Управление предприятиями по производству товаров и услуг внешней средой

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Управление предприятиями по производству товаров и услуг внешней средой // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 18-22.

Аннотация:
В статье внешняя среда рассматривается как набор институциональных факторов, влияющих на развитие предприятия. Предложено использование системного подхода при оценке воздействий среды, классифицированы факторы ее воздействия.

Ключевые слова: иерархия потребностей, институциональные уровни среды, факторы воздействия, типы систем управления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Потребность члена организации и самой организации в осмыслении своего существования и деятельности является наиболее содержательной и комплексной потребностью. Это необходимо рассмотреть двояко в части принадлежности к различным уровням совместимости взаимодействия с внешней средой. Это важно как для организации, так и для ее членов, поэтому в условиях (естественной) глобализации (роста совместимости понятий и реалий повседневной жизни) общества мы рассматриваем реализацию потребностей в смысле жизни и самоактуализации соответственно в двух институциональных слоях совместимости:

1) более общем для всех − культурно-мировоззренческом (слияние всех культур народностей и конфессий);

2) более индивидуальном для каждого из нас − интеллектуально-духовном (потребности в самоактуализации), ориентированном на главного героя событий – человека.

А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе не дает такого смысла и жизненных ориентиров [5]. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов [2].

Уровни совместимости предприятия и внешней среды

Первый уровень совместимости назовем продуктово-технический (технологический), вследствие того, что все окружение организации (каждого предприятия национальной экономики) состоит из ей подобных, связанных с созданием, изготовлением, продажей и сервисом. Здесь присутствует и огромная масса организаций из сферы услуг.

Второй уровень совместимости определим, как финансово-экономический уровень взаимодействия с внешней средой. Факторы финансово-экономической институциональной среды должны постоянно оцениваться, так как состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это − темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т.д. Каждый из них может представить определенную угрозу, либо новую возможность для организации. Так колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Третий уровень совместимости с внешней средой, действующий на развитие и успех организации, включает общественные организации, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось в последние десятилетия.

Хорошо известно влияние профсоюзных (подобных) организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей (социальные слои, включая социальные меньшинства) и за экологическую чистоту для здорового образа проживания населения и сохранения окружающей среды.

Четвертый уровень совместимости (политический) – это государство, оказывающее воздействие на организации через законодательное регулирование их деятельности. Количество и сложность законов, регулирующих бизнес, неуклонно растет. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступает в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение подобных требований.

Пятый уровень-фактор – теологически-культурная среда деятельности предприятий. Ее так же нельзя не учитывать. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и религиозных традициях (наций и цивилизаций на Земле). На этой основе базируется стандарт поведения, как говорят «код культуры». Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. Однако необходимо целостное − единое понимание мира. Через такое восприятие − общего проживания, каждый соблюдает или не соблюдает в полной мере свои традиции. Важна совместимость общего развития культур через целостное культурно-мировоззренческое восприятие существования общества как сообщества.

Шестой уровень – культурно-мировоззренческий является в этом смысле знаменателем единства и многообразия культур в их общем развитии.

Седьмой уровень совместимости появляется, если полагать, что вершиной совместимости развития человека с внешней средой является самоактуализация − движение к совершенствованию, самообновлению, получению знаний, умений, к духовному росту, единству с природой и пониманию мира. Мы называем этот верхний уровень научно-интеллектуальным (познавательно-духовным), позволяющим качественно обновлять развитие всего сообщества через всех и каждого в отдельности.

Чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, био- и нанотехнологии и так далее. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.

Существует совместимость факторов среды и способов взаимодействия, проявляющаяся в том, что изменение одного фактора (уровня) влечет динамику другого по силе и продолжительности.

Внешняя среда характеризуется большой степенью изменчивости (подвижности), что в определенный период создает условия высоко совместимыми (согласованными) для развития организаций и наоборот – мало совместимые или несовместимые (абсолютно противоречивыми) для функционирования, что может приводит к ее распаду. Это заставляет контролировать разноплановую информацию, точность происходящих процессов в уровнях (факторах) совместимости внешней среды. Известно, что для этого специалистами введено понятие «хаотичных изменений».

При рассмотрении основных типов социально-экономических систем принималось: (1) тип системы как внешняя среда (институты) и (2) тип системы как объект (организация).

Предлагается расположение групп организаций – по уровням совместимости внешней среды (см. табл.).

Таблица

Многоуровневая внешняя среда и виды объектов ее функционирования

№ п/п
Уровни внешней среды
Состав основных функциональных организаций
1
Научно-интеллектуальный (духовный)
Мировые и национальные (государственные) НИИ и лаборатории, исследовательские университеты и центры, учебные ВУЗЫ, частные личные исследования
2
Культурно-мировоззренческий
Организации: культурно-исторические, искусства, воспитания и здравоохранения человека, добровольные общества и товарищества по интеграции культур
3
Религиозно-теологический
Институты основных религий, в том числе секты, отдельные братства, ордена, культовые организации наций и народностей, атеистические и межконфессиональные организации
4
Политический
Политические организации, партии, государственные организации (краевые, областные, муниципальные), межгосударственные силовые организации
5
Социальный
Социальные группы (добровольные, национальные, территориальные, целевые, профессиональные, молодежные, женские и мужские организации), социальные слои (классы, касты)
6
Финансово-экономический
Банки, биржи, инвестиционные организации, МФБ, экономические и финансовые организации (ведомства)
7
Продуктово-технический
Акционерные предприятия с различными видами ответственности в сферах производства, торговли и услуг; научно-внедренческие компании «стартапы»; индивидуальное предпринимательство; ВТО; экопроектные-управленческие межотраслевые объединения; бизнес-инкубаторы, научно-технические транснациональные компании; корпоративные университеты
Для более предметного рассмотрения взаимодействия организации и окружающей среды важно рассматривать их в одном контексте, зависящем от поставленных задач совместимости развития и соответственно взаимовлияния. Если рассматривать совместимость факторов при реализации определенного проекта, то для участников возникает ограничение распространения в пространстве и во времени. Если участники относятся к типу систем – процессы, здесь при отсутствии ограничений в пространстве возникают ограничения только во времени.

В нашем случае для предприятий окружающая среда рассматриваются как объекты (тип систем), при этом существует ограничение только в пространстве.

Заключение

Каждое предприятие, относящееся к тому или другому составу организаций представленных уровней, должно ясно понимать и «ощущать» внешнюю среду, как набор многоликих и разно-функциональных объектов (организаций) и процессов; совокупность разноплановых проекций, происходящих в пересекающихся микро- и мезо- средах. Это позволит предприятию реально, а не отвлеченно воспринимать происходящее вокруг. Данная классификация уровней и типов систем позволит предприятию гармонично воспринимать свои задачи и видеть собственные приоритеты, которые оно закладывает в свой конечный продукт. Это определяет качество совместимости взаимодействия организации («счастливую судьбу») с внешней средой и соответственно ее долголетие.


Источники:

1. Деминг У.Э. Новая экономика. − М.: Эксмо, 2006.
2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. – М.: Радуга, 1990. – С. 31.
3. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – М.: Дело, 2008.
4. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. − 2002. − № 4.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. − 3 изд. − СПб: Питер, 2003. − С 24.
6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. − М.: Интел-Синтез, 2000.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:11