Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2011

О многообразии инструментов и методов обеспечения качества на железнодорожном транспорте

Демьянович Ирина Васильевна, Докторант Дальневосточного государственного университета путей сообщения, канд.экон.наук, Россия

On the Variety of Tools and Methods to Ensure the Quality of Railway Transport - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 41

Аннотация:
В статье рассматриваются основные инструменты и методы обеспечения качества бизнес-процессов ОАО «РЖД». Сделан акцент на необходимости использования бенчмаркинга и концепции «бережливое производство».
Цитировать публикацию:
Демьянович И.В. О многообразии инструментов и методов обеспечения качества на железнодорожном транспорте // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 107-110.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и выхода на международный рынок транспортных услуг, в том числе и через интеграцию в Евро-Азиатскую транспортную систему, важнейшее значение приобретает имидж компании ОАО «РЖД», ее возможность предоставления конкурентоспособных и безопасных услуг по перевозкам грузов и пассажиров.

Исходным принципом управления качеством является системно-комплексная методология, то есть использование комплексных и системных подходов на всех уровнях управления качеством и при выполнении всех функций. Это должно способствовать упорядочению структурных и функциональных элементов и решению следующих задач:

– осуществлению всесторонней оценки предложений по повышению качества;

– активизации человеческого фактора;

– внедрению передовых технологий;

– решению других значимых задач [1].

Инновации в области менеджмента и методы обеспечения качества

Сегодня каждая компания стоит перед непростым выбором пути дальнейшего развития и совершенствования внутрифирменной системы менеджмента. Различные консультанты и консалтинговые фирмы предлагают огромный спектр апробированных инструментов менеджмента: модель делового совершенства EFQM; стандарты серии ИСО 9000 и процессный подход; сбалансированная система показателей(BSC); бережливое производство; «шесть сигм»; управление знаниями; управление проектами; стратегический маркетинг и т.д. Эти подходы могут быть практически применены в любой компании. Выбор инструментов должен быть стратегическим, нельзя внедрять все системы и инструменты менеджмента одновременно.

Инновации в области менеджмента требует четкой идентификации типа (профиля) организации, проведения анализа ее уникальных свойств и особенностей деятельности. Новые версии стандартов СМК ведут компанию от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинтересованных сторон, от информационных технологий – к управлению знаниями, от постоянного улучшения процессов – к инновациям, прежде всего, в сфере менеджмента [2].

В последние годы возникло также много новых методов и систем, позволяющих систематизировать работы в области повышения качества, поставить их на научную основу и повысить их эффективность, так как только при условии непрерывного улучшения качества продукции предприятие имеет шансы сохранить, а также усилить свои позиции на рынке.

В силу специфики качества как объекта управления методы, применяемые в области управления качеством многообразны (статистические, экономико-математические, аналитические, социологические, графические и др.).

Так как составляющими менеджмента качества в соответствии с МС ИСО 9000 является планирование, управление (организация), контроль, обеспечение и улучшение качества, поэтому классификация с этой точки зрения наиболее целесообразна.

К методам обеспечения качества относятся:

– создание документированной системы менеджмента качества;

– внутренние аудиты качества с расчетом и анализом основных статистических показателей;

– бенчмаркинг;

– участие в конкурсах по качеству;

– участие в проектах расчета национальных индексов удовлетворенности потребителей;

– сертификация.

В последние годы бенчмаркинг входит в тройку распространенных методов управления бизнесом в корпорациях, так как способствует росту этих компании [3].

Бенчмаркинг в системе управления железными дорогами Одним из инструментов совершенствования деятельности компании путем сравнения с лучшей в своей отрасли компанией с целью заимствования успешного опыта является бенчмаркинг, который включает в себя процесс измерения и сравнения бизнес-процессов своей организации с бизнес-процессами лидирующих фирм отрасли с целью получения информации, которую можно использовать для улучшения собственной работы. При этом эталонные значения не могут оставаться постоянными, так как они должны соответствовать изменению внешних условий и возможностям предприятия. Философия бенчмаркинга используется во многих фирмах, в том числе и на железных дорогах для обеспечения безопасности и качества предоставляемых услуг, высоких эксплуатационных показателей, высокого дохода от железнодорожных перевозок и др.

В большинстве стран мира преобладающая доля эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта связана с грузовыми перевозками, на которые приходится 80% работы железных дорог, в то время как на пассажирские перевозки приходится едва 20%, а на высокоскоростные менее 2%. Причем проблема повышения скорости движения поездов, как грузовых, так и пассажирских является стратегической задачей всех железных дорог. На железных дорогах Китая 24 июня 2008 года достигнута рекордная скорость движения поезда – 394,3 км/ч.

В Республике Корея максимальная скорость – 352,4 км/ч зафиксирована в декабре 2004 года.

В 2007 году Правительством РФ был одобрен проект «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». В этом основополагающем документе сделана ставка на модернизацию, техническое перевооружение и скорость. Между тем ориентиры инновационного развития, принятые в «Белой книге» ОАО «РЖД», предусматривают до 2015 года увеличение средней участковой скорости в грузовом движении на 10% (на 4 км/ч) и увеличение маршрутных скоростей пассажирских поездов на основных направлениях на 12–15%  [5]. Поставленных целей можно достичь, в том числе разобравшись и устранив причины существующих на сети ограничений скорости следования поездов.

Сертификация на соответствие стандартам и «бережливое производство»

С 2001 года начаты работы на отечественных железных дорогах по подготовке ряда предприятий к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества ИСО 9001, в котором изложены очень правильные идеи. Кроме того, восемь принципов системы менеджмента качества полностью согласуются с основными положениями Кайдзен, а, следовательно, и бережливого производства. Однако требования, правильно написанные руководителями в виде документированных процедур, вовсе не гарантируют их правильной интерпретации и тщательного исполнения.

Поэтому недооценка человеческого фактора предприятиями, внедряющими требования ИСО 9000, не позволит им даже приблизиться к тому уровню эффективности, который гарантирует полное внедрение бережливого производства в составе Кайдзен.

Реализация и внедрение указанных инструментов менеджмента качества будет способствовать:

– бенчмаркинг – повышению эффективности бизнеса за счет того, что предоставляет транспортной организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании, выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире, ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске и сокращает затраты на процесс улучшения;

– бережливое производство – понижению себестоимости продукции и увеличение производительности труда за счет того, что данная система на 80% состоит из организационных мер и только 20% составляют инвестиции в технологию.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гличев А. Плацдарм или плацдарм развития? Размышления о будущем систем качества // Стандарты и качество. – 2007. – № 11.– С.18–23.
2. Окрепилова И.Г. Организация менеджмента качества на предприятии: учебное пособие / Под ред . д-ра экон.наук, проф. И.Г. Окрепиловой. – СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 2005.
3. Михайлова М.Р. Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. – 2003.– № 5. – С.18–21.
4. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_1645/
5. Богданов В. Спор со скоростью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gudok.ru.