Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2012

Государственная поддержка сферы культуры в условиях кризиса

Смирнов Алексей Юрьевич, канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, директор, Институт экономики и управления, Россия

State Support to Culture in Crisis - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 60

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности государственной поддержки сферы культуры. Особое внимание уделено изменениям, которые были внесены в федеральную целевую программу «Культура России (2006−2011 годы)» в результате влияния мирового экономического кризиса и оказали существенное воздействие на результативность мер государственного регулирования структурных составляющих сферы культуры.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Смирнов А.Ю. Государственная поддержка сферы культуры в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 10-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Важнейшим нормативным документом, определяющим основные ориентиру государственной политики в сфере культуры, является федеральная целевая программа «Куль тура России (2006–2011 годы)» (далее – ФЦП «Куль тура России»), утвержденная постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 740 [2]. Прог рамма содержит основные индикаторы развития культурного комплекса страны, конкретизирует направления использования средств федерального и региональных бюджетов, а также ресурсов, полученных из внебюджетных источников для решения основных проблем предприятий и организаций, предоставляющих гражданам услуги культурного характера.

Рост государственного финансирования на развитие культуры

 

Последние изменения в ФЦП «Культура России», внесенные постановлением Правительства РФ от 30.05.2011 № 435 [3], существенно увеличили объем государственного финансирования программных мероприятий, что обусловлено различными факторами. С одной стороны, рост объемов финансирования программы «Культура России» связан с увеличением срока реализации программы. Первоначально планировалось, что рассматриваемая ФЦП будет завершена в течение пяти лет (с 2006 по 2010 годы), однако затем она была продлена еще на один – 2011 год. Это обусловлено тем, что с 2012 года существенным образом меняются условия финансирования всех федеральных целевых программ, что предполагает изменение подходов к определению приоритетов развития культурного комплекса Российской Федерации при формировании программы «Культура России» на последующие годы.

С другой стороны, увеличение финансирования мероприятий ФЦП «Культура России (2006–2011 годы)» вызваны изменением государственной политики в сфере культуры, что требует специального анализа. Отметим, что в целом объем финансирования ФЦП «Культура России» увеличился на 61 млрд руб., а без учета 2011 года рост составил 32 млрд руб., что составляет 50% от первоначального объема средств, выделенных по программе.

При этом за счет средств федерального бюджета рост объема финансирования программных мероприятий достиг 31,5 млрд руб., что составляет 58% от запланированного в 2005 году. Следовательно, увеличение финансирования ФЦП «Культура России» на 98% обеспечено за счет расходов федерального бюджета. Такую тенденцию в целом следует признать положительной, что обусловлено повышением значимости сферы культуры в процесс социально-экономического развития страны. Незначительное увеличение объема финансирования программы за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, а также из внебюджетных источников, по нашему мнению, обусловлено их приоритетным использованием для реализации мероприятий, которые не входят в ФЦП «Культура России».

По мнению автора, прогнозирование объемов финансирования мероприятий, включаемых в федеральную целевую программу, из других источников, за исключением средств федерального бюджета, может иметь смысл только в том случае, если с органами власти субъектов федерации, хозяйствующими субъектами, находящимися в частной собственности, заключены обязательные соглашении об их участии в реализации определенных инвестиционных проектов. В противном случае федеральные органы исполнительной власти не могут обеспечить выделение необходимых внебюджетных ассигнований, что отрицательно сказывается на качестве планово-расчетных обоснований.

Затраты на реконструкцию Большого театра и строительство второй сцены Маринского театра

 

Наиболее существенные изменения в общем объеме финансирования программных мероприятий наблюдались в 2009 и 2010 гг. Согласно первоначальной редакции ФЦП «Культура России», в 2009 году объем финансирования программных мероприятий должен был сократиться в текущих ценах по сравнению с предшествующим годом на 756 млн руб., а в 2010 году – еще на 2167 млн руб. Данное сокращение должно было происходить, прежде всего, за счет уменьшения капитальных вложений на 760 млн руб. в 2009 году и на 2180 млн руб. в 2010 году.

Столь существенное уменьшение финансирования программных мероприятий, по нашему мнению, было обусловлено тем, что к 2009 году планировалось завершить ремонт Государственного академического Большого театра России в Москве и Государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге, затраты на который составляли не менее 5 млрд руб. ежегодно. Кроме того, в 2010 году было запланировано сокращение на 1 млрд руб. объема капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, выделяемых Государственному Эрмитажу.

Согласно новой редакции ФЦП «Культура России» в 2009 году на реконструкцию Большого и Мариин ского театров в сумме было выделено почти 8 млрд руб., в 2010 году – более 11 млрд руб., в 2011 году – почти 13 млрд руб. Расходы на капитальные вложения в процессе деятельности Государст-вен ного Эрмитажа в 2009 году также увеличились на 300 млн руб., но уже в 2010 году сократились почти на 500 млн руб., тогда как в 2011 году еще на 100 млн руб.

Таким образом, главным фактором, определившим увеличение объема финансирования ФЦП «Культура России» за счет средств федерального бюджета в 2009 и 2010 годах стал рост затрат на реконструкцию Большого театра и строительство второй сцены Маринского театра, которое не завершится в 2011 году и потребует дополнительных расходов в последующий период. Из общего увеличения объемов финансирования ФЦП «Культура России» на 32 млрд руб. 19 млрд руб. (почти 60%) обусловлено ростом затрат на капитальный ремонт двух главных театральных учреждений Российской Федерации. Это косвенным образом может свидетельствовать о том, что процесс планирования капитальных затрат по двум рассматриваемым объектам сферы культуры был осуществлен не оптимальным образом.

Сокращение бюджетных затрат на НИОКР

 

В то же время нельзя не отметить, что существенное увеличение расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных ФЦП «Культура России», произошло в период острой фазы мирового экономического кризиса.

Следовательно, рост затрат по программе может быть рассмотрен в качестве своего рода антикризисной меры, направленное на сохранение высоких темпов культурного развития страны несмотря на негативное влияние факторов внешней среды.

В целом капитальные вложения на реализацию мероприятий, предусмотренных ФЦП «Культура России», возросли на 63% с 43 до 92 млрд руб., прежде всего за счет увеличения расходов федерального бюджета с 40 до 87 млрд руб. В то же время расходы на НИКОР сократились с 344 до 312 млн руб., что составляет почти 10%. При этом в 2011 расходы на НИОКР, финансируемые за счет средств федерального бюджета, уменьшились до 37 млн руб., тогда как в 2006 году они составили 50 млн руб.

Это позволяет сделать вывод о существенном сокращении бюджетного финансирования научных исследований в сфере культуры. По мнению автора, такое изменение государственной культурной политики обусловлено длительным периодом окупаемости затрат на проведение научных исследований, отсутствием краткосрочного эко-номического эффекта от увеличения расходов на НИОКР. В то же время опыт промышленно развитых стран, в том числе США, принявших программу по развитию науки в посткризисный период, позволяет считать сокращение затрат на НИКОР не оправданным.

Увеличение расходов на прочие нужды составило всего 24%, что меньше чем по другим направлениям использования средств. При этом рост расходов за счет федерального бюджета оказался значительно большим и составил 46%, что свидетельствует о замене средств региональных бюджетов, ресурсов, полученных из внебюджетных источников, средствами национального бюджета Российской Федерации при финансировании затрат на прочие нужды. Отчасти такая ситуация может быть оправданна влиянием незавершенного мирового экономического кризиса.

Новые целевые индикаторы

 

Анализируя изменения, нашедшие отражения в новой редакции ФЦП «Культура России», необходимо отметить, что перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы также претерпел определенные изменения.

Во-первых, в программу были включены три новых показателя: доля мероприятий, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов России, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного формирования; рост числа участников клубных формирований самодеятельного народного творчества; выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению. По нашему мнению, первый из указанных показателей следует признать сформулированным неудачно, поскольку для неспециалиста остается не ясным о чем идет речь. Второй показатель представляется во многом искусственным и лишь использование третьего следует признать полностью оправданным.

Во-вторых, в текущих условиях функционирования субъектов хозяйствования сферы культуры достижение ряда показателей представляется невозможным. Так, согласно ФЦП «Культура России» доля национальных фильмов в общем объеме проката на территории России должна была составить в 2011 году 23%. Однако, если исходить из величины валовых сборов (которые и являются основным показателем при оценке доли отечественной кинопродукции в национальном прокате) доля отечественных фильмов в первой половине 2011 года составила всего лишь 11%. Предпосылки для существенного роста данного показателя отсутствуют.

Заключение

 

Таким образом, федеральная целевая программа «Культура России (2006–2011 годы)» обеспечивает системное решение текущих и перспективных проблем в процессе формирования рациональной культурной политики страны, способствует развитию материальной базы культурного комплекса страны. В то же время отдельные показатели эффективности программы требуют уточнения и корректировки, что позволит наиболее рациональным образом решать проблемы культурного развития Российской Федерации. Изменения, внесенные в программу в период экономического кризиса, в целом следует признать оправданными и рассматривать в качестве одной из антикризисных мер Правительства РФ.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Евменов А.Д., Смирнов А.Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры. − СПб: ООО «Издательство «Диалог», 2006.
2. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 740 «О федеральной целевой программе «Культура России (2006−2011 годы)».
3. Постановление Правительства РФ от 30.05.2011 № 435 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Культура России (2006−2011 годы)»
4. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб./Росстат. − М., 2011.