О многообразии инструментов и методов обеспечения качества на железнодорожном транспорте

Демьянович И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Демьянович И.В. О многообразии инструментов и методов обеспечения качества на железнодорожном транспорте // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 107-110.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные инструменты и методы обеспечения качества бизнес-процессов ОАО «РЖД». Сделан акцент на необходимости использования бенчмаркинга и концепции «бережливое производство».

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, система менеджмента качества, бенчмаркинг, бережливое производство, качество транспортных услуг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и выхода на международный рынок транспортных услуг, в том числе и через интеграцию в Евро-Азиатскую транспортную систему, важнейшее значение приобретает имидж компании ОАО «РЖД», ее возможность предоставления конкурентоспособных и безопасных услуг по перевозкам грузов и пассажиров.

Исходным принципом управления качеством является системно-комплексная методология, то есть использование комплексных и системных подходов на всех уровнях управления качеством и при выполнении всех функций. Это должно способствовать упорядочению структурных и функциональных элементов и решению следующих задач:

– осуществлению всесторонней оценки предложений по повышению качества;

– активизации человеческого фактора;

– внедрению передовых технологий;

– решению других значимых задач [1].

Инновации в области менеджмента и методы обеспечения качества

Сегодня каждая компания стоит перед непростым выбором пути дальнейшего развития и совершенствования внутрифирменной системы менеджмента. Различные консультанты и консалтинговые фирмы предлагают огромный спектр апробированных инструментов менеджмента: модель делового совершенства EFQM; стандарты серии ИСО 9000 и процессный подход; сбалансированная система показателей(BSC); бережливое производство; «шесть сигм»; управление знаниями; управление проектами; стратегический маркетинг и т.д. Эти подходы могут быть практически применены в любой компании. Выбор инструментов должен быть стратегическим, нельзя внедрять все системы и инструменты менеджмента одновременно.

Инновации в области менеджмента требует четкой идентификации типа (профиля) организации, проведения анализа ее уникальных свойств и особенностей деятельности. Новые версии стандартов СМК ведут компанию от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинтересованных сторон, от информационных технологий – к управлению знаниями, от постоянного улучшения процессов – к инновациям, прежде всего, в сфере менеджмента [2].

В последние годы возникло также много новых методов и систем, позволяющих систематизировать работы в области повышения качества, поставить их на научную основу и повысить их эффективность, так как только при условии непрерывного улучшения качества продукции предприятие имеет шансы сохранить, а также усилить свои позиции на рынке.

В силу специфики качества как объекта управления методы, применяемые в области управления качеством многообразны (статистические, экономико-математические, аналитические, социологические, графические и др.).

Так как составляющими менеджмента качества в соответствии с МС ИСО 9000 является планирование, управление (организация), контроль, обеспечение и улучшение качества, поэтому классификация с этой точки зрения наиболее целесообразна.

К методам обеспечения качества относятся:

– создание документированной системы менеджмента качества;

– внутренние аудиты качества с расчетом и анализом основных статистических показателей;

– бенчмаркинг;

– участие в конкурсах по качеству;

– участие в проектах расчета национальных индексов удовлетворенности потребителей;

– сертификация.

В последние годы бенчмаркинг входит в тройку распространенных методов управления бизнесом в корпорациях, так как способствует росту этих компании [3].

Бенчмаркинг в системе управления железными дорогами Одним из инструментов совершенствования деятельности компании путем сравнения с лучшей в своей отрасли компанией с целью заимствования успешного опыта является бенчмаркинг, который включает в себя процесс измерения и сравнения бизнес-процессов своей организации с бизнес-процессами лидирующих фирм отрасли с целью получения информации, которую можно использовать для улучшения собственной работы. При этом эталонные значения не могут оставаться постоянными, так как они должны соответствовать изменению внешних условий и возможностям предприятия. Философия бенчмаркинга используется во многих фирмах, в том числе и на железных дорогах для обеспечения безопасности и качества предоставляемых услуг, высоких эксплуатационных показателей, высокого дохода от железнодорожных перевозок и др.

В большинстве стран мира преобладающая доля эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта связана с грузовыми перевозками, на которые приходится 80% работы железных дорог, в то время как на пассажирские перевозки приходится едва 20%, а на высокоскоростные менее 2%. Причем проблема повышения скорости движения поездов, как грузовых, так и пассажирских является стратегической задачей всех железных дорог. На железных дорогах Китая 24 июня 2008 года достигнута рекордная скорость движения поезда – 394,3 км/ч.

В Республике Корея максимальная скорость – 352,4 км/ч зафиксирована в декабре 2004 года.

В 2007 году Правительством РФ был одобрен проект «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». В этом основополагающем документе сделана ставка на модернизацию, техническое перевооружение и скорость. Между тем ориентиры инновационного развития, принятые в «Белой книге» ОАО «РЖД», предусматривают до 2015 года увеличение средней участковой скорости в грузовом движении на 10% (на 4 км/ч) и увеличение маршрутных скоростей пассажирских поездов на основных направлениях на 12–15% [5]. Поставленных целей можно достичь, в том числе разобравшись и устранив причины существующих на сети ограничений скорости следования поездов.

Сертификация на соответствие стандартам и «бережливое производство»

С 2001 года начаты работы на отечественных железных дорогах по подготовке ряда предприятий к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества ИСО 9001, в котором изложены очень правильные идеи. Кроме того, восемь принципов системы менеджмента качества полностью согласуются с основными положениями Кайдзен, а, следовательно, и бережливого производства. Однако требования, правильно написанные руководителями в виде документированных процедур, вовсе не гарантируют их правильной интерпретации и тщательного исполнения.

Поэтому недооценка человеческого фактора предприятиями, внедряющими требования ИСО 9000, не позволит им даже приблизиться к тому уровню эффективности, который гарантирует полное внедрение бережливого производства в составе Кайдзен.

Реализация и внедрение указанных инструментов менеджмента качества будет способствовать:

– бенчмаркинг – повышению эффективности бизнеса за счет того, что предоставляет транспортной организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании, выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире, ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске и сокращает затраты на процесс улучшения;

– бережливое производство – понижению себестоимости продукции и увеличение производительности труда за счет того, что данная система на 80% состоит из организационных мер и только 20% составляют инвестиции в технологию.


Источники:

1. Гличев А. Плацдарм или плацдарм развития? Размышления о будущем систем качества // Стандарты и качество. – 2007. – № 11.– С.18–23.
2. Окрепилова И.Г. Организация менеджмента качества на предприятии: учебное пособие / Под ред . д-ра экон.наук, проф. И.Г. Окрепиловой. – СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 2005.
3. Михайлова М.Р. Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. – 2003.– № 5. – С.18–21.
4. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_1645/
5. Богданов В. Спор со скоростью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gudok.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:47:12