Проблемы и перспективы развития организационно-экономического управления производственной деятельностью портовых территориально-производственных комплексов в Мурманске

Хомуха С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хомуха С.А. Проблемы и перспективы развития организационно-экономического управления производственной деятельностью портовых территориально-производственных комплексов в Мурманске // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 162-168.

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы и перспективы формирования организационно-экономического управления портовыми территориально-производственными комплексами в Мурманске. Их производственная деятельность требует четкого регулирования на уровне государства и на уровне производственных систем.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, производственные системы, производственная деятельность, организационно-экономическое управление, портовый территориально-производственный комплекс



Проблема наиболее рационального движения сырья, материалов и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания не только ученых-экономистов, но и руководителей различных предпринимательских структур. Новизна здесь заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике предприятий, где центральное место отводится управлению потоковыми процессами, а не самому управлению производством, во-вторых, определена всесторонним комплексным подходом к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства.

Именно современное развитие научных организационно-экономических подходов, изучаемых в региональной экономике, взаимосвязано с эффективной производственно-экономической деятельностью предприятий, входящих в состав портовых территориально-производственных комплексов.

Портовый территориально-производственный комплекс

Уточняя практическое значение понятия портовый территориально-производственный комплекс (ПТПК), важным считается выделить то, что – это конгломерат предприятий портовой сферы деятельности, в организационной структуре которых находятся технологические, хозяйственные, складские, ремонтные и иные вспомогательные объекты производственной, в том числе и промышленной сферы деятельности, расположенные в соответствии с их транспортным и экономико-географическим размещением в регионе.

Основную концепцию формирования практической реализации организационно-экономического управления производственной деятельностью ПТПК определяет научный подход, связанный с экономически эффективным управлением материальными потоками в процессе производства, закупки, снабжения, перевалки, переработки и хранения грузов, товаров, материалов, деталей, готового инвентаря (техники и проч.), в том числе управление совокупными потоками информации, финансовыми и кадровыми потоками в пространстве и во времени от их первичного источника возникновения до конечного потребителя.

Законодательное формирование организационно-экономического развития портового территориально-производственного комплекса в Мурманске началось с 2005 г. и было основано на разработках концепции развития Мурманского транспортного узла (МТУ) [4].

Текущее формирование портового территориально-производственного комплекса в Мурманске происходит на основе законодательно утвержденного объединения действующих портов − Мурманского торгового и Мурманского рыбного [3], с возможностью присоединения других производственно-хозяйственных предприятий имеющих аналогичную сферу деятельности и расположенных на побережье Кольского залива.

Проблемы формирования организационно-экономического управления ПТПК в Мурманске напрямую зависят от решения организационно-экономических проблем, которые требуют четкого регулирования производственной деятельности на внешнем и внутреннем уровнях производственных систем.

Проблемы внешнего уровня

1. Не совершенное, противоречивое и не адаптированное к практической реализации законодательство на уровне нормативно-правого регулирования и контроля деятельности ПТПК в регионах РФ.

Так, в Федеральном законе «О морских портах в РФ» [1] предусмотрено существенное расширение границ морского порта за счет включения в его территориальную структуру подходов к морскому порту, а также всех объектов на берегу. Особенности практической реализации этого положения отмечены тем, что выделение части территории города (или городского округа, приморского муниципального района) относится к области зонирования территорий поселений, которая регулируется Градостроительным кодексом РФ.

Исходя из этого, очевидно, что четкое определение порядка взаимодействия между органами государственной власти субъекта федерации, муниципальной администрации города и администрации морского порта крайне необходимо, несмотря на то, что вопросы административно-территориального деления и управления производственными зонами, расположенными на территориях городских поселений, а также условия для создания специальных администраций не имеют однозначного решения в субъектах федерации. В настоящее время эти проблемы не решены на уровне федерального законодательства.

2. Отсутствие единого документа (стратегии, концепции, плана, программы) развития портов и портового управления производственно-хозяйственными процессами, разработанного на федеральном уровне, не дает возможности определять приоритетные направления планирования и организации деятельности портов в регионах и иных локальных зонах, используя систему единого управления, создавая этим «благоприятную» возможность для собственников предприятий и подразделений, входящих в состав ПТПК региона, мотивируя это стратегически неопределенными положениями экономической, социальной, экологической и иной единой политики, которая должна быть направлена на выбор приоритетов национального развития регионов, расположенных в уникальной природно-климатической зоне приморья.

Особенностью данной внешней проблемы служат разобщенные в своем основном целевом значении документы федерального и регионального уровней, которые, так или иначе, касаются развития портов России, в частности ПТПК, создаваемого в Мурманске. К ним относятся: Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 и 2030 гг.; Стратегия экономического развития регионов РФ; Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года; Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла и другие.

Проблемы внутреннего уровня

1. Территориальная разобщенность экономической, коммерческой, финансовой и другой деятельности портовых предприятий, расположенных в единой территориальной зоне, вызвана отсутствием общей системы управления, координации и контроля. Условия функционирования территориальных органов, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в морских портах, до настоящего времени полностью не отработаны [1].

2. Формирование и развитие экономической деятельности предприятий, входящих в ПТПК, в основном построено на командно-административном управлении, используемом в России с середины прошлого века, что неэффективно в условиях развития рыночного хозяйства. Подтверждением этому является фактическое распределение обязанностей персонала, работающего на предприятиях портового типа, где в системе командно-административной иерархии соподчиненных связей используется организационная структура, неспособная вместить концепции современного управления коммерческим предприятием.

3. Законодательная передача (приватизация) всех активов портов РФ в руки совета директоров и акционеров не способствовала эффективному распределению полученной прибыли в основные фонды предприятия, которые должны были планомерно тратиться на обновление основных средств. Именно поэтому в настоящее время фактически деятельность портов строится на использовании оборудования, техники и технологий середины прошлого века, и 75% производственных фондов имеют 100% износа. Такая ситуация не способствует развитию производственной деятельности портовых предприятий. ПТПК-Мурманск не является исключением.

4. Фактическое отсутствие инвестиционной привлекательности отечественных портов со стороны государства и иностранных инвесторов не способствует созданию эффективной системы инвестирования в деятельность функционирующих предприятий и подразделений производственно-портовой сферы деятельности в Мурманске. Так, фактическое трехпроцентное вложение государственных финансовых инвестиционных ресурсов в инфраструктуру ПТПК-Мурманск сформировано из общего стопроцентного объема финансирования, выделенного на развитие Мурманского транспортного узла. Данные финансовые средства обоснованно вкладываются в строительство и ремонт путей и дорог на производственных территориях комплекса.

5. Система экономической оценки деятельности отдельно взятого порта, основанная на количественном показателе, таком, как грузооборот, является комплексной оценкой, которая не дает возможности проанализировать качественные характеристики процесса организационного управления производственно-экономической деятельностью порта.

6. Ученые и практики считают конструктивной идею перехода от группы специализированных портов (ведомственных или отраслевых предприятий) к единому морскому порту, что соответствует мировой и отечественной практике, открывает перспективы для совершенствования управления в морских портах и, соответственно, для развития эффективной морской деятельности в Российской Федерации [3].

Основным преимуществом здесь является «прозрачность» организационно-экономической деятельности ПТПК с возможностью текущего контроля за деятельностью всех подразделений портового комплекса.

Заключение

Таким образом, наиболее целесообразным считается объединение разрозненных предприятий портовой сферы деятельности, размещенных в пределах территориально-прибрежной зоны Мурманска, в форму портового территориально-производственного комплекса, где формирование организационно-экономического механизма управления производственной деятельностью ПТПК может быть основано на реализации индивидуальных коммерческих целей производственно-перегрузочных предприятий как функциональных бизнес-единиц, входящих в состав портового территориально-производственного комплекса, ориентированных в своей деятельности не только на количество производственно-коммерческих работ, проводимых в портовой инфраструктуре, но и обеспечивающих определенный качественный подход в рамках удовлетворения постоянно меняющегося потребительского спроса, создавая тем самым устойчивое развитие ПТПК ориентированное на рыночное развитие региона.

[1] Полное название документа – Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действует в ред. от 19.07.2011 № 246-ФЗ. – Прим. ред.


Источники:

1. Болгов А.Б. Порт – середина пути. Об организации эффективного обслуживания грузопотоков в российских портах // Морские порты. − 2009. − № 7. − С. 12−14.
2. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.morskayakollegiya.ru/legislation/doktrinalnye_i_k/morskaja_doktrin/index.html.
3. Об участии в конкурсе по отбору заявок на создание портовой особой экономической зоны в порту Мурманск // Мурманский Вестник. − 2008. – 13.03.
4. Постановление Губернатора Мурманской области от 01.12.2006 № 217-ПЗ «О Межведомственном координационном совете по развитию Мурманского транспортного узла».
5. Синецкий В.П. Перспективы реформирования управления в морских портах // Морские порты. − 2009. − № 6. − С. 45−47.
6. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП.
7. Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:31:22