Малый бизнес в России: перспективы и надежды

Хвостиков А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хвостиков А.Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 2. – С. 97-100.

Аннотация:
В статье описывается опыт работы Росбанка с представителями малого бизнеса. Еще совсем недавно крупные банки не видели в них достойных клиентов, с которыми были готовы серьезно работать. В лучшем случае все операции сводились к кредитованию. На сегодняшний день представителям малого бизнеса предлагаются пакеты услуг, льготы, специально для работы с ними обучаются банковские менеджеры.

Ключевые слова: кредитование, малый и средний бизнес, Росбанк, банковская группа «Сосьете Женераль», поддержке малого предпринимательства, доступ к кредитным ресурсам

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



О малом бизнесе, наверное, уже сказано все. И о том что это локомотив создания рабочих мест и среднего класса, и что во всех экономически успешных странах доля компаний малого бизнеса в ВВП составляет не меньше 50–60%. И все же нам в России пока остается только с завистью смотреть на другие страны со стороны, мечтая, что когда-нибудь тема всемерного развития и поддержки малого бизнеса станет сродни национальному проекту. И тогда, наконец, мы получим тот самый средний класс, которым гордится любая экономически развитая страна.

Работая много лет с малым бизнесом в крупном федеральном банке, мы смотрим на него как бы со стороны, изучая и постигая его особенности, радуясь успехам, восхищаясь теми яркими представителями малого предпринимательства, которые во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам смогли крепко встать на ноги и обеспечить достойную жизнь не только себе, но и своим родным и близким, оставаясь при этом честными, порядочными, трудолюбивыми людьми.

Малый бизнес сегодня

Что же сейчас представляет собой малый бизнес в России?

Во-первых, это, безусловно, развивающийся сегмент рынка. Количество малых предприятий, их значение и доля в валовом производстве нашей страны неуклонно растет, хотя и не такими темпами, как хотелось бы.

Во-вторых, сегмент малого предпринимательства, пройдя жесткое испытание кризисом и значительное административное давление на местах, вклиниваясь в жестко монополизированную крупными корпорациями экономику, вышел из коротких штанишек, закалился и окреп.

Экономическая зрелость руководителей компаний значительно выросла, появился трезвый расчет и обоснованность решений и поступков. Характерная только для России специфика малого бизнеса – совмещение официального и управленческого учета, также явно движется к «обелению» деятельности. И если 6–7 лет назад доля официально показываемого бизнеса вполне могла составлять 20–30%, что было вполне обычным делом, а остальное относилось к так называемой «управленческой» отчетности, то сейчас 60–80% уже являются вполне типичным показателем.

Занимаясь вопросами, связанными с обслуживанием компаний малого бизнеса, я видел, что в самых различных регионах: Ростовская, Нижегородская, Московская область, Тюменский, Краснодарский, Красноярский край и в ряде других стали активно использоваться инновационные подходы, в том числе патенты и изобретения самих участников предприятия, особенно в тех случаях, когда в составе учредителей есть выпускники технических вузов нашей страны. Это повышает эффективность бизнеса, способствует большей заинтересованности коллектива в результатах своего труда. При этом расширяется доля компаний производственного, транспортного, обрабатывающего направлений, помимо традиционных секторов оптово-розничной торговли и сферы услуг.

При этом кризис стал катализатором и для усиления активности государства в вопросах формирования политики по поддержке малого предпринимательства, особенно в момент развития кризиса. Одним из наиболее эффективных механизмов поддержки, реально используемых в большинстве регионов, стали гарантийные фонды, предоставляющие поручительства по кредитам малому бизнесу при неполном обеспечении. И это реально стало существенным стимулом для облегчения доступа к кредитным ресурсам банков многим предприятиям и предпринимателям.

Росбанк и банковская группа «Сосьете Женераль»

Сегодня банки, работающие с малым бизнесом, стремятся комплексно расширять сотрудничество со своими клиентами. Малый бизнес постепенно и незаметно из сегмента, которому интересно только кредитование, превратился в полноценный рынок участников, для которых важно не только кредитование, но и все остальные виды услуг и продуктов: депозиты, документарные сделки, лизинг и даже более экзотичные факторинговые операции и международный банкинг.

Например в Росбанке, который является членом международной банковской группы «Сосьете Женераль», для клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) создано специализированное подразделение международной поддержки, задача которого оказывать необходимую помощь компаниям малого бизнеса, работающих как в России, так и за рубежом, если они стремятся выйти на международный или российский рынок через подразделения и представительства группы. Поддержка оказывается путем обеспечения режима наибольшего благоприятствования в странах присутствия «Сосьете Женераль».

Сотрудники банка обеспечивают необходимые консультации и сопровождение клиента. При этом стоимость совершения операций для компании в случае открытия ею счетов в подразделениях группы, существенно ниже стандартных тарифов. Высокая активность клиентов в подобных услугах отмечается не только в городах Москва и Санкт-Петербург, но и на Дальнем Востоке и Урале, особенно в районах приграничной торговли.

В настоящее время Росбанк завершил сложный процесс объединения с банком «Банк Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ), и как результат объединения, в продуктовых предложениях объединенного банка появились продукты, интересные для малого бизнеса, с которыми успешно и эффективно работал банк БСЖВ. Это, прежде всего депозитные и сберегательные продукты, которые предоставляют возможность предпринимателям и предприятиям эффективно размещать временно свободные денежные средства, вплоть от одного дня. Услуга оказалась очень востребованной и популярной.

Современный подход банков к сотрудничеству с компаниями малого бизнеса

Вообще, по вопросу средств клиентов малого и среднего бизнеса необходимо сказать отдельно. Вряд ли многие банкиры на заре развития отношений с малым бизнесом до конца понимали, насколько успешным может быть этот сегмент в части формирования ресурсов для банка. Реалии превзошли все самые смелые прогнозы-компании МСБ оказались великолепным ресурсодающим сегментом и в Росбанке, например, стабильно соотношение привлеченных и размещенных средств в сегменте малого бизнеса всегда было более 100%. Фактически, малый бизнес кредитует себя своими же собственными ресурсами.

Современный подход к сотрудничеству с компаниями малого бизнеса конечно же значительно отличается от существовавшего 3–4 года назад, прежде всего, своей комплексностью, стремлением учесть все детали и особенности бизнеса. В предложениях многих банков появились не просто новые продукты, но и пакеты услуг, выбирая которые, предприятие может оптимизировать свои расходы с учетом специфики совершаемых им операций.

Значительно изменился и сервис. Многие банки, еще несколько лет назад декларирующие индивидуальный подход и персональное обслуживание только для корпоративных клиентов, смягчили свои требования. И теперь уже правилом хорошего тона при обслуживании малых предприятий является наличие персонального клиентского менеджера, который готов решать все вопросы по взаимодействию с банком. И дело здесь вовсе не в благотворительности кредитных организаций. Просто многие банки поняли, что в современных условиях клиент малого бизнеса может быть очень привлекательным с точки зрения потребления разнообразных банковских услуг и обеспечить значительно более высокую маржу, чем капризный корпоративный клиент, от которого кроме имиджевого престижа часто никакого финансового дохода нет. А, следовательно, можно потратиться и на менеджера и его обучение.

Заключение

В целом же, предстоящий 4–5 летный период развития нашей страны вполне можно охарактеризовать как период укрепления и расширения малого бизнеса, увеличения его активности. Этот вывод полностью подтверждается заявлениями высшего руководства страны о необходимости существенного расширения частного предпринимательства и банки должны быть готовы к реализации этой ответственной миссии.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:26