Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае

Мартышенко Н.С., Шевченко Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мартышенко Н.С., Шевченко Ю.А. Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 176-180.

Аннотация:
В статье показаны особенности развития рынка хлеба и хлебобулочных продуктов в Республике Башкортостан. Превышение уровня фактического потребления хлеба над рекомендуемой медицинской нормой является показателем бедности населения. Поэтому в регионе ежегодно сокращаются объемы производства продукции. Эти обстоятельства и жесткая конкуренция ставит производителей в условия, когда они должны снижать себестоимость продукции, и в этой связи встает вопрос сертификации ее качества и необходимости госрегулирования для смежных рынков зерна и муки.

Ключевые слова: сегментирование рынка, спрос, Приморский край, потребление, производство хлебобулочной продукции, рынок хлеба и хлебобулочных изделий

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие туристской индустрии региона должно осуществляться в рамках специальных региональных программ. В силу особенностей, присущих региональному туристскому комплексу, основная роль в разработке программ развития туризма в регионе отводится государственным административным органам управления соответствующего субъекта Российской Федерации. Программа должна обеспечить высокую инвестиционную привлекательность туристского сектора экономики региона. При формировании программ должны быть учтены глобальные интересы всего населения, а не только предприятий туристской индустрии. Таким образом, административные органы управления призваны обеспечить повышение качества жизни населения региона, решение экологических проблем, сохранность природных ресурсов для будущих поколений. С этой целью программа развития туристского комплекса должна обеспечить налаживание государственно- частного партнерства для того, чтобы формировать позитивные структурные сдвиги посредством исследования и анализа эволюционирующих туристско-рекреационных потребностей и структуры туристско-рекреационных ресурсов, значение которых заключается в наличии туристских достопримечательностей, с тем, чтобы повысить эффективность производства и потребления регионального туристского продукта [1].

Проблемы развития туристского комплекса в Приморском крае

Развитие туристского комплекса региона невозможно без обеспечения определенных социально-экономических условий, которые определяют, с одной стороны, желание и готовность бизнеса развивать туристскую инфраструктуру, с другой стороны, имеют большое воздействие на желание туристов посетить данную территорию, для чего на ней строятся туристские комплексы и объекты.

Туристские комплексы представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания [2]. Номенклатура типов объектов туризма (зданий, сооружений и их комплексов) отличается большим разнообразием, обусловленным вариативностью сочетаний различных форм отдыха и структуры потребительских сегментов.

В течение первого квартала 2011 в Приморском крае велось формирование инвестиционной политики в туристской сфере и разработка проекта долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011–2016 годы». К 1-му марта программа должна была быть написана. Но результаты этого процесса неизвестны. Конкретные параметры программы также не сообщаются.

Известно только, что программа состоит из четырех подпрограмм: «Развитие развлекательного туризма», «Развитие рекреационно-оздоровительного туризма», «Развитие делового туризма», «Развитие культурно-исторического туризма». К работе над проектом подключались муниципалитеты, представители научных, учебных и культурных заведений края. В период формирования программы каждое муниципальное образование подготовило список рекреационных зон, пригодных для привлечения иностранных туристов и туристов из других регионов России. Всего поступило 37 предложений-заявок от 20-ти муниципальных образований.

Существует ряд проблем, проявившихся в процессе разработки программы. Прежде всего, не определены источники финансирования. Кроме того, следует отметить факторы, препятствующие развитию внутреннего туризма, известные из «Программы развития рекреационно-туристского комплекса Приморского края на 2004–2010 годы». К числу этих проблем относятся: природные факторы (погодные условия комфортны только в августе); экологические (засоренность береговой полосы и отсутствие очистных сооружений); инфраструктурные (отсутствие прибрежных автодорог и обустроенных пляжей и т.д.); организационные (отсутствие бюджетных мест размещения, кемпингов и т.д.).

Туризм и качество жизни

Еще одна проблема стратегического планирования развития туризма в Приморском крае состоит в том, что большая часть туристских достопримечательностей, рассчитанных на привлечение иностранных туристов, находится во Владивостоке. По мнению начальника управления международных отношений администрации В.В. Сапрыкина, развивать стоит рекреационные зоны Русского острова и музей «Владивостокская крепость». На оба проекта требуют значительных инвестиций. Вопрос возможного финансирования новой программы не рассматривался, в том числе и на круглом столе Законодательного собрания Приморского края, посвященного развитию туризма и возможному привлечению зарубежных инвестиций. Никто из присутствующих на круглом столе генеральных консулов США, Южной Кореи, Индии и Японии не заявил о желании своих соотечественников вложиться в развитие внутреннего туризма Приморья. По мнению экспертов, без государственной поддержки туристской индустрии Приморский край не может конкурировать с уже имеющимся туристским потенциалом стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

В настоящее время программа развития туризма в регионе должна преследовать цель воспроизводства человеческого потенциала и повышения качества жизни, а, значит, должна учитывать потребности населения в туристско-рекреационных услугах.

Нами исследовались факторы, которые жители края считают наиболее значимыми показателями качества жизни в регионе, и было выявлено, что для жителей Приморского края наиболее важными факторами, определяющими качество жизни, являются: определенность в перспективе будущего детей, продолжительность жизни (средняя продолжительность жизни мужчин в крае – 58 лет) и возможность трудоустройства. Край заинтересован в развитии внутреннего туризма, но чтобы добиться успехов в этом направлении, необходимо научиться работать в условиях жесткой конкуренции на международном туристском рынке. Число туристов, въезжающих в Приморье, сократилось с 2005 г. более чем в 8 раз.

Туристские мотивы и потребности

В течение последних двух лет туристские фирмы края резко снизили продажу путевок, количество которых в 2009 году упало по сравнению с 2008 годом в 4,5 раза. Число российских граждан, выехавших за рубеж, снизилось в 4,8 раза. По турбизнесу в Приморском крае больно ударил не только мировой экономический кризис, но и ужесточение мер по ввозу автотранспорта и ввод новых таможенных правил на российско-китайской границе, сокративший челночный бизнес. К сожалению, в последние годы ухудшаются структурные показатели отношения отправленных туристов к принятым (20 05 – 10:1, 2006 – 20:1, 2007 – 22:1, 2008 – 25:1). Такие данные свидетельствуют о низкой удовлетворенности зарубежных граждан пребыванием на территории края.

Следует отметить, что строительство туристских объектов и комплексов должно быть направлено на удовлетворение туристско-рекреационных потребностей и повышение качества жизни как туристов, так и местного населения [1]. Не существует такого туристского продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации туристской деятельности и создании туристского продукта на определенной территории. Именно выявление, знание и использование туристских мотивов и интересов, а также ориентация на определение рыночных потребностей должны стать основой для строительства туристских объектов и комплексов, обеспечивающих создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристские мотивы и потребности как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских учреждений и организаций. Нами были выделены типологии потребителей туристско-рекреационных продуктов на региональном рынке по отношению к задачам, которые, по их мнению, должны решаться при реализации целевой программы развития туризма.

Было выявлено, что первоочередными задачами в сфере туризма потребители из числа населения Приморского края считают восстановление лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, курортов и т.п.) и развитие заповедных и парковых зон.

Финансирование материальной базы туризма

Одной из важных задач по достижению цели устойчивого развития туризма в регионе является создание адекватной материально-технической базы, создание которой невозможно без инвестиций в этой сфере. Инвестиции, направленные на изменение и обновление имеющегося материально-технического потенциала, а также на разработку новых туристских продуктов, относятся к категории капитальных вложений.

Финансирование развития материальной базы туризма предполагается осуществлять в основном за счет внебюджетных источников, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, фондов и общественных организаций, а также за счет ресурсов отечественных и иностранных инвесторов.

Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011–2016 годы» может остаться только на бумаге, если не использовать мониторинг процессов и результатов реализации инвестиционной политики, а также не отслеживать изменения туристско-рекреационных потребностей существующих и потенциальных потребителей.


Источники:

1. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион: экономика, социология. – 2008. – №3. – С. 23–32.
2. Организация туризма / под. ред. Н.И. Кабушкина, А.П. Дуровича. – Минск: Новое знание, 2006. – 632 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 07:00:45