Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2012

Проблемы конкурентоспособности производственных структур

Бойчук Петр Григорьевич, К.э.н., Председатель совета директоров, ОАО «ДАЛЬЭНЕРГОМАШ», Россия

Problems of Competitiveness in Production Companies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
В современных условиях, характеризующихся высокой степенью экономической интеграции, проблемы конкурентоспособности являются актуальными для национальной экономики в целом и для производственных структур. От нее зависит коммерческий успех бизнеса, который в свою очередь, зависит от качества менеджмента персонала производственной структуры и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Цитировать публикацию:
Бойчук П.Г. Проблемы конкурентоспособности производственных структур // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 50-56.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Конкурентоспособность производственной структуры это комплексный показатель, который отражает степень эффективности функционирования данной структуры в сравнении с конкурентными производственными структурами. Основным критерием сравнения является степень удовлетворения товарами (работами, услугами), произведенными конкретной производственной структурой, потребности потребителей. Именно потребитель диктует свои условия производителям, и именно требования потребителя выступают критериями конкурентоспособности производственных структур.

Управление конкурентоспособностью производственных структур должно строиться на основе анализа комплекса внутренних и внешних факторов.

Особая роль отводится маркетинговым исследованиям, на основе которых разрабатывается концепция конкурентоспособности производственных структур, обладающая:

– возможностями формирования и корректировки целей и стратегий развития структуры в соответствии с достигнутым уровнем конкурентоспособности;

– механизмом управления конкурентоспособностью;

– комплексом организационно-экономических мероприятий, в основе которых лежат программно-целевые системы производственных структур, отражающие необходимые организационные, экономические и технико-технологические мероприятия в их взаимозависимости, реализация которых в целом способствует повышению конкурентоспособности производственных структур.

Концепция повышения конкурентоспособности предусматривает использование передовых научно-технических достижений и прогрессивных форм организации хозяйствования на основе реализации четко сформулированной конкурентной стратегии, выработка которой позволит производственным структурам удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, обеспечит свое выживание в долгосрочной перспективе.

Что нужно учитывать при выборе конкурентной стратегии?

Выбор конкурентной стратегии зависит, с одной стороны, от привлекательности отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности: не все отрасли обладают равными возможностями для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени. С другой стороны, важную роль играют факторы, определяющие относительную конкурентную позицию производственной структуры внутри отрасли. Так, независимо от того, какой средний показатель прибыльности в целом по отрасли, одни производственные структуры могут быть намного прибыльнее, чем другие.

Поэтому выбор конкурентной стратегии должен осуществляться только с учетом этих двух аспектов, а не каждого в отдельности. Если производственная структура работает в перспективной отрасли, ее прибыль может оказаться недостаточно высокой из-за неверно выбранной конкурентной стратегии. И наоборот, если производственная структура работает в недоходной отрасли, правильно выбранная конкурентная стратегия позволит данной структуре максимизировать свою доходность и добиться более устойчивого положения в отрасли.

Правильно выбранная конкурентная стратегия позволит обеспечить конкурентные преимущества производственных структур во взаимодействии трех субъектов рыночной среды:

– первый субъект – предприятие-производитель продукта;

– второй субъект – покупатель, который может этот продукт купить, а может и не купить;

– третий субъект – конкуренты готовые продавать свои продукты, удовлетворяющие ту же рыночную потребность, что и предприятие-производитель.

В процессе стратегического планирования после проведения анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность для определения конкурентных преимуществ, в целях формирования оптимальной стратегии производственной структуры необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых характеристик производственной структуры с аналогичными характеристиками конкурентов и определить степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон потребителями.

Система управления конкурентными преимуществами: принципы построения

Таким образом, успех производственной структуры в конкурентной борьбе требует развития исключительных преимуществ, позволяющих производственной структуре побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. И этот процесс развития должен идти постоянно, поскольку когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию могут через определенный промежуток времени быть заблокированы ответными действиями конкурентов. Необходимо формировать системный подход к организации и управлению производственной структурой, который не только обеспечивал бы конкурентные преимущества, но и создавал условия для их эффективного функционирования на постоянной основе. В этой связи стратегическое планирование производственной структуры должно обязательно включать разработку системы управления конкурентными преимуществами, а эффективная стратегия должна основываться на их развитии.

Система управления конкурентными преимуществами производственных структур должна строиться в соответствии со следующими принципами:

1) каждый участник производственной структуры должен быть заинтересован в развитии конкурентоспособности;

2) потребитель всегда прав;

3) творческий подход при разработке конкурентных преимуществ;

4) максимальное использование всех способностей сотрудников по обеспечению конкурентоспособности;

5) определение и демонстрация ценностей производственной структуры;

6) принципиальность и умение отстаивать свои позиции;

7) минимум промежуточных звеньев при принятии управленческих решений;

8) система ответственности при обеспечении конкурентных преимуществ.

Система управления конкурентными преимуществами должна учитывать особенности взаимоотношений, складывающихся в условиях рыночной конкуренции. Конкуренция – это соперничество между субъектами рынка за господствующее положение. Побеждают те игроки, которые оказываются в лучшем положении, наиболее приспособлены к тем условиям, которые диктует рынок, обладают более высокой конкурентоспособностью, по сравнению с другими конкурентами.

Последовательность построения конкурентной стратегии

В этой связи разработку конкурентной стратегии производственных структур целесообразно проводить с учетом анализа конкуренции в следующей последовательности.

Первый этап – оценка конкурентоспособности продукции (работы, услуги: главными факторами, определяющими конкурентоспособность на этом этапе, выступают цена и качество. Необходимо достижение такого их оптимального сочетания для потребителя, чтобы он смог приобрести именно эту продукцию (работу, услугу) среди множества предложений рынка.

Второй этап – оценка конкурентоспособности производственной структуры. На этом этапе оценивается конкуренция между конкурентами за господство на рынке. Учитывается возможность устанавливать конкурентоспособные цены. Поэтому необходим комплексный анализ условий производства: используемые технологии, оборудование, особенности организации и управления производством, снабженческой деятельности, возможности финансирования и т.д.

В рамках глобального рынка именно производственным структурам под силу создание системы рационального размещения производства, учитывая региональные особенности местности в которых они находятся. Отдельным предприятиям это не по силам. Только крупные производственные структуры способны организовать координацию всех своих подразделений для достижения конечного результата, учитывая все возможности региона. Поскольку диапазон стратегических решений в производственной структуре весьма широк: от полной локализации производства в одном регионе до рассредоточения подразделений по нескольким регионам.

Третий этап – оценка конкурентоспособности отрасли. В настоящее время конкурентоспособность отрасли определяется не столько факторами производства, сколько эффективностью их использования. Большое значение имеет наличие системы подготовки специалистов всех уровней, система постоянного повышения квалификации персонала. Конкурентоспособности отрасли зависит и от наличия научных учреждений в отрасли, бизнес школ, способных развивать научные основы для технического прогресса в отрасли, наличия доступных и дешевых природных ресурсов. Состояние технического потенциала отрасли сказывается на ее конкурентоспособности. Уровень применения новейших достижений в области науки и техники позволяет отрасли определять тот или иной уровень конкурентоспособности. Ключевым фактором конкурентоспособности отрасли следует так же рассматривать и ресурс знаний в совокупности с системой его непрерывного пополнения.

Четвертый этап – оценка конкурентоспособности национальной экономики в целом. Это конкурентоспособность страны в глобальной экономике.

Факторы конкурентоспособности национальной экономики

В формирование конкурентоспособности национальной экономики вносят вклад несколько групп факторов.

1. Наличие в экономике страны: природных ресурсов, человеческого капитала, финансовых ресурсов, позволяющие национальной экономике иметь сравнительные преимущества для развития отдельных отраслей.

2. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране.

3. Научно-технический уровень производства и национальный уровень производительности труда.

4. Политическая ситуация в стране, открытость общества и рынков, правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов, состояние налоговой системы (налоговые ставки в стране и регионах, процентные ставки в стране и регионах), системы аккумуляции сбережений и их использования для инвестиций, эффективность функционирования банковской системы и других финансовых учреждений, обеспечивающих финансирование производства.

5. Сложившийся в стране уровень жизни: уровень доходов и расходов населения и уровень вложений в социальную сферу государства. Надо понимать, что значение этих расходов неоднозначно. С одной стороны, они повышают издержки производства, отрицательным образом сказывающиеся на конкурентоспособности страны, но с другой – они повышают человеческий капитал, который, в свою очередь, повышает конкурентоспособность национальной экономики.

Комплексный анализ этих этапов оценки конкурентоспособности позволит производственным структурам выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Поэтому оценка конкурентоспособности является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности производственных структур в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. − 715 с.
2. Ющук Е. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. − М.: Вершина, 2008. – 240 с.
3. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. − М.: Дашков и К°, 2009. – 256 с.