Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2012

Современное состояние оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

Ковбаса Николай Анатольевич, докторант факультета экономической теории, Военный университет Минобороны России, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса, г. Люберцы, Россия

Current State of the Military-Industrial Complex of the Russian Federation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 144

Аннотация:
Статья посвящена анализу современного состояния оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. Анализируется объем производства по отраслям ОПК, указывается на необходимость государственной поддержки в период спада производства. Обозначены проблемы ОПК на современном этапе и предложены меры по их наиболее эффективному разрешению.
Цитировать публикацию:
Ковбаса Н.А. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 12. – С. 94-100.

Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса – один из важнейших вопросов, самым непосредственным образом влияющих не только на состояние национальной безопасности и обороноспособности страны, но и на перспективы развития экономики государства в целом [1]. При этом в контексте рассматриваемых на государственном уровне вопросов развития оборонно-промышленного комплекса России, общим фоном для анализа состояния, современных проблем и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса могут служить основные параметры деятельности ОПК на современном этапе.

Как отметил Президент РФ Д.Медведев, государством было весьма немало сделано для укрепления ОПК, оказана и серьезная финансовая поддержка …, и полное обеспечение гособоронзаказа. [8]. При этом в 2010 году объем государственной поддержки ОПК достиг уже 150 млрд рублей. 

Однако несмотря на все принимаемые меры, состояние оборонных производств благополучным назвать нельзя. Хотя объем промышленной продукции, произведенной предприятиями оборонно-промышленного комплекса, за январь-сентябрь 2011 года, возрос на 2,8% к соответствующему периоду 2010 года, а производство продукции гражданского назначения в январе-сентябре 2011 года в целом по ОПК возросло на 6,6%, отмечается снижение объемов производства гражданской продукции на целом ряде предприятий.

В частности в авиационной промышленности произошло снижение продукции гражданского назначения на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, в радиопромышленности – снизилось на 8%, а в промышленности боеприпасов и спецхимии производство гражданской продукции практически осталось на уровне прошлого года (100,2%) [3].

При этом следует отметить, что в 2010 году объем продукции гражданского назначения вырос на 33% (за аналогичный период 2009 года снижение составило 48%) [12].

Помощь государства оборонно-промышленному комплексу

Если посмотреть ситуацию в регионах, то, к примеру, за первые четыре месяца текущего года объем промышленного производства предприятий Саратовской области, которые входят в оборонно-промышленный комплекс, снизился на 12,%. Меньше продукции произвели 17 предприятий, наибольший спад был отмечен на ОАО «ЦНИИА» (29, 9% от аналогичного периода прошлого года), ЗАО «Саратовский авиационный завод» (32, 5%) и ОАО «Завод "Проммаш"» (39,6%).

Таблица

Распределение предприятий ОПК по оборонным отраслям
промышленности (в %) [5]

 

 

 

 

 

 

 

В условиях мирового кризиса Правительство России одним из безусловных приоритетов выбрало поддержку национального оборонно-промышленного комплекса. На это пока направляется более трети всех средств, выделенных на «антикризисную» поддержку промышленности в целом. При этом важно отметить, что оборонно-промышленный комплекс страны включает около 1400 предприятий и организаций (см. табл. выше), в которых работает порядка 1,5 млн человек. Специфика ОПК – преобладание работы по госзаказу и экспортным контрактам (в том числе долгосрочным) должна способствовать повышенной устойчивости отрасли [2].

На прямую финансовую поддержку системообразующих предприятий ОПК Правительством России выделено 50 млрд рублей. Еще 100 млрд Правительство выделило на предоставление государственных гарантий по банковским кредитам.

Обе эти суммы составляют ровно 1/3 от совокупной поддержки, выделенной всей промышленности России. При этом не учитывается сумма государственных вливаний в уставные капиталы предприятий ОПК, которые также составляют существенную сумму. Дополнительно, около 20 млрд рублей может быть направлено на докапитализацию некоторых компаний (выкуп государством дополнительных эмиссий акций).

Государственный оборонный заказ

Перечень 295 системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, включает свыше 50 предприятий и организаций оборонного значения. Часть предприятий попала в Перечень дважды – как представитель ОПК и гражданского сектора экономики.

При этом рост расходов объясняется внешнеполитическими факторами и инфляцией.

Военный бюджет государства при сохранении доли в 2,6–2,7% ВВП в абсолютных цифрах постоянно растет. Планирование гособоронзаказа идет на несколько лет вперед (3 года минимум), но это не приводит к увеличению в армии новой техники или вооружений.

Несмотря на существование ряда проблем необходимо продолжать работу над крупными инвестиционными проектами. В том, что касается политики закупки вооружений, необходимо даже в условиях кризиса и вынужденных корректировок имеющихся инвестиционных программ приобретать больше новой техники.

В целом можно утверждать, что сегодня государственный оборонный заказ (ГОЗ) является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства. С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны (см. рис. ниже) [11], и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт, поскольку ранее стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.

Рис. Государственный оборонный заказ в России за 2004–2011 гг.

Учитывая изложенное, действия правительства сейчас должны быть направлены, прежде всего, на контроль за состоянием дел в реальном секторе, на улучшение ситуации, а не какие-либо проекты реорганизации, интеграции или концентрации производства в неких «виртуальных целях.

Также должна быть продолжена реализация программ технического перевооружения оборонных предприятий, а также работа по освоению выпуска современных образцов военной техники. В связи с дефицитом у предприятий средств, необходимо профинансировать завершение и реализацию «критически» важных для улучшения технологического уровня отечественного ОПК проектов из бюджета на средства, сэкономленные за счет оптимизации состава «оборонных» федеральных целевых программ.

Необходимо активизировать работу по повышению эффективности созданных в ОПК крупных холдингов: нужно сделать их по-настоящему конкурентоспособными, чтобы не только обеспечить потребности наших Вооруженных сил, но и нарастить экспортный потенциал оборонно-промышленного комплекса России.

Необходимо обратить внимание на то, что гособоронзаказ в части закупок вооружений и приоритетных НИОКР должен финансироваться в полном объеме.

Следует обратить внимание на совершенствование процедур заявок предприятий на участие в конкурсах на госзаказ. Дивиденды предприятий ОПК, в капитале которых участвует государство, правильней направлять, прежде всего, на инвестиционную деятельность.

Проблемы и предлагаемые решения

Среди фискальных мер приняты решения об исключении из налогооблагаемой базы средств, предоставляемых на инвестиционную деятельность, об инвестиционных налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках уплаты налогов и сборов в федеральный бюджет. Экспортерам промышленной продукции обещано возмещать НДС в кратчайшие сроки – до 30 дней.

Необходимо наладить сотрудничество с банками и руководителями предприятий, отработать оптимальные механизмы функционирования ОПК. При необходимости создать дополнительные инструменты и институты финансирования ОПК (вне банковского сектора). Пока же следует повышать эффективность работы через банковскую систему и шире применять институт субсидирования ставок.

Однако Президент Д. Медведев считает, что «размещение заказов для федеральных нужд, в том числе, по гособоронзаказу, очень сильно затянуто» [4]. Большинству предприятий по-прежнему недоступны и кредиты.

Таким образом, выделение Правительством помощи осуществляется слишком медленно.

При этом проблема гособоронзаказа развивается в геометрической прогрессии. Как отметил главный военный прокурор С. Фридинский, за 2010 год выявлено почти 3 тысячи правонарушений в сфере гособоронзаказа, привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 500 должностных лиц. Около двух десятков из них освобождены от занимаемых должностей.

Государству возмещен ущерб на сумму более полумиллиарда рублей. 60 руководителей, в том числе высокопоставленных чиновников, пошли под суд [9].

Необходимость решения обозначенных проблем отражается в выступлениях различных представителей государственной власти, однако уже на протяжении достаточно долгого времени механизм приведения сложившейся ситуации в ОПК до конца не сформирован, хотя и намечается тенденция к ее улучшению. Ближайшими мероприятиями по совершенствованию функционирования ОПК представляются:

– принятие и эффективная реализация федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса на период с 2011 по 2020 годы;

– размещение гособоронзаказа в полном объеме и представление исполнителям работ авансов в соответствии с планом на 2011 год и период до 2012–2013 годов (при этом минимизируя влияние ранее обозначенной теневой стороны);

– продолжение и совершенствование практики привлечения инвестиции в оборонно-промышленный комплекс для внедрения передовых технологий и проведения новых исследований и разработок.

Предлагаемые меры [8] объединены одной общей задачей – они в обязательном порядке должны быть направлены на закрепление достигнутого результата, а также стимулирование роста и дальнейшего развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. 


Источники:
1. Антипов А. Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса – один из важнейших вопросов… [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.newsrosprom.ru/news.php?id=1664&fcat=0.
2. Астахов А.А., Чупин М.А. Взаимосвязь военного планирования и среднесрочного бюджетирвания // Финансы. – 2008. – № 1.
3. Оборонно-промышленный комплекс [Электронный ресурс]. – http://минпромторг.рф.
4. Мереминская Е., Танас О. Болтаем, болтаем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2009/02/20/2946652.shtml.
5. Московский А.М. Военно-техническая политика государства: совре менный этап и тенденции развития. – М.: Военный парад, 2011.
6. Официальный сайт Федеральной службы по оборонному заказу (Рособорон заказ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsoz.gov.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 14.01.2009 г. № 24 «О мерах государственной поддержки российских организаций – экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения».
8. Совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России 10 мая 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/11206.
9. Ямшанов Б. Оружие дает «откаты» // Российская газета. – 2011. – 24 мая.
11. Фролов А. Государственный оборонный заказ России // Военно-промышленный курьер. – 2010. – № 49 (365).
12. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе – августе 2010 года: Оборонно-промышленный комплекс / ОАО Рослегпром 19 октября 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roslegprom.ru/Go/ViewArticle/id=1958.