Кадровые агентства на региональном рынке труда

Балханов А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Балханов А.М. Кадровые агентства на региональном рынке труда // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 163-168.

Аннотация:
Рыночные условия способствовали появлению в России многих видов деятельности. Одним из них является деятельность кадровых агентств. В статье рассматривается появление кадровых агентств в республике Бурятия и выполняемые ими функции на региональном рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, подбор персонала, кадровые агентства, рекрутинг, содействие трудоустройству

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Функционирование кадровых агентств вызывает постоянных интерес научной общественности с разных точек зрения: механизма подбора; в оказании услуг работодателям; содействие трудоустройства соискателям; роли выполняемой в функционировании рынка труда и т.д.

В отдельных работах рассматривается функционирование кадровых агентств на региональном рынке труда [1], в других – особенности работы кадровых агентств, как в подборе персонала, так и в содействии трудоустройству населения [2], [3] и др.

В практической деятельности мы наблюдаем постоянное изменение числа кадровых агентств на рынке труда России и в субъектах федерации. Одни кадровые агентства появляются на рынке, другие закрываются. Кадровые агентства для регулирования своей деятельности образовали Ассоциацию консультантов по персоналу, которая объединила рекрутинговые агентства и взяла направление на формирование и развитие цивилизованного рынка кадровых услуг. Ежегодно ассоциация консультантов по персоналу проводит исследование кадровой индустрии в России.

По данным исследований, проводимых в 2010 году Ассоциаций консультантов по персоналу, из 1154 компаний сформированной выборки подтвердило свою деятельность 732 организации – это общее число существующих агентств [4]. По результатам исследований во время кризиса 2008 года среди кадровых агентств возросла борьба за клиента (работодателя). Рынок труда перешел из категории «рынок соискателя» в «рынок работодателя». При этом кадровые агентства придерживаются в своей работе принципов цивилизованного рынка труда – работают по заявке и оплате работодателя.

Цель и методы исследования кадровых агентств

С целью выявления особенностей функционирования кадровых агентств в Бурятии и роли выполняемой на рынке труда нами было проведено исследование.

В соответствии с целью ставились следующие задачи:

– разработка анкеты для опроса руководителей кадровых агентств;

– проведение опроса руководителей кадровых агентств;

– анализ результатов опроса руководителей кадровых агентств.

Исследование проводилось в июне-июле 2011 года. Выборка кадровых агентств формировалась на основании электронного справочника «Вектор», газет «Из рук в руки», «Все для Вас» и др.

Исследование проводилось в 2 уровня:

1) беседа, общение с руководителями и собственниками кадровых агентств;

2) заполнение разработанной анкеты.

Руководители и собственники кадровых агентств отнеслись открыто и с пониманием к проводимому исследованию.

В республике функционируют около 20 кадровых агентств. Мы попытались охватить своим исследованием все кадровые агентства. При этом в процессе исследования выявилось, что отдельные кадровые агентства уже прекратили свою деятельность; существуют кадровые агентства, у которых собственник один и тот же, при этом у агентства разные названия.

Анкета состояла из нескольких блоков вопросов:

– информация о самом кадровом агентстве. В данный блок мы включили вопросы, связанные с самим кадровым агентством и его деятельностью;

– информация о сотрудничестве агентства. Данный блок состоит из вопросов о взаимодействии кадрового агентства с другими кадровыми агентствами, государственной службой занятости и другими организациями;

– информация о конкуренции.

Необходимо отметить, что первое кадровое агентство «М-ПРО» в г. Улан-Удэ появилось в 1999 году и взяла направление как агентство по трудоустройству, то есть оказывало услуги соискателям работу в содействии трудоустройству. В процессе деятельности кадровое агентство стало работать по заявкам работодателя. В настоящее время кадровое агентство работает как с соискателями, так и работодателями.

Особенности функционирования кадровых агентств в регионе

Кадровые агентства осуществляют деятельность в городе Улан-Удэ, не имеют филиалов и представительств в районах. При этом у ряда руководителей кадровых агентств имеется желание открыть свои представительства или филиалы в районах республики с целью улучшения и доступности услуг агентства до населения, а отдельные руководители отмечают, что необходимость открытия представительств в районах нет.

Функционирование кадровых агентств в Улан-Удэ наблюдается в организационно-правовой форме юридического (общество с ограниченной ответственностью) или физического лица (индивидуальный предприниматель), численность работников составляет до 5 человек.

Основное направление деятельности – содействие трудоустройству населения. При этом руководители кадровых агентств отмечают, что в последнее время со стороны работодателей отмечается изменение отношения к их деятельности. Ряд работодателей готовы оплачивать, и оплачивают услуги, предоставляемые кадровыми агентствами. К таким работодателям кадровые агентства готовы оказывать, и оказывают услуги исходя из требований вакансии.

По периоду создания кадровых агентств и опыту работы можно выделить 3 группы (см. табл. ниже).

Таблица

Периоды развития деятельностикадровых агентств в республике

К первой группе кадровых агентств мы относим агентства, функционирующие более 10 лет на рынке труда республики. Данные агентства имеют значительный опыт работы в сфере подбора персонала, направление деятельности уже на поиск и подбор персонала, имеется опыт сотрудничества в сфере подбора персонала с рекрутинговыми компаниями федерального уровня, при этом услуги соискателям оказываются платно.

Ко второй группе кадровых агентств мы относим агентства период функционирования которых 6–7 лет. Данные агентства имеют опыт работы, как в сфере содействия трудоустройства населения, так и в сфере подбора персонала. Данные агентства, еще не определились, какое направление деятельности выбрать: либо подбор персонала, либо содействие трудоустройству. При этом имеются определенный круг заказчиков-работодателей которые готовы оплачивать и оплачивают их услуги.

К третьей группе кадровых агентств мы относим агентства, которые работают на рынке не более трех лет. Их отличает отсутствие опыта работы, при этом сотрудники и специалисты кадрового агентства в определенный период работали в других агентствах. Для данных агентств характерно наличие определенного круга работодателей, с которыми они работают, и более подробное информирование соискателей о вакансиях и возможностях устройства на работу.

Заключение

Анализ функционирования кадровых агентств показывает, что в республике Бурятия преобладают агентства по трудоустройству – то есть основное внимание в работе агентств направлено на содействие трудоустройству. Кроме того, у отдельных агентств имеющих продолжительный опыт работы в данной сфере имеется определенный круг работодателей, которые намерены оплачивать и оплачивают услуги за подбор персонала.

Можно утверждать, что в республике функционируют в основном агентства широкого профиля, то есть оказывающие услуги как, так соискателям и работодателям.


Источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 608».
2. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности стран – альтернативный реформационный курс. // Российский экономический журнал. – 1997. - № 1-2.
3. Рекомендации по разработке, финансированию и реализации программных документов, подготавливаемых на различных уровнях управления / В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.В. Воякина, О.С. Пчелинцев, Л.Г. Герцберг, Г.А. Шим. – М., 1998.
4. Семина Н.В. Совершенствование механизмов нейтрализации региональных кризисных ситуаций. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук… - М., 2009.
5. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение. - М.: Финстатинформ, 2002.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Р32. Стат. Сб. – М.: Росстат, 2011.
7. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб. – M.: Росстат, 2011.
8. G. Kaminsky, S. Lizondo, C.M. Reinhart. The leading indicators of currency crises // IMF Staff Papers. – 1998. - № 45.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:05:51