Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2012

Оценка конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса

Михайлов Михаил Николаевич, аспирант факультета (института) Экономики, управления и права (ИнЭУП), Россия

Evaluation of Competitiveness of Mechanical Engineering Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 120

Аннотация:
В статье предложена методика оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса. Рассмотрены особенности оценки конкурентоспособности Государственных научных центров (ГНЦ), НИИ, дизайн-центров, инновационной фирмы одной идеи, предприятий ОПК.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Михайлов М.Н. Оценка конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 120-127.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При переходе России к рыночной экономике особенно острым становится вопрос конкурентоспособности отечественной промышленности. Именно в конкурентоспособности концентрируются основные экономические категории – качество продукции и цена, товарная политика и маркетинг, научно-технический и производственно-технологический потенциал предприятия и уровень его производства, социальный уровень населения, уровень спроса и т.п. Открытие российского рынка в начале 1990-х гг., бесконтрольный импорт товаров показали, насколько неконкурентоспособными оказались многие виды продукции отечественного производства, в первую очередь продукция машиностроения – автомобили, приборы, металлообрабатывающее оборудование, а также товары народного потребления – телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п. 

Конкурентоспособность

Оценивая уровень промышленного производства в современной России, в первую очередь следует говорить о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – это состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкурентном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели.

Конкурентоспособность синтезирует в себе множество факторов, в том числе: политические, правовые, технические, экологические, экономические, социальные, психологические, управленческие и др.

Количество учитываемых факторов зависит:

а) от сложности индивидуальных характеристик объекта;

б) характеристик и особенностей внешнего вида для объекта окружения;

в) характеристик комплекса процессов управления объектом в пространстве и во времени;

г) профессиональной или психологической готовности субъекта эффективно управлять объектом на конкретном рынке;

д) параметров институциональной среды и инфраструктуры, качества правовой, налоговой таможенной и финансоворедитной систем, силы конкуренции на конкретном рынке и других факторов.

Методика экспертной оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса была разработана на основе методики «Три Р», позволяет определить относительную характеристику индекса конкурентоспособности, производить сравнительный анализ предприятий одной и той же отрасли, а также говорить о том, является ли предприятие конкурентоспособным или нет.

Методика определения индекса конкурентоспособности

Для определения индекса конкурентоспособности используются методы функционального анализа. Определяется относительный вес каждого из критериев конкурентоспособности в группе, а также относительный вклад каждой группы в определение индекса конкурентоспособности. Определением относительного вклада каждого из критериев занимаются эксперты в данной области.

Относительный вес каждого показателя умножается на значение статуса данного показателя (см. табл на с. 122-125) и полученные значения суммируются.

Таблица

Форма для оценки конкурентоспособности предприятий машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес каждой группы критериев – Gj, а вес каждого критерия в группе – qij. У каждого критерия существует статус – V, статус может принимать целочисленные значения от 0 до 4 и определятся по данным таблицы. Количество критериев в каждой группе – kj. Индекс конкурентоспособности – K и вычисляется его по формуле: 

Относительный вес каждого из критериев и каждой из групп может варьироваться в зависимости от отраслевых возможностей. Статус определяется на основе заполненной таблицы и представляет собой тест-опрос:

Благодаря тому что можно как удалять определенные критерии, так и добавлять специфичные, данная методика является гибкой и легко адаптируется под различные направления производственной и научной деятельности. Но сравнивать индексы конкурентоспособности, полученные путем подсчета различного числа критериев не корректно, так как они имеют некоторую погрешность друг относительно друга. 

Особенности оценки конкурентоспособности для научных организаций и бизнес-структур

Особенности оценки конкурентоспособности Государственных научных центров (ГНЦ). 

В случае оценки конкурентоспособности ГНЦ не учитываются такие критерии как: доля рынка; производительность; гибкость; инновационность; сроки поставки; обновляемость продукции; группу критериев «Материалы».

Особенности оценки конкурентоспособности НИИ. В случае оценки конкурентоспособности НИИ не учитываются такие критерии как: степень автоматизации производства; качество сырья; стоимость сырья; поставщики.

Особенности оценки конкурентоспособности дизайн-центров. 

В случае оценки конкурентоспособности дизайн– центров мы должны учитывать, что такие критерии, как: качество сырья, стоимость сырья, поставщики оцениваются для предприятия–изготовителя ведущего работу над заказом.

Особенности оценки конкурентоспособности инновационной фирмы одной идеи. 

Для оценки конкурентоспособности инновационной фирмы одной идеи мы используем весь пакет критериев. Однако благодаря специфике данных предприятий, высокое значение показателя конкурентоспособности является для них абсолютно нормальным.

Особенности оценки конкурентоспособности предприятий ОПК

Говорить о конкурентоспособности предприятий ОПК не совсем корректно, но методика может быть использована для самооценки в сравнении с аналогичным предприятием потенциального противника.

Предложенная методика может быть использована для оценки поставщиков предприятий ОПК, их способности удовлетворять потребности такого предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Дшхунян В.Л, Михайлова А.Н., Никольская Т.Г. «Методика оценивания состояния TQM на предприятии». − М.: НТК «Трек», 2000. – Вып. 1. – 60 с. – (Все о качестве. Отечественные разработки).
2. Артемова Т.А., Кириллов В.П., Михайлова А.Н., Михайлов М.Н., Петров С.В. Отчет по 1-му этапу НИР «Разработка программы повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения города Москвы, включая предприятия ОПК на 2009−2012 гг». – 2008. − 250 с.