Перспективы реализации ГЧП-проектов по модернизации системы газоснабжения ЖКХ Калужской области

Синявский Р.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Синявский Р.Е. Перспективы реализации ГЧП-проектов по модернизации системы газоснабжения ЖКХ Калужской области // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 170-174.

Аннотация:
На сегодняшний день одним из перспективных направлений совершенствования системы ЖКХ является газификация коммунальной отрасли. Ради решения этих и других задач в области развития ЖКХ автор предлагает использовать финансирование, основанное на привлечении средств кредитных организаций с субсидированием государством процентных ставок на привлеченные ресурсы (как форма государственно-частного партнерства).

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, ЖКХ, субсидирование, Калужская область, кредитные ресурсы, газификация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Согласно Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года [1] государственно-частное партнерство (ГЧП) – это основной инструмент реализации на территории области инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ. При реализации таких проектов органы исполнительной власти могут осуществлять выделение земли, ее инженерную подготовку и обеспечение режима наибольшего благоприятствования.

В целях повышения качества инвестиционной политики, содействия реализации на территории Калужской области проектов ЖКХ, значимых для развития региона, правительством Калужской области утвержден План действий исполнительных органов государственной власти Калужской области по развитию государственно-частного партнерства [2].

При этом, как показывает практика, исполнительные органы государственной власти Калужской области обеспечивают выполнение мероприятий плана в рамках своей компетенции.

Государственно-частное партнерство и индустриальный парк «Ворсино»

Важнейшей задачей в создании благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на территории Калужской области стало инженерно-техническое обеспечение индустриального парка «Ворсино». На развитие инфраструктуры индустриального парка «Ворсино» было израсходовано 573,7 млн руб.

Результатом инвестиционной деятельности правительства Калужской области в индустриальном парке «Ворсино» стало подписание инвестиционных соглашений с 15 инвесторами. По состоянию на 1 января 2010 года при реализации проектов на территории парка вложено 13 213 млн рублей инвестиций, создано 1527 рабочих мест.

До окончания подготовки земельных участков со всей инфраструктурой по предварительной экспертной оценке будет затрачено еще около 815 млн рублей. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день, помимо строительства и газификации индустриального парка «Ворсино», в области не реализованы проекты по модернизации и развитию газоснабжения проектов в сфере ЖКХ, а потребности на их реализацию достаточно большие (см. информацию на сайте Калугаоблгаз [9]).

Кроме того, с нашей точки зрения в области создана мощная законодательная платформа для реализации такого рода инвестиционных проектов, в частности, следует отметить следующие нормативно-правовые акты местного значения:

– Закон № 31-ОЗ от 16.12.1998 «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»;

– постановление Правительства Москвы от 29.06.2009 № 250 «О стратегии социально- экономического развития Калужской области до 2030 года»;

– постановление Правительства Калужской области от 06.03.2008 № 74 «Об утверждении плана действий исполнительных органов государственной власти Калужской области по развития государственно-частного партнерства».

В качестве наиболее перспективных направлений для применения ГЧП в сфере ЖКХ наряду с газификацией следует выделить водоочистку, мусоропереработку, строительство транспортной инфраструктуры (мосты, развязки), коммунальную энергетику (теплоснабжение), реконструкцию существующих объектов коммунальной сферы, модернизацию жилищного строительства [5].

Региональный проект по повышению энергоэффективности

Повышение эффективности использования энергоресурсов Калужского региона позволит ежегодно сэкономить более 400 млн м3 природного газа, то есть около 25% от общего объема потребления газа в области [6].

Энергетические обследования показали наличие значительного потенциала энергосбережения на обследованных предприятиях региона. В качестве дальнейших шагов по реализации данного проекта предусмотрена подготовка предложений по внесению изменений в существующую нормативно-правовую базу энергосбережения России и разработка экспериментальной модели реализации проектов по повышению энерго-эффективности в новых условиях. На наш взгляд, здесь также большую поддержку могут оказать частные инвестиции, направляемые в рамках ГЧП.

Как отмечают эксперты [6], участвующие в проекте стороны рассчитывают опробовать в Калужской области механизмы, стимулирующие энергосбережение. В случае успеха возможно тиражирование приобретенного опыта в других регионах России. В качестве стимулирования процесса реформирования принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В марте 2008 года заявка на получение финансовой поддержки от Калужской области одной из первых среди субъектов Российской Федерации в установленном порядке была представлена в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с вышеуказанной заявкой областью получено свыше 514 млн руб. Всего за 4 года на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилого фонда планируется получить около 2 млрд руб.

Пока еще очень рано говорить о безусловном решении всех вопросов. Злободневной проблемой по-прежнему остается большой процент ветхости коммунальных сетей. В настоящее время по региону этот износ составляет: коммунальных сетей водопровода – 73,5%, канализации – 74,9%, тепловых сетей – 70,6%. Для приведения в состояние, соответствующее нормам, всего сетевого хозяйства Калужской области требуются миллиарды рублей. К примеру, на тепловые сети потребуется 3,5 млрд руб.; водопроводные – 4,9 млрд руб.; канализационные – 2,17 млрд руб. Поэтому без планомерного внедрения ГЧП невозможно выстроить эффективную систему взаимоотношений, способствующих нормальному функционированию и перспективному развитию ЖКХ в Калужской области [6].

Потребность области в долгосрочном заемном финансировании

Между тем планомерная газификация объектов ЖКХ возможна только за счет поддержки инвестора, а также наличия реальных кредитных программ, направленных на поддержку проектов ГЧП.

Согласно информации Калужской торгово-промышленной палаты [8], банки выставляют очень жесткие условия кредитования, назначают высокие процентные ставки. Банки также неохотно идут на долгосрочное кредитование.

Говоря о макроэкономических показателях Калужской области, необходимо отметить, что область традиционно испытывает высокие потребности в денежных средствах в июне и июле, когда необходимо проводить выплаты отпускных работникам бюджетной сферы.

По состоянию на 1 января 2009 г. регион смог аккумулировать денежные средства в размере 1,6 млрд руб., улучшив свою позицию ликвидности по сравнению с в 2007 г. (965 млн руб.).

В январе-сентябре 2009 г. область использовала денежные средства для финансирования дефицита, и ее денежная позиция на 1 октября 2009 г. снизилась до 1,3 млрд руб. [8]. И сегодня ситуация по-прежнему остается достаточно сложной.

В целом, характеризуя перспективы экономического развития Калужской области, нельзя не согласиться с выводами, изложенными в работе Шаршавой Н.И. [7].

Влияние кредитования на развитие экономики Калужского региона проявляется, прежде всего, через участие кредитных организаций в финансировании текущей деятельности и инвестиционных проектов в различных сферах экономической деятельности, а также путем привлечения заемных средств от прочих кредиторов (например, в форме предоставления товарного кредита).

Автор справедливо отмечает, что для предприятий Калужской области характерно отсутствие необходимых объемов собственных источников финансирования и существует значительная потребность в долгосрочном заемном финансировании, в частности, в долгосрочном заимствовании банковских кредитных ресурсов.

Модернизации ЖКХ и усиление роли кредитного механизма

В целях активизации использования заемных средств в рамках модернизации ЖКХ Калужской области необходимо усилить роль кредитного механизма для повышения уровня социально-экономического развития региона:

– с целью повышения эффективности сотрудничества с кредитными организациями правительству Калужской области необходимо рассмотреть возможность расширения перечня видов имущества залогового фондаобласти (например, объектами недвижимости ЖКХ, в том числе земельными участками) для формирования обеспечения по кредитам на реализацию социально-значимых проектов в коммунальной сфере;

– для повышения доступности банковского кредитования разработать и принять муниципальные программы по развитию ГЧП в жилищно-коммунальной сфере, это позволит повысить интерес частного бизнеса к инвестированию средств в реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ;

– разработать лизинговые и венчурные модели кредитования потенциального инвестора с учетом максимально возможных сроков погашения кредита.

Кроме того, с нашей точки зрения, в целях дальнейшего развития ГЧП-проектов в сфере ЖКХ необходимо разрабатывать гибридные финансовые инструменты для данной формы сотрудничества. А именно: активно привлекать к финансированию кредитные организации через субсидирование процентных ставок на привлеченные ресурсы. На наш взгляд, создание гибридной формы финансирования ГЧП-проектов в сфере газификации (кредитная организация – инвестор в рамках ГЧП – организация ЖКХ) позволит решить проблемы обоснования бизнес-проекта, точно скорректировать сроки для инвестиционного проекта и обосновать возможность дальнейшего использования реконструированных и модернизированных мощностей в сфере ЖКХ.

Использование данных рекомендаций, с нашей точки зрения, позволит активизировать потенциальных инвесторов, расширит перечень модернизированных объектов ЖКХ, повысит доверие потребителей к качеству услуг коммунальной сферы.


Источники:

1. «Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» // Утв. Постановлением Правительства Калужской области № 250 от 29.06.2009.
2. Постановление Правительства Калужской области от 06.03.2008 № 74 «Об утверждении плана действий исполнительных органов государственной власти Калужской области по развитию частно-государственного партнерства».
3. Паспорт проекта «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района Калужской области» утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 1662-р.
4. Закон Калужской области «О внесении изменений в Закон Калужской области «Об областной целевой программе «Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области на период 2007–2012 годы».
Принят Постановлением законодательного собрания Калужской области от 18.06.2009 № 1345.
5. Аналитический отчет по результатам «Исследования развития ГЧП в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». – М., 2010.
6. Проблемы и решения. – 2009. – С. 6–7.
7. Шаршавая Н.И. Роль кредита в развитии народного хозяйства (на примере Калужской области): автореферат к кандидатской диссертации. – М.: Государственный университет управления, 2008.
8. Официальный сайт Калужской торгово-промышленной палаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tppkaluga.ru.
9. Официальный сайт Калугаоблгаз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kalugaoblgaz.ru.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 17:39:10