Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2011

Экономическое обоснование применения аутсорсинга на ОАО «Волжский Оргсинтез»

Лапшова Оксана Александровна, аспирант инженерно- экономического факультета, Волжский Политехнический Институт (филиал) Волгоградский Государственный Технический Университет, Россия

The Economic Rationale for the Use of Outsourcing by Volzhsky Orgsintez OJSC - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 130

Аннотация:
В статье описана методология принятия решения о применении аутсорсинга в процессе реструктуризации предприятия, а также основные критерии экономического механизма управления, помогающие принять это решение. На примере конкретного участка цеха приводится расчет стоимости затрат технологического оборудования до применения аутсорсинга и после. Анализ показал, что для более эффективной работы и сокращения издержек предприятия ОАО «Волжский Оргсинтез» ему необходимо воспользоваться услугами компании-аутсорсера.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Лапшова О.А. Экономическое обоснование применения аутсорсинга на ОАО «Волжский Оргсинтез» // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 67-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Некоторые компании, стремясь к производству продукции высшего качества, оказываются не в состоянии обеспечить его для всех комплектующих. Как правило, существуют предприятия, специализирующиеся на производстве таких комплектующих необходимого качества и по более привлекательной цене. Так поступает предприятие, которое хочет снизить цены за счет уменьшения производственных затрат.

Рассмотрим особенности использования аутсорсинга в структуре ОАО «Волжский Оргсинтез» – одной из крупнейших в Европе химических компаний, производящей широкую гамму продукции базовой химии [2].

Если у производственного предприятия существуют финансовые возможности, то в условиях развитой рыночной экономики лучшим способом перехода на закупки товаров «извне» является создание собственных сервисных подразделений, производящих необходимые комплектующие высокого качества (достигается путем узкой специализации), при низкой цене. Следствием чего является минимизация издержек предприятия и увеличение его финансовой устойчивости.

Реструктуризация и ее цели

В процессе реструктуризации предприятия в рамках антикризисного управления происходят изменения в способах проведения подобной реорганизации. На предприятии ОАО «Волжский Оргсинтез» выводят вспомогательные, а также сервисные подразделения в самостоятельные хозяйствующие субъекты, сохраняя тем самым «родственность» компаний. Такая реструктуризация, как правило, затрагивает «материнскую», головную компанию.

Так, в 2011 году на ОАО «Волжский Оргсинтез» было принято решение о выделении дочерней сервисной службы ООО «Волжский ТехСервис» (ООО «ВТС») из структуры предприятия в отдельную организацию. Годом раньше ООО «Волжский ТехСервис» было зарегистрировано как дочернее предприятие ОАО «Волжский Оргсинтез», оказывающее услуги по ремонту и диагностике технологического оборудования. Руководством завода тогда было принято решение оставить ООО «ВТС» на балансе предприятия, так как оно является его дочерней компанией.

Также было решено перевести новую компанию – аутсорсера в производственный цех, меньший по площади для сокращения издержек по содержанию цеха, а цех по производству монометиланилина перевести в цех № 41, так как в ближайшем будущем планируется запуск нового вида продукции экстра ММА и необходимы дополнительные производственные площади.

Таким образом, проводимыми мероприятиями в компании достигаются основные цели:

1) концентрируются усилия на основном производстве;

2) повышается управляемость предприятием за счет сокращения количества подразделений;

3) снижаются затраты за счет изменения структуры расходов (из постоянных переходят в переменные).

Критериями, оказывающими влияние на принятие соответствующего управленческого решения о начале реструктуризации компании, является группа различных параметров.

Методология анализа ситуации

Для принятия решения о применении аутсорсинга на ОАО «Волжский Оргсинтез» были хорошо выверены и обоснованы методы управления в процессе реструктуризации предприятия. Решение было принято на базе тщательного анализа с выявлением полного перечня факторов, определяющих деятельность предприятия, и наиболее вероятных тенденций их развития и изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных оказать на них существенное влияние.

Отправной точкой для подобной оценки послужил SWOT-анализ, который позволил качественно проанализировать и структурировать сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также потенциальные внешние угрозы и благоприятные возможности в результате применения частичного аутсорсинга. При этом следует отметить следующее: сильные и слабые стороны – факторы деятельности предприятия, на которые оно может оказывать влияние; возможности и угрозы – факторы, находящиеся вне контроля предприятия и оказывающие влияние на его развитие [1, 37].

Методология вышеуказанного анализа предполагает составление SWOT-матрицы, в которой отражаются и последовательно сопоставляются внутренние особенности и внешние аспекты деятельности предприятия. Исходя из соотношения факторов принимается решение об оптимальном применении аутсорсинга и соответствующего экономического механизма управления предприятием, что отражается в таких разделах матрицы, как поля сочетания факторов.

Так, на предприятии ОАО «Волжский Оргсинтез» цех № 41 участок № 7 обеспечивал предприятие ремонтно-монтажными работами. Руководством предприятия было принято решение о применении аутсорсинга именно на этом участке, так как ремонтно-монтажные работы на вышеуказанном предприятии не являются профильными бизнес-процессами, обеспечивающими экономическую устойчивость деятельности предприятия, однако этот цех обеспечивал бесперебойную работу других производственных цехов и подразделений.

Расчет затрат и принятие решения

Таким образом, отдавая структурное подразделение компании-аутсорсеру, руководство ОАО «Волжский Оргсинтез» планировало:

– повысить эффективность непрофильных активов, снизить издержки и эксплуатационные расходы;

– сконцентрировать усилия и ресурсы на приоритетных продуктах;

– расширить круг покупателей услуг выделяемых подразделений (за счет тех, для кого существенна независимость этих подразделений от основной компании);

– создать у менеджмента и сотрудников выделяемых подразделений дополнительных стимулов к повышению эффективности своей деятельности.

Проведем оценку ситуации, в которой действовало предприятие до принятия решения о применении аутсорсинга (см. табл. ниже).

Таблица

Расчет стоимости расходов до применения аутсорсинга
на примере цеха № 41 участка № 7

 

 

Для расчетов был выбран полугодовой период, так как передача функций участка № 7 цеха № 41 ООО «Волжский ТехСервис» планируется со второй половины 2011 г.

На основе расчета затрат по ранее действующему участку № 7, который осуществлял ремонт технологического оборудования цеха № 41 ОАО «Волжский Оргсинтез», на предприятии было принято решение о привлечении аутсорсинговой компании, а вернее, выделении отдельной дочерней службы ООО «Волжский ТехСервис», занимающейся ремонтом технологического оборудования для всего предприятия, а в дальнейшем – и для других производственных объектов.

Решение о реализации применения аутсорсинга именно в этом направлении на предприятии было обусловлено стремлением руководства:

– снизить текущие и операционные расходы по цеху № 41;

– увеличить качество и количество проводимых ремонтов за счет компании-аутсорсера;

– получать прибыль от оказываемых услуг по технологическому ремонту оборудования других производственных объектов, не входящих в состав ОАО «Волжский Оргсинтез».

Реструктуризация как способ снижения общезаводских затрат

Как видно из рис. 1 (см. ниже), затраты за аналогичный период следующего года цеха № 41 имеют тенденцию к увеличению, что связано с ростом расходов на оплату труда, текущим ремонтом оборудования, с возрастанием стоимости энергоресурсов.

Рис. 1. Фактические и планируемые затраты по цеху № 41 участку № 7
ОАО «Волжский Оргсинтез» за январь-июнь 2011–2012 гг.

 

Так как оборудование изнашивается, то в дальнейшем, предполагается увеличение затрат по технологическому ремонту и диагностике.

Рассмотрим структуру объема работ цеха № 41 участка № 7 по цехам – заказчикам за 2011 г. (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение объема работ цеха №41
по цехам- заказчикам в 2011году, %

 

Из рис. 2 видно, что около 10 цехов ОАО «Волжский Оргсинтез» нуждаются в постоянном ремонте технологического оборудования и диагностике, остальные в мелком ремонте.

Общая сумма затрат по цехам за 2011 г.:

Σц2009 = 703 106,5 тыс. руб.;

за 2010 г. Σц2006 = 633 805,8 тыс. руб.;

за 2009 г. Σц2005 = 589 768,3 тыс. руб.;

при одном и том же количестве цехов.

Отсюда можно сделать вывод, что общезаводские расходы также имеют тенденцию к увеличению. На этом основании можно порекомендовать руководству ОАО «Волжский Оргсинтез» сокращать издержки по цехам, так как увеличение затрат по непроизводственным цехам ведет к увеличению расходов бюджета предприятия, росту себестоимости продукции и, в конечном счете – сокращению прибыли предприятия.

Выявлено также, что на цех № 41 приходится 8% всех затрат предприятия по цехам. Для непроизводственного цеха это довольно высокий показатель, свидетельствующий о необходимости снижения затрат на этом участке.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что на предприятии ОАО «Волжский Оргсинтез» имеет место увеличение общезаводских затрат. Для более устойчивой работы предприятия необходимо разработать план их снижения. Таким образом, увеличение общезаводских затрат в планируемом периоде 2012 г. без применения аутсорсинга составит 5 712 670 руб., что на 10% больше фактических. Для более эффективной работы предприятия и сокращения издержек предлагается воспользоваться услугами компании-аутсорсера ООО «ВТС».


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Г.Я. Гольдштейн, Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003, 94c.
2. http://www.zos-v.ru/