены расходы и на «межбюджетные трансферты». На «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 35 701 тыс. руб. (1%), на здравоохранение − 2 084 383 тыс. руб. (76%) и на межбюджетные трансферты − 640 542 тыс. руб. (23%).

Вывод

В результате проведенного анализа отдельных уровней бюджетной системы РСО-Алания можно сделать следующие выводы. Доходы и расходы республиканского и местного бюджетов республики, а также ТФОМС динамично увеличиваются. При этом на всех уровнях бюджетной системы республики складывается дефицитный бюджет. Кроме того, в республике значительные объемы государственного и муниципального долга.

Несмотря на проблемы деятельности фонда в прошлом, и значительные объемы государственного и муниципального долга в республике, динамика финансирования за последние годы позволяет говорить о положительных результатах работы по улучшению здравоохранения в Республике.



[1] Полное название документа – Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». – Прим. ред.

[2] Речь идет о Законе РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Указанный документ действовал с 4 августа 1991 г. по 1 января 2011 г. – Прим. ред.

[3] Указанный закон вступил в силу с 1 декабря 2011 г. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Официальный сайт федерального фонда обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ffoms.ru.
2. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО – Алания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.omsalania.ru.
3. Официальный сайт Министерства финансов РСО – Алания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfrno-a.ru.
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.