Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»15 / 2012

Практические рекомендации по совершенствованию нормативно-законодательной базы предприятий кондитерской промышленности с учетом вступления России в ВТО

Бекмуратов Роман Дмитриевич, аспирант кафедры организации производства и маркетинга, Московский государственный университет пищевых производств, Россия

Confectionery Industry in Russia in the Conditions of Accession to the WTO Practical Recommendations on Improving the Regulatory and Legal Framework for the Confectionery Industry in the Context of Russia's Accession to the WTO - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В статье поднимается проблема защиты отечественной кондитерской промышленности а условиях вступления России в ВТО.
Цитировать публикацию:
Бекмуратов Р.Д. Практические рекомендации по совершенствованию нормативно-законодательной базы предприятий кондитерской промышленности с учетом вступления России в ВТО // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 15. – С. 86-90.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Россия уже на протяжении последних 18 лет делала попытки вступления в ВТО, однако внутриполитические противоречия постоянно отодвигали возможность отечественного кондитерского производителя выйти на зарубежные рынки. Наконец лишь в конце 2011 года было подписано официальное соглашение о присоединении России в ВТО, постепенная ратификация которого рассчитана на десятилетие вперед. В сущности, система ВТО существует более 50 лет и регулирует своими правилами более 90% мировой торговли. Политика ВТО направлена на интеграцию стран в мировую экономику и торговлю и включает: конкурентоспособность экспортных возможностей страны, оптимизацию структуры экспорта, конкурентоспособность условий доступа товаров и услуг на зарубежные рынки, защиту отечественных товаропроизводителей в условиях открытой экономики от зарубежной конкуренции.

Считаем, что одной из наиболее острых проблем в условиях постепенной ратификации документов о присоединении к ВТО может стать недооценка существующих рисков от интеграции и недостаточность поддержки кондитерской и пищевой промышленности в рамках государственных национальных проектов.

Проблема модернизации пищевой промышленности

На сегодняшний день, в национальных государственных проектах обозначено четыре приоритетных направления развития [8]: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. Проектов по развитию сельского хозяйства, пищевой и кондитерской промышленности − среди данных проектов нет.

Считаем, что нерешенность проблем социально-экономического характера фактически не позволяют полноценно расти экономике, а за этим следует удорожание конечной продукции и снижение ее конкурентоспособности на мировом рынке, ухудшение инвестиционного климата, неопределенность правил игры, нежелание инвестировать прибыль в собственной стране, вывод доходов в оффшоры, отсутствие заинтересованности в повышении производительности труда и улучшении производства, неблагоприятная предпринимательская среда. Иными словами, последствия незавершенной модернизации не позволяют России стать полноправным участником ВТО и развивать конкурентоспособную экономику и ее отдельные отрасли.

Как полагает Губанов С., совершенно критическое положение обозначилось сегодня в российской пищевой промышленности, где производительность труда ниже средней по народному хозяйству [4]. Но если пищевая промышленность сама имеет уровень производительности ниже среднего, то никакая модернизация и инновационное развитие в принципе невозможны.

Практика экономически развитых стран доказывает, что такие страны как Германия, Швейцария, Франция и Италия, в сущности, являвшиеся в прошлом столетии аграрными державами, в большей степени ориентированы на развитие пищевой и кондитерской промышленности, что отражается в модернизации данных производств и их высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

На развитие отечественной кондитерской промышленности немаловажное влияние оказывает и высокий износ технологического оборудования. Спроектированные еще в 60-е гг. прошлого столетия машины и оборудование устарели физически и морально, что влечет высокие издержки кондитерского производства, низкую производительность и прогрессирующее технологическое отставание. По всем позициям промышленной номенклатуры Россия испытала громадный спад, что проявляется в нехватке основных средств. Так, из общей стоимости основных фондов на активную часть приходится только 26% [3].

Нормативно-законодательная база для предприятий кондитерской промышленности

Для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках России требуются значительные капиталовложения в производство и инфраструктуру, а это может привести к усилению зависимости от мирового финансового рынка. Таковы отягчающие краткосрочные и среднесрочные последствия присоединения России к ВТО.

Однако именно благодаря механизму ВТО по решению споров небольшие и слабые в экономическом отношении страны могут защищаться от недобросовестной торговой практики. Но асимметрия в обладании правовыми и другими ресурсами, так же как и ограниченное участие России в разработке механизмов торговли, существенно снижает ее роль в глобальной экономике.

В условиях достаточно сложной социально-экономической ситуации в нашей стране, существующих проблем инвестиционного климата и слабой модернизации производственного сектора, практические рекомендации для совершенствования нормативно-законодательной базы для предприятий кондитерской промышленности с учетом вступления России в ВТО будут в первую очередь ориентированы на процедуры нетарифного регулирования, в целях защиты кондитерской отрасли; ужесточения внешнеэкономической политики с учетом мер по лицензированию внешнеторговой деятельности; а также антидемпинговые компенсационные меры призванные оградить отечественного производителя кондитерской продукции от экспансии зарубежных компаний. В тоже время считаем, что данные меры должны носить временный характер с учетом возможности адаптации и повышения конкурентоспособности кондитерской промышленности РФ.

Следует отметить, что общая модель нетарифного регулирования, сформировавшаяся на сегодняшний день в Российской Федерации, закреплена в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2]. С принятием указанного закона был сделан существенный шаг, с одной стороны, в направлении адаптации российской модели внешнеторгового регулирования к правилам и требованиям Всемирной торговой организации, а, с другой стороны, к взаимной увязке механизмов таможенного и внешнеторгового регулирования в Российской Федерации.

Технический регламент, призванный защитить отечественных кондитерских производителей

В исследованиях некоторых российских экономистов не раз высказывалось мнение о целесообразности введения государственной монополии на ввоз особо чувствительных к иностранной конкуренции товаров (зерно, фармацевтика, алкоголь) с тем, чтобы «упорядочить внешнюю торговлю ими, увеличить бюджетные доходы и обеспечить по таким товарам, как зерно, гарантированное снабжение внутреннего рынка» [6,c.40]. Мы полностью разделяем данную точку зрения в контексте исследуемой проблемы и считаем, что использование такой практики не лишено смысла, поскольку кондитерская промышленность чрезвычайно зависима от сельскохозяйственной отрасли и, защищая внутреннего производителя зерна, мы фактически защищаем отечественного производителя кондитерских изделий.

В условиях уже фактического вступления в ВТО, для российских производителей кондитерских изделий особо возрастает роль «точно наводящихся» нетарифных мер торговой политики, позволяющих бороться не просто с проникновением иностранных кондитерских товаров на российскую территорию, а с конкретными случаями нарушений правил честной конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутренних российских рынках. Защитные меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные) позволяют комплексно защитить отечественного кондитерского производителя только при условии не тотального распространения на все группы кондитерских товаров, а с учетом предварительного анализа наиболее востребованных категорий и групп.

Однако даже на фоне существующих нетарифных мер, регламентированных российским законодательством, существует опасность активной экспансии зарубежных кондитерских производителей. Как отмечают некоторые специалисты [5], Россия после вступления в ВТО должна будет снизить пошлины на ввоз кондитерских изделий, более всего − на шоколад.

С нашей точки зрения, решающее значение при разработке защитных мер отечественных кондитерских производителей в условиях присоединения России к ВТО будет иметь технический регламент, гармонизированный с учетом международных норм и правил ВТО.

Следует отметить, что данный документ пока находится в стадии подготовки. Вместе с тем, принятый в декабре 2002 года Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1] [1], определил основные принципы стандартизации и перевел стандарты в разряд добровольных требований.

Приоритеты и проблемы финансирования

Важно обратить внимание, что Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» [7], на основании данного закона уже осуществляет работу по стандартизации в кондитерской отрасли. Однако перейти непосредственно к разработке новых национальных стандартов в кондитерском производстве оказалось непросто.

Основной проблемой разработки национальных стандартов гармонизированных в соответствии с мировой практикой, продолжает оставаться отсутствие необходимого финансирования со стороны кондитерских предприятий и отсутствие государственного финансирования деятельности по стандартизации.

Кроме того, в связи с разработкой Технического регламента на пищевую продукцию Таможенного союза (ТС) должны быть разработаны необходимые для применения технического регламента правила и методы исследований и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований. К моменту утверждения регламента должна быть полностью разработана доказательная база, которая включает стандарты и своды правил для обеспечения соблюдения требований технического регламента.

Важно отметить, что при разработке доказательной базы (перечня стандартов и (или) свода правил) необходимо руководствоваться следующими приоритетами:

– применение стандартов должно обеспечить соблюдение требований технического регламента;

– гармонизация стандартов с международными (региональными) стандартами ИСО, ЕЭС;

безопасность продукции, работ, услуг, а также хозяйственных объектов для жизни и здоровья населения, имущества и окружающей среды;

– обеспечение единства измерений.

Однако, с нашей точки зрения, здесь также существуют проблемы, связанные с недостатком финансирования, поскольку по факту Россия уже вступила в ВТО и ратификация основных документов предусмотрена уже в текущем году. В этой связи мы считаем, что на уровне правительства должна быть оказана всесторонняя поддержка развития Программы кондитерской отрасли, а также определены более сжатые сроки по проведению стандартизации отечественной кондитерской продукции в целях увеличения временных горизонтов по адаптации кондитерских предприятий к новым условиям внешней среды.



[1] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вступил в силу с 30 марта 2003 г. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // ред. РФ от 30.12.2002, (ч. I) ст. 514.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СЗ РФ. 2003. № 50. ст. 4850.
3. Видовая структура основных фондов // Основные фонды. Предпринимательство / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. Губанов С. Новая целевая задача и условия ее решения // Экономист. − 2008. − № 3. − С. 9−14.
5. Пошлина на ввоз кондитерских изделий в Россию после вступления в ВТО станет ниже// Russian Food & Drinks № 1 (2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sanna-group.ru.
6. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: автореф. дис. докт. экон. наук. − М., 1997. − С.40.
7. Официальный сайт ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ascond.ru.
8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec.