Основные элементы инновационной стратегии США

Заварухин В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (32), Август 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заварухин В.П. Основные элементы инновационной стратегии США // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – С. 20-25.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в 7/2002.) Низкая конкурентоспособность продукции российской промышленности в условиях открытости рынка для иностранных товаров и потеря традиционных рынков сбыта привела к потере более половины внутреннего рынка потребительских промышленных товаров и услуг. На мировом рынке наукоемкой продукции наша доля составляет меньше половины процента. Наши лучшие научно-технологические разработки либо за бесценок уходят за рубеж, либо остаются невостребованными в стране, морально устаревая и принося российской экономике плоды “упущенные выгоды”.

Ключевые слова: США, инновации, конкурентоспособность продукции, зарубежный опыт, инновационная политика, наукоемкая продукция, рынок наукоемкой продукции

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В 1998 году в России было выдано свыше 20 тысяч патентов, а всего действующих патентов составляло 173081. Общее количество договоров о торговле лицензиями и уступке прав на патенты составило всего лишь 1616. Это говорит о крайне низком практическом использовании научных результатов. [1]

Ухудшились условия освоения инноваций. Инвестиции в основной капитал в целом в постоянных ценах составляют примерно пятую часть уровня 1990 г. Незначительные масштабы инноваций характерны для всех отраслей промышленности и предприятий независимо от численности и формы собственности. Основная часть инновационно-активных предприятий сосредоточена в машиностроении, пищевой промышленности, химической и нефтехимической промышленности. Зачастую, снижая издержки и расширяя ассортимент продукции, предприятия отдают предпочтение сохранению традиционных и созданию новых рынков сбыта в России и странах СНГ. Большинство предприятий занимается продуктовыми инновациями, т.е. закупкой готового оборудования, использование НИОКР для совершенствования действующего производства и т. д. Доля принципиально новых разработок в затратах на технологические инновации составляет 18% (в странах ОЭСР ‑ не менее одной трети). Затраты на обучение и подготовку персонала, приобретение патентов и лицензий, проведение маркетинговых исследований ‑ минимальны. Хотя в России имеется значительный задел готовых научно-технологических результатов, даже активные предприятия редко приобретают права на патенты, лицензии и т.д. Основным источником финансирования затрат на инновации являются собственные средства предприятий.

Инновационная активность предприятий определяется экономической конъюнктурой, инвестиционным климатом, состоянием производственного аппарата. Хотя в 1999 г. начался рост производства и спрос на внутреннем рынке переключился на отечественные товары, инвестиционные возможности по-прежнему остаются незначительными, а спросовые ограничения тормозят расширение выпуска инновационной продукции. Предприятия оказались под влиянием финансового пресса и экономической неопределенности.

Инновационная пассивность тормозит рост конкурентоспособности продукции. Из-за этого структура и динамика экспорта по товарным группам нестабильна, что свидетельствует об уязвимости позиций России на мировом рынке. Между тем освоение инноваций позволяет повысить конкурентоспособность товаров высокой и низкой наукоемкости, хотя особое значение они имеют для высоких технологий. Однако, тем не менее, конкуренция на внутреннем рынке, изношенность производственного парка, внешнеэкономические “амбиции” заставляют отечественные предприятия осуществлять постепенный разворот к технологическим инновациям – они начинают понимать, что рыночная стратегия предприятий напрямую связана с инновациями. И чем жестче конкуренция, тем чаще промышленные предприятия обращаются к науке. Освоение технологических инноваций также позволяет выйти на внешний рынок и через расширение экспорта укрепить финансовую базу предприятий, возможности обновления производства.

Главной причиной сдерживания процесса формирования инновационной инфраструктуры и повышения инновационной активности предприятий по-прежнему остается ограниченность финансовых средств, недостаточность опыта и квалифицированных кадров в области инновационной деятельности, а также неразвитость экономической сферы и правовой среды, в которых действуют хозяйствующие субъекты. Существующий сегодня в стране инновационный климат не благоприятствует обновлению производства, использованию новейших достижений науки и техники в реальном секторе экономики.

Основная задача Правительства РФ в этой сфере ‑ изыскание возможности обеспечения организационной, научной, методической и финансовой поддержки этим процессам в регионах страны, в том числе:

‑ формирование задела в области высоких технологий;

‑ ускорение трансфера технологий по всем стадиям инновационного цикла;

‑ создание региональных структур, обеспечивающих институциональное объединение субъектов инновационного цикла для оживления инвестиционной и инновационной активности;

‑ объединение сопряженных производств;

‑ вовлечение региональных бюджетов в формирование и реализацию инновационных проектов (налоговые освобождения, льготные тарифы, товарные и денежные кредиты и т.д.);

‑ поддержка малого наукоемкого бизнеса как наиболее динамичного и быстро адаптирующегося к новым условиям и его взаимодействия с крупными промышленными предприятиями;

‑ расширение сети инновационных центров;

‑ формирование бирж инноваций, открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм, структур информационного обеспечения участников инновационного рынка;

‑ формирование институциональных структур, обеспечивающих подготовку кадров.

Без сильной государственной политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств невозможно. И это положение справедливо не только для российских условий. В индустриально развитых странах, добившихся впечатляющих экономических результатов, именно сильная государственная инновационная политика обеспечивает устойчивое развитие экономики. Налоговая и таможенная система, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав интеллектуальной собственности создают у всех участников инновационного процесса – ученых и разработчиков, производителей и инвесторов – высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок или, как сейчас говорят, введении интеллектуальной собственности в экономический оборот.

Мировая практика убедительно подтверждает, что в настоящее время наиболее эффективным способом продвижения результатов НИОКР в практику является взаимовыгодное коммерческое взаимодействие всех участников превращения научного результата в рыночный товар, т.е. коммерциализация результатов научных исследований и разработок. В нем все участники инновационного процесса: ученые и разработчики, производители, инвесторы экономически заинтересованы, то есть имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций. В этом процессе его участники выступают как равноправные партнеры, будь это промышленное предприятие, университет, государственное предприятие или федеральное ведомство. При этом обеспечение эффективного протекания процессов коммерциализации технологий требует проведения целенаправленных и системных действий как со стороны органов государственной власти (законодательной и исполнительной), так и со стороны частного сектора. Как уже отмечалось, нужен благоприятный экономический и правовой климат, а, значит, нужны новые законы и механизмы их реализации, необходима развитая инновационная инфраструктура. Наконец, нужны профессионально подготовленные специалисты в области инновационной деятельности и, прежде всего, – менеджеры в области технологического трансфера. В современной экономике в условиях обострения и глобализации конкуренции именно успехи в освоении механизмов коммерциализации технологий обеспечивают заметное повышение благосостояния населения инновационно-активных стран. Яркий тому пример США, где благодаря государственной политике достигнуто лидерство в коммерциализации технологий. [2]

Исходя из вышесказанного для формирования отечественной инновационной стратегии, изучение опыта государственной научно-инновационной политики США весьма актуально для России.

Инновационный вектор государственной политики США.

США вошли в XXI век неоспоримым лидером мирового экономического развития, удерживая превосходство над другими странами по масштабам хозяйства, уровню его развития, научно-техническому потенциалу и эффективности его применения, динамизму развития рыночных механизмов, размаху и действенности государственного регулирования экономики. С 1998 фин.г. Соединенные Штаты вступили в эпоху положительного бюджетного сальдо-профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышать расходы.

При администрации Клинтона наблюдался беспрецедентно длительный период экономического роста с минимальным уровнем инфляции, безработицы. Производительность труда в США сегодня на 15-35% выше, чем в других, экономически наиболее развитых странах. В стране в конце XX века сложилась наиболее динамичная модель экономического развития.

Как показывает опыт США, основной вектор современной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технологических достижениях и инновациях. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост эффективности производства позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности - производства товаров и услуг, соответствующих требованиями мировых рынков при одновременном повышении реальных доходов населения. Сегодня задача государства состоит не в том, чтобы доказать, что наука, инновации и новые технологии реально способствуют экономическому росту и увеличению производительности труда, а в том, как усилить воздействие государства на ускорение национального научно-технологического развития и, прежде всего, как еще более усилить и стимулировать инновационную активность частнопредпринимательского сектора.

Экономический бум 90-х гг. в значительной степени объясняется технологическими изменениями в обществе ‑ инновациями, приведшими к появлению новых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами ресурсов. Технологические изменения затронули область торговли (Интернет-торговля), банковскую сферу и производство продуктов питания и лекарств с заданными свойствами (новейшие биотехнологии), позволили расширить уровень автоматизации в промышленности (промышленные роботы), создали новые формы досуга (например, развлекательные системы, использующие цифровые видеодиски), а также привели к появлению новых методов проведения самих научных исследований (например, создание виртуальных лабораторий). Американские эксперты в области науковедения считают, что многие инвестиции, сделанные в развитие новых технологий 90-х гг., так оживившие экономику США, являются лишь “прелюдией” к дальнейшему прогрессу науки и технологий.

В США признают, что сегодня в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания и технологии, но тот, кто быстрее сможет воплотить их в конкретный продукт и выйти с ним на мировой рынок. Именно в плане сопоставления уровней инновационной способности нации, отдельных отраслей и компаний и следуют рассматривать сегодня угрозы, способные помешать американскому лидерству в мире.

Продолжение следует


Страница обновлена: 19.04.2024 в 03:29:56