Саморегулирование компаний на базе внутрикорпоративной стандартизации

Забродин А.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Забродин А.Ю. Саморегулирование компаний на базе внутрикорпоративной стандартизации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 72-77.

Аннотация:
Автор проводит идею о том, что развитие компании неразрывно связано с процессом ее самоорганизации (саморегулирования), осуществляемой путем создания и введения внутрикорпоративных стандартов деятельности. Это повышает адаптивность управления в высококонкурентной рыночной среде и дает организации многочисленные преимущества. Анализируется положительный опыт формирования автором системы стандартов для компании ОАО «Глобал строй-Инжиниринг».

Ключевые слова: стандартизация, инвестиционно-строительная компания, стандарт организации, саморегулирование, саморегулируемая организация, корпоративный стандарт, организационно-управленческая эффективность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Анализ эволюции организационно-управленческой теории и практики показывает, что развитие социально-экономических систем осуществляется на основе сочетания целенаправленных процессов управления и саморегулирования (они называются также процессами самоорганизации – понятие определено У.Р. Эшби [1, с. 48]). Это связано с системными свойствами макро-, мезо- и микросистем, ориентированными на сохранение и развитие их целостности и устойчивости. Предметом нашего рассмотрения является саморегулирование в компаниях инвестиционностроительного комплекса России на основе формирования внутрикорпоративных систем стандартизации [3, c. 178].

Саморегулирование и самоорганизация компаний

В самом общем виде можно утверждать, что существуют два принципиальных подхода к развитию компании как системы:

– кибернетический, который определяется достаточно жесткой организацией деятельности управляемой системы (бизнеса компании) силами управляющей подсистемы (управленческого органа, менеджмента компании) и включает процессы формирования целей и стратегий, регулирование целесообразного развития на основе обратных связей и т.п.;

– синергетический или самоорганизационный (саморегуляционный), при котором компания в своем развитии постоянно адаптируется к условиям изменчивой внешней и внутренней среды на основе кооперационных связей, аккумуляции опыта, использования наилучших практик, накоплении структурированной информации, управления знаниями и т.д.

Современные подходы к устойчивому и эффективному функционированию и развитию компаний используют оба подхода, ориентируясь на оптимальное сочетание регламентации структуры и деятельности управляемой системы в компании (кибернетические компоненты) с развитием способности управляющей системы адаптироваться к реальным условиям, рискам и неопределенностям среды бизнеса (самоорганизационные компоненты).

Оптимальность сочетания кибернетических и самоорганизационных компонентов не устанавливается однозначно, она является динамической характеристикой траектории развития компании и определяется оптимизационными методами Парето – принимаемое управленческое решение в данный момент времени может считаться оптимальными (удовлетворительным), если его невозможно улучшить по каким-либо показателям, не ухудшив его по другим.

На основе этого в компании формируется адаптивное управление, смысл которого состоит в постоянном поиске и реализации наиболее эффективных на каждый текущий момент стратегий (целей управления) и которое базируется как на регламентационных (кибернетических) процессах, так и на процессах гибкой самоорганизации, предусматривающих развитую систему саморегулирования.

Саморегулирование в самом общем виде – это самостоятельное реагирование системы (компании) на внешние факторы, дестабилизирующие нормальное (в смысле определеннных для компании критериев) функционирование и развитие.

Процессы саморегулирования в компании осуществляются с использованием обратной связи на основе накоплении опыта (как положительного, так и отрицательного), мониторинга внешней среды, выработки целей и критериев устойчивого развития в целесообразном направлении, управлении знаниями компании и т.п.

Эффективное использование компанией феномена самоорганизации и саморегулирования является необходимым условием поддержания и развития конкурентоспособности в условиях конкурентной среды и, тем самым, обеспечивает устойчивость развития компании на длительный период.

Саморегулирование имеет многовековую историю, по сути, существовавшие и в древности и в средние века гильдии ремесленников, купцов и др. представляли собой первые саморегулируемые организации, формирующие четкие правила деятельности. С развитием рыночной экономики в зарубежных странах саморегулируемые организации (объединения) охватили практически все виды бизнеса и саморегулирование означает принятие и выполнение компаниями определенных ограничений и требований стандартов деятельности. Саморегулирование в данном контексте существенно снимает нагрузку с государства в сфере регулирования бизнеса.

Нормативная база саморегулирования в инвестиционно-строительных компаниях

Основополагающими отечественными законодательными документами, определившими легитимную возможность саморегулирования в инвестиционно-строительных компаниях, являются:

– Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который принципиально изменил систему стандартизации и регулирования в российской экономике в виде обязательных технических регламентов и иерархической системы стандартов добровольного применения; определил возможность разработки не только стандартов саморегулируемых организаций, то есть объединений компаний, но и стандартов отдельных компаний – стандартов организаций (корпоративных стандартов);

– Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», определяет статус, права и обязанности саморегулируемых организаций (СРО), представляющих собой объединения компаний по определенным видам деятельности в виде некоммерческих организаций с целью координации деятельности, защиты интересов и формирования правил и стандартов деятельности членов СРО;

– Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ определил направления создания саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства;

– ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», определяет объекты стандартизации в организации и основные принципы формирования и использования стандартов организаций; установивший, что стандарты организации не должны вступать в противоречие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов.

Внутрикорпоративная система стандартизации

Когда речь идет о саморегулируемых организациях (СРО), подразумеваются объединения компаний по видам деятельности. Однако, по мнению автора, принципы саморегулирования, изложенные выше, могут быть применены и к отдельной компании, что является инновацией в управлении.

Целью формирования внутрикорпоративной системы стандартизации в компании является повышение конкурентоспособного, саморегулируемого уровня их развития. Условием саморегулирования управления в компании является развитие унификации, стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций, применение корпоративной информационной системы и пр. Адаптивное саморегулирование в компании включает корпоративную систему стандарти зации взаимоувязанную с корпоративной информационной системой, что в совокупности обеспечивает целесообразное упорядочивание и эффективное целенаправленное развитие компании.

Требования каждого внутрикорпоративного стандарта подлежат обязательному соблюдению в компании, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Требования корпоративных стандартов компании к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

Для целей внутрикорпоративной стандартизации необходимо классифицировать предметные области, ресурсы, процессы и функции, исполнителей по следующим группам:

– структурные единицы – компания в целом и ее структурные подразделения, отдельные специалисты и служащие;

– проекты компании;

– ресурсы компании – финансовые, трудовые, материально-технические, ноу-хау и т.п.;

– бизнес-процессы (функции, работы, операции), совокупность которых образует деятельность компании;

– количественные и качественные показатели деятельности.

Основополагающим источником эффективности формирования и применения внутрикорпоративной системы стандартизации в компании являются наличие полномерной системы стандартов, опирающейся на функционально полную систему процессов/подпроцессов/операций деятельности и реальное применение этих стандартов в компании. Следует отметить, что организационно-управленческая эффективность работ по стандартизации выражается в упорядочивании деятельности по процессам управления в компании, в результате чего сокращается время принятия решений, повышается управляемость компанией и проектами, сокращаются трансакционные издержки взаимодействия в компании, повышается согласованность совместных действий участников инвестиционностроительной деятельности и пр.

Формирование системы стандартов компании ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг»

Результаты исследований автора позволили сформировать эффективную систему стандартов компании ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг», которая существенно повысила уровень саморегулируемости и адаптивности управления в высококонкурентной рыночной среде инвестиционно-строительного бизнеса.

Внедрение в компании ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг» системы внутрикорпоративной стандартизации позволило повысить эффективность деятельности компании, поскольку указанные стандарты:

– явились технологическим обеспечением деятельности работников,

– создали условия для эффективной реализации управленческих процессов,

– рационализировали деятельность (снизили трудоемкость, повысили оперативность, сформировали четкое распределение полномочий и ответственности),

– снизили издержки на управление компанией,

– разгрузили руководство компании и топ-менеджеров, дав им возможность заниматься вопросами стратегического развития,

– создали предпосылки для эффективного использования корпоративной информационной системы в компании.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:22:40