Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2012

Организационно-экономические предпосылки совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса муниципального образования

Миков Кирилл Александрович, Соискатель сектора региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия

Organizational and Economic Prerequisites for the Development of Agriculture at the Municipal Level - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
В статье рассматриваются основные предпосылки совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса Пермского края. Сделан акцент на необходимости принятия муниципальных программ развития АПК территорий.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Миков К.А. Организационно-экономические предпосылки совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса муниципального образования // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 126-131.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одной из важнейших задач любой экономики мира является обеспечение продовольственной безопасности населения. В России в последние годы все больше внимания уделяют вопросам продовольственной безопасности и развитию агропромышленного комплекса (АПК). В странах с развитой экономикой основу сельскохозяйственного производства составляет АПК, состоящий из крупных сельскохозяйственных предприятий. В России большой удельный вес сельскохозяйственного производства принадлежит личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) при большой доле импорта продовольствия.

В Российской Федерации вопросы продовольственной безопасности решаются программно-целевым методом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Базовым является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1], в соответствии с которым государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разрабатывается и утверждается на пятилетний срок.

Нормативное регулирование развития АПК

В настоящее время идет выполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ [2]. Ожидаемые результаты ее реализации:

− увеличение ввода и приобретения жилья в сельской местности в 3,7 раза по сравнению с 2006 годом;

− повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66% и уровня газификации домов природным газом до 60%;

− увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по сравнению с 2006 годом;

− привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008–2012 годы в размере 946,8 млрд рублей;

− увеличение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле до 70%.

Указанные федеральный закон и федеральная программа охватывают все формы сельскохозяйственного производства, в том числе агропромышленный комплекс. То есть, речь идет о нормативно обоснованных предпосылках совершенствования управления развитием АПК.

На региональном уровне также приняты программы развития сельского хозяйства. Например, в Пермском крае утверждена краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009–2012 годы» [3].

В субъектах федерации также разрабатываются и принимаются стратегии развития АПК на перспективу. Например, Стратегия развития АПК Республики Башкортостан до 2020 года, Стратегия развития АПК Ставропольского края до 2020 года. То есть, на региональном уровне также имеют место нормативно обоснованные предпосылки совершенствования управления развитием АПК, в том числе и на муниципальном уровне.

Организационные и экономические предпосылки развития АПК региона

На муниципальном уровне, например в Пермском крае, разрабатываются и реализуются программы развития, но чаще всего речь идет уже о развитии АПК, либо мероприятия по развитию АПК включаются в муниципальные комплексные программы социально-экономического развития. Например, в Березовском муниципальном районе Пермского края утверждена районная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Березовского района на 2009–2012 годы», в которой поставлена главная цель – рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения при условии решения следующих задач:

− обеспечение развития приоритетных отраслей (молочное скотоводство, семеноводство);

− повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций;

− совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли;

− поддержка кадрового потенциала в АПК.

Целевые индикаторы программы и ожидаемый конечный результат – объемы производства молока в сельхозпредприятиях по годам: 2009 год – 13 120 т, 2010 год – 13 460 т, 2011 год – 13 870 т, 2012 год – 14 800 т.

Перечисленные нормативно обоснованные установки относятся к числу организационных предпосылок совершенствования управления развитием АПК муниципального образования.

К числу экономических предпосылок совершенствования управления развитием АПК муниципального образования относятся использование ресурсов (средства труда, предметы труда, труд), результативность и эффективность хозяйственной деятельности.

В целом по Пермскому краю, согласно исследованию, проведенному М.М. Трясциным, наблюдается дефицит собственного производства по продовольственному обеспечению региона, хотя прогнозируется снижение импорта продовольствия с 35% в 2006 году до 25% в 2012 году (см. рис.) [5]. Таким образом, отмечается устойчивый спрос на сельскохозяйственную продукцию в регионе, по ряду факторов прогнозируется увеличение доли крупных сельскохозяйственных предприятий в производстве продовольствия. Это отвечает требованиям федеральной программы развития сельскохозяйственного производства.

Рис. Структура продовольственного обеспечения Пермского края

 Image 1

Использование земель сельскохозяйственного назначения

Для агропромышленного комплекса ключевым показателем является использование земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно целевой программе развития АПК Березовского муниципального района Пермского края, земли сельскохозяйственного назначения в районе составляют 80,7 тыс. га или 40,8% общей площади, в районе имеется 57 тыс. га пашни, из них 46 тыс. га в обработке. Общая площадь района составляет 1,97 тыс. кв. км.

Согласно районной планировке Березовского района Пермской области, выполненной в 1983 году Ленинградским институтом проектирования городов («Ленгипрогор»), общая площадь района составляла 2,2 тыс. кв. км. При этом планировалась площадь сельхозугодий и пашни, представленная в табл. [4].

Таблица

Состав земель сельхозназначения Березовского района Пермской области

Показатель

Годы

1980

1985

1990

2000

2010

Площадь сельхозугодий, тыс. га

94,3

94,7

95,1

95,6

95,6

в том числе пашня

72,3

72,6

72,9

73,3

73,3

Общая посевная площадь, в том числе

68,0

66,0

66,0

66,0

66,0

зерновых

44,1

40,9

40,9

40,9

40,9

картофель

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

овощных культур

0,07

0,02

кормовых культур

22,4

23,6

23,6

23,6

23,6

Приведенные данные указывают на существенное сокращение к настоящему времени земель сельхозназначения, в целом по району – 80,7 тыс. га вместо запланированных 95,6 тыс. га; пашни – 57 тыс. га (из них 46 тыс. га в обработке) вместо запланированных 73 тыс. га (66 тыс. га в обработке). Сокращение общей площади района с 2,2 до 1,97 тыс. кв. км не могло произойти только за счет земель сельхозназначения (вероятнее всего – это пограничные с другими районами земли лесного фонда). Поэтому необходимо тщательное исследование состояния земель района.

Отдельно должны рассматриваться вопросы результативности и эффективности использования других ресурсов сельскохозяйственного производства в АПК в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и т.д.

Заключение

Таким образом, приведенные примеры иллюстрируют необходимость программирования доли АПК муниципального района в обеспечении продовольственной безопасности региона, что является составной частью регионального стратегирования [6].

Можно утверждать, что на данном этапе существуют объективные организационно-экономические предпосылки совершенствования управления развитием АПК муниципального образования и формирования институциональных условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 28.02.2012).
2. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» (ред. от 22.02.2012).
3. Закон Пермского края от 10.12.2008 № 351-ПК «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009–2012 годы» (ред. от 12.12.2011).
4. Пермская область. Проект районной планировки группы административных районов: Березовский район. – Ленинград: Ленгипрогор, 1983.
5. Трясцин М.М. Управление устойчивым развитием регионального рынка продовольствия. Дис. док. экон. наук. – Пермь: ПГСХА им. Д.Н. Прянишникова, 2009.
6. Миков К.А., Пыткина С.А. Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма программирования развития агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. – 2012. – № 9.