Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2011

Социальное партнерство как особый тип общественных отношений

Давыдова Светлана Владимировна, аспирант кафедры менеджмента и предпринимательства, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Россия

Social Partnership as a Special Type of Public Relations - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 102

Аннотация:
В статье рассматривается понятие социального партнерства. Автор затрагивает вопросы социальной ответственности бизнеса, эффективного собственника, необходимости формирования у работников ответственного отношения к труду, регулирующей роли государства и др.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Давыдова С.В. Социальное партнерство как особый тип общественных отношений // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 52-57.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Cоциальное партнерство – важное условие повышения эффективности функционирования системы управления бизнесом.

Кризис национальной экономики тесно взаимосвязан с мировым финансовым кризисом.

Менеджерам, которые серьезно хотят стабилизировать и развивать бизнес, необходимо вести работу согласованно, в интересах не только своих предприятий, компаний своей отрасли, но и, в первую очередь, в интересах потребителя. Необходимо создавать социальные сообщества поддержки потребителей.

Постприватизационный период в экономике России разделил социалистическую общенародную собственность на частную, государственную, муниципальную и атоминизированную личную собственность граждан страны. Во многих научных работах используются термины собственник-работодатель (юридическое либо физическое лицо), работник (физическое лицо). Де-факто уже давно в качестве работодателя выступают организации – управленцы собственностью, которые собственниками не являются.

Социальное партнерство в постприватизационный период

В системе менеджмента социальное партнерство является важным условием повышения эффективности управления предприятием, компанией, бизнесом.

Социальное партнерство должно исключить возможности черного посредничества, что позволит аккумулировать значительные средства для обновления оборудования, и это будет шагом для создания условий эффективного развития предприятий, компаний, бизнеса.

Настоящая система развития экономических отношений как основы общественных отношений строится на стимулировании появления эффективного собственника, социально ответственного бизнеса.

Для этого необходимо формирование цивилизованных демократических отношений, освоение лучшего мирового опыта и т.д. Между тем реальность такова, что в постприватизационный период сформировались следующие социальные классы общественно-экономического строя. Это собственники и их организации (ОАО, ЗАО, ООО), крупные, средние и мелкие управленцы, экономисты, юристы, специалисты – все те, кто входят в состав аппаратов по управлению собственностью (частной, государственной, муниципальной) и организациями социальной сферы, наемные работники производственной интеллектуальной сферы. Взаимодействие этих социальных классов и называют социальным партнерством в различной сфере деятельности, например: трудовые, гражданско-правовые и т.д. Естественно, социальные классы перемежаются, границы размыты многообразием форм деятельности человека и его объединений, тем не менее, они существуют.

Необходимость повышения эффективности социального партнерства

По нашему мнению, Конституция РФ имеет два основных недостатка в сфере социального партнерства. Общенародная собственность разделена на частную, государственную и муниципальную.

А общенародная собственность не защищена как целая. Ни «частникам», ни «государственникам», ни «муниципалам» и в голову не приходит, что они распоряжаются частями общенародной собственности. Личную собственность граждан Конституция РФ также не охраняет, хотя именно она и придает уверенности в завтрашнем дне человеку, так как она необходима каждому. В обществе ее смешивают с частной, но, по нашему мнению, смешивать эти отношения не верно. Личная собственность – это часть общественной собственности, которую необходимо охранять государству, если оно действительно социальное и если права человека, его здоровье, кров, жизнь являются объектами заботы государства.

Бизнес должен стать ответственным, основанным на социальном партнерстве. На этой основе уровень эффективности управления будет возрастать, так как будет расти доверие к бизнесу в обществе.

Социальное партнерство – это отношения необходимости. Особенно в период кризисных ситуаций, когда объективно проблемы, возникающие у собственников, работодателей, влияют на рынок труда, а соответственно, и на реакцию общества и органов власти. В этих условиях остро встает вопрос о стабилизации отношений участников социального партнерства на всех уровнях, социально-экономической, юридической и политической ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств, то есть о повышении эффективности функционирования системы социального партнерства. Менеджмент в этих процессах выполняет важную роль. От качества управленческих кадров зависит многое, если не все.

Цели и задачи социального партнерства необходимо рассматривать в контексте концепции взаимоответственности, что означает высокопроизводительный труд на современных социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий адекватную оплату каждому работнику, а также возможность проявить свои навыки, способности и мастерство. «При таком труде достоинство и права трудящихся защищены, и они активно участвуют в деятельности организации» [1], так как личная собственность работника, основой которой должен быть труд, придает уверенности трудящемуся.

Цели социального партнерства

В настоящее время нет единства в определении понятия «социальное партнерство», и в различных источниках оно трактуется по-разному.

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений [1].

Цели социального партнерства: разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, которая должна основываться на балансе интересов наемных работников, работодателей, собственников и общества в целом.

Основными составляющими данной цели являются:

– формирование и развитие механизма коллективных договоров для регулирования социально-трудовых отношений;

– обеспечение социальной защиты работников, населения;

– обеспечение охраны и безопасности труда;

– профессиональное обучение работников, а также повышение их квалификации;

– повышение доходов работников;

– повышение эффективности производства, системы управления предприятием, компанией, бизнесом.

Социальное партнерство как особый тип общественных отношений формируется:

– как закономерный результат развития общества с многоукладной экономикой, при которой доминирует капиталистическая собственность;

– как следствие коренных изменений, происшедших как в основных социальных группах, так и в обществе в целом.

Государство, гражданское обществои предпринимательство

Уровень развития социального партнерства – это показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений [2]. Все это должен непременно учитывать современный менеджер.

Возрастание роли квалифицированного труда сближает экономические интересы менеджеров, работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты все стороны заинтересованы решать на основе осознанной необходимости. Превращение части наемных работников в акционеров меняет их отношение к собственности, судьбе производства и предприятия, компании, бизнесу, что приводит к росту политической культуры трудящихся, повышению роли общественных организаций и объединений, представляющих и защищающих непосредственные интересы наемных работников.

Получает развитие гражданское общество, для которого характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей.

На современном этапе государственное регулирование объективно диктуется также наличием государственных предприятий, производственной и социальной инфраструктуры; необходимостью сохранения экологического равновесия; социальными потребностями перераспределения национального дохода через бюджет; большими затратами на науку, развитием НТР, освоением космоса.

Государство – это представитель общества в целом, оно придает легитимность современному собственнику. Сколько бы бизнесмены не пеняли на негативное влияние государства на бизнес, все равно они понимают, что именно без государства они не смогут пользоваться частной собственностью, находящейся под защитой государства.

Социальное партнерство должно быть выстроено таким образом, чтобы социальные классы общества во взаимодействии дополняли друг друга, а результаты взаимодействия были общими. Таким условиям должен соответствовать современный предприниматель.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. К.Г. Кязимов Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/karl_gasanovich_kyazimov/socialnoe_partnerstvo_prakticheskoe_poso/read_online.html?page=2
2. Социальное партнерство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //besonus.narod.ru/partnership.htm.