Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2002

Использование концепции Balanced Scorecard для разработки системы показателей управления предприятием

Радушев Дмитрий Анатольевич, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «НЕФТЕХИММАШ», г. Сызрань, аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
Концепция Balanced Scorecard (ВS), разработанная американскими учеными Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, получает все более широкое распространения на предприятиях США и в развитых европейских странах. Проблемы, связанные с внедрением концепции ВS активно обсуждаются на международных научно-практических конференциях и семинарах. На наш взгляд, основные положения концепции ВS могут успешно использоваться при формировании системы показателей для управления отечественными промышленными предприятиями.
Цитировать публикацию:
Радушев Д.А. Использование концепции Balanced Scorecard для разработки системы показателей управления предприятием // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – С. 70-74.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Концепция Balanced ScorecardS), разработанная американскими учеными Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, получает все более широкое распространения на предприятиях США и в развитых европейских странах. Проблемы, связанные с внедрением концепции ВS активно обсуждаются на международных научно-практических конференциях и семинарах. На наш взгляд, основные положения концепции ВS могут успешно использоваться при формировании системы показателей для управления отечественными промышленными предприятиями.

В России известны лишь единичные случаи разработки и внедрения концепции ВS, однако, уже можно говорить об ошибках и неверном толковании сущности ВS. Прежде всего, неверно сводить ВS лишь к системе стратегических показателей. Кроме того, ВS нельзя считать инструментом формирования стратегии предприятия. В большей степени ВS обеспечивает прозрачность стратегии и «перевод» ее на язык оперативных решений. Концепция ВS направлена на интеграцию стратегий и выявление причинно-следственных связей как между показателями стратегического уровня по сферам деятельности предприятия, так и между стратегическими и оперативными показателями в рамках одной сферы.

Наиболее существенными достоинствами концепции ВS, которые позволяют использовать ее при формировании системы показателей для управления российскими предприятиями, являются:

1. Возможность выделения и количественной оценки основных сфер деятельности предприятиях, определяющих успешность компании в долгосрочной перспективе.

2. ВS допускает объединение монетарных и немонетарных измерителей

3. Позволяет наглядно представить структуру стратегических целей предприятия по сферам и их измерителей.

4. Обеспечивает визуализацию и упрощение процесса отражения стратегических целей через количественные показатели.

5. Возможность формирования иерархической цепочки целевых показателей, соединенных по принципу причинно-следственных связей.

6. Обеспечивает согласование стратегических показателей с оперативными.

В рамках концепции BS для предприятий традиционно предлагается выделять четыре базовых сферы деятельности, по которым можно оценивать успешность функционирования предприятия в целом и планировать его дальнейшее развитие в следующих стратегических сферах:

‑ финансы;

‑ клиенты и рынки;

‑ внутрихозяйственные процессы;

‑ обучение и развитие.

Система показателей балансируется (динамически уравновешивается) через взаимосвязь и взаимозависимость между внешними и внутренними измерителями деятельности предприятия, а именно: финансовый и клиентский аспекты являются внешней оценкой, а аспекты внутрихозяйственных процессов и обучения – внутренней. Причинно-следственная связь между ними следующая: предприятие, инвестируя в обучение персонала и инновации, потенциально улучшает соответствующие внутрихозяйственные процессы. Улучшение же качества процессов ведет к более полному удовлетворению требований клиентов (повышению качества продукции, сокращению сроков, улучшению обслуживания и т.д.), росту общего числа и доли постоянных клиентов. Соответственно, увеличиваются доходы предприятия и финансово-экономические показатели его деятельности. Все это благоприятно влияет на рыночную стоимость предприятия и удовлетворенность собственников.

Использование методологии BS в российских условиях имеет свои особенности. На наш взгляд, сбалансированная система показателей сегодня не может быть в классическом варианте реализована на российских предприятиях. Например, многие из полученных предприятием финансовых показателей не могут служить надежным ориентиром для акционеров и руководителей высшего звена управления в силу неразвитости или отсутствия целого ряда рыночных институтов, непрозрачности рынка финансов и капитала. В связи с этим финансовый аспект деятельности предприятия должен быть представлен преимущественно показателями, отражающими его инвестиционный потенциал, т.е. способность предприятия генерировать финансовые средства, которые оно может инвестировать в собственные процессы, либо передать собственнику (акционеру, управляющей компании и т.д.). Показателями инвестиционного потенциала предприятия могут служить: поток денежных средств (Кеш-Флоу), рентабельность инвестированного капитала, прибыль и др.  

В то же время, финансовые измерители стоимости компании, такие как экономическая добавленная стоимость, экономическая прибыль и т.д. не должны исключаться из рассмотрения, несмотря на малую их значимость сегодня для большинства предприятий. Эти показатели могут служить в будущем ориентиром, когда появятся полноценные отечественные рынки финансов и капитала. 

Показатели, характеризующие сферу «клиенты и рынки», могут быть достаточно легко адаптированы к российским условиям. Например, одно предприятие реализует сложные, наукоемкие изделия другому предприятию. Потребитель, желая обеспечить приемлемый уровень качества приобретаемых изделий, предъявляет поставщику определенный перечень требований к качеству продукции и процессу ее изготовления в виде набора показателей. Обеспечение значений этих показателей позволит поставщику быть долгосрочным партнером предприятия-потребителя и получать прибыль. В этом примере показателями «клиенты и рынки» могут служить технические и экономические требования к изготовителю и его продукции.  

Показатели, характеризующие внутрихозяйственные процессы (производство, сбыт, закупки и т.п.), на наш взгляд, необходимо рассматривать с двух позиций: технология и организация выполнения процессов. Анализ продукции и технологической оснащенности предприятий однородных отраслей в индустриально развитых странах показывает, что они имеют примерно равный высокий уровень и дополнительные преимущества достигаются за счет совершенствования организации процессов.

Характерной особенностью российских предприятий однородных отраслей являются существенные различия как в технологиях, так и в организации процессов производства продукции, закупок, сбыта и т.д.. Поскольку большинству отечественных  предприятий присуще отставание в технологической сфере, то в ближайшем будущем успешность деятельности предприятий будет определяться в первую очередь совершенствованием уровня техники, технологии и организации процессов.

Вопросы управления персоналом, а также инновационная деятельность являются в настоящий момент актуальными для российских предприятий. На большинстве из них существуют отделы кадров, которые занимаются, в основном, приемом и увольнением работников, а также ведением их личных дел. Службы управления персоналом, которые осуществляют планирование карьеры работников, разрабатывают системы мотивации, решают другие вопросы управления сегодня в России – большая редкость. В этой связи, концепцию BS целесообразно использовать в качестве инструмента по формированию системы показателей для измерения и оценки эффективности работы службы управления персоналом в рамках стратегии «обучение (персонал) – развитие».

Как уже отмечалось, несомненным достоинством концепции BS является визуализация целей предприятия по сферам его деятельности и возможность построения на основе дерева целей цепочки причинно-следственных связей между стратегическими и оперативными показателями. Это позволяет существенно повысить качество процессов планирования и бюджетирования на предприятии.

В отличие от стандартной процедуры планирования, при которой отдельные планы и бюджеты формируются по установленному перечню показателей, планирование с применением карт стратегий позволяет в динамике определять набор показателей в соответствии с установленными стратегическими целями предприятия, а не установленным в настоящее время фиксированным перечнем показателей. Ключевым моментом при этом является причинно-следственная связь между показателями, а не между планами и бюджетами.

Таким образом, концепция BS, может служить хорошим инструментом не только визуализации и реализации стратегий по сферам деятельности, но и с учетом их взаимосвязи, а также позволяет согласовывать системы показателей предприятия по уровням иерархии и выявленным перспективным сферам деятельности.

Построение системы показателей для управления предприятием в концепции ВS означает, прежде всего, развитие коммуникационных процессов внутри предприятия, что позволяет «втягивать» в процесс достижения стратегических целей не только менеджеров, но и специалистов, работающих в выявленных стратегически перспективных сферах деятельности предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241