Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2011

Глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма

Чернышев Дмитрий Андреевич, Министерство иностранных дел РФ Соискатель, Российская Академия Предпринимательства, Россия

Globalization and Integration Processes in the Management of Tourism Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 51

Аннотация:
Автором рассмотрены глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма. Определены основные причины интеграционных процессов в туристском бизнесе, особенности и принципы управления туристскими стратегическими альянсами, а также факторы управления, гарантирующие успех.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Чернышев Д.А. Глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 147-152.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях жесткой конкурентной борьбы между предприятиями туристской отрасли возникают новые модели организации и управления деятельностью предприятий с учетом процессов глобализации и интеграции бизнеса.

Причины интеграционных процессов в туристском бизнесе

Сформулируем основные причины происходящих в туристском бизнесе интеграционных процессов:

– необходимость обеспечения достаточного количества клиентов (туристов, пассажиров, клиентов гостиниц и др.). В качестве примера можно привести собственные системы бронирования номеров в гостиницах, билетов в авиакомпаниях, автомобильного транспорта и др., ориентированные на первоочередную загрузку туристских предприятий. Сама система бронирования также подвержена интеграционным процессам (существуют электронные системы гостиничного бронирования, принадлежащие крупным авиакомпаниям, а также системы бронирования номерного фонда гостиниц, принадлежащие независимым консорциумам и др., включение в которые является дорогостоящей услугой и не под силу независимому туристскому предприятию);

– требование к качеству туристских услуг, зависящего от целого ряда факторов: качества доставки любым видом транспорта, качества проживания в гостинице, качества предоставляемых на отдыхе услуг, квалификации обслуживающего персонала, обеспечения безопасности клиентов и др.

Обозначенная причина обуславливает наличие у ведущих туристских предприятий собственных нормативов, технологий и стандартов обслуживания клиентов, для обеспечения которых, например, создаются собственные снабженческие организации, что позволить могут себе только объединения туристских предприятий;

– стремление к увеличению количества клиентов. Поиск новой клиентуры и удержание старой обуславливают необходимость проведения туристскими предприятиями глубокого анализа рынка, клиентуры, конкурентов, поставщиков и т.д., активной рекламной и сбытовой политики, что, в свою очередь, требует использования больших финансовых, информационных и человеческих ресурсов;

– совершенствование профессионализма сотрудников туристского предприятия, что существенно влияет на качество предоставляемых услуг. В данном случае экономически выгодным является создание туристскими предприятиями собственной системы подготовки и повышения квалификации кадров, что требует значительных затрат.

Управление туристским стратегическим альянсом

Управление туристским предприятием представляет собой взаимосвязь трех основных элементов управления:

1) общего управления, в компетенцию которого входит разработка стандартов и нормативных требований, управленческой политики и других политик предприятия, стратегическое планирование, организация деятельности предприятия, осуществление координации и контроля и др.;

2) управления структурой туристского предприятия, охватывающего формирование структуры предприятия, определение предмета деятельности, правовых норм, установление взаимосвязи с другими предприятиями, решение территориальных вопросов, а также задач организации, реконструкции и ликвидации и др.;

3) конкретных сфер управления, в числе которых маркетинг, коммерция, финансы, инновации, производство, кадры, управление основными фондами и др.

Несомненно, что одной из необходимых составляющих успешного туристского предприятия является руководство новыми видами бизнеса. Все более важным считается умение договариваться о формировании новых альянсов и управлять сложными альянсовыми сетями. Компетентность в управлении альянсом является решающей для успеха в многонациональном бизнесе. Это предоставляет существенные конкурентные преимущества для практической деятельности многонациональных стратегических альянсов [2 ].

Управление предприятиями-участниками стратегического альянса представлено на рис.1 (см. выше).

Рис. 1. Управление предприятиями-участниками стратегического альянса

Принципы рационального управления

Уровень управления альянсом обеспечивает стратегические решения альянса.

Обращаясь к теории управления [3], сформулируем принципы рационального управления туристским предприятием – участником стратегического альянса, которые определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса.

Общими принципами управления туристским предприятием-участником стратегического альянса будем считать:

1) принцип применимости, предполагающий возможность разработки общего руководства к действию для всех сотрудников туристских предприятий-участников стратегического альянса;

2) принцип системности, означающий охват менеджментом всей системы с учетом ее внутренних и внешних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры каждого туристского предприятия-участника стратегического альянса;

3) принцип многофункциональности, означающий охват менеджментов различных аспектов деятельности туристских предприятий–участников стратегического альянса: материальных (ресурсы, услуги), функциональных (организация труда) и смысловых (достижение конечной цели);

4) принцип интеграции, предполагающий интеграцию существующих внутри системы различных способов отношений и взглядов сотрудников туристских предприятий – участников альянса, которые вне альянса могут разделяться на собственные сферы;

5) принцип ориентации на ценности, означающий включение менеджмента туристских предприятий стратегического альянса в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Частные принципы управления

Частными принципами управления предприятием-участником стратегического альянса будем считать:

1) принцип сочетания централизации и децентрализации, предполагающий необходимость умелого сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении;

2) принцип научной обоснованности управления, означающий наличие у руководителей туристских предприятий научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования предприятия;

3) принцип плановости, состоящий в установлении основных направлений и пропорций развития туристского предприятия в перспективе;

4) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, предполагающий, что каждый подчиненный каждого туристского предприятия-участника альянса должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;

5) принцип частной автономии и свободы, предполагающий инициативность от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по собственному желанию в рамках действующего законодательства;

6) принцип иерархичности и обратной связи, заключающийся в создании многоступенчатой структуры управления;

7) принцип мотивации, заключающийся в создании эффективной системы поощрений и наказаний, интегрируемой по элементам каждого туристского предприятия;

8) принцип демократизации управления, предполагающий участие в управлении туристским предприятием всех его сотрудников;

9) принцип государственной законности системы менеджмента, означающий соответствие организационно-правовой формы туристских предприятий-участников альянса требованиям государственного (федерального, национального) законодательства;

10) принцип органической целостности объекта и субъекта управления, означающий рассмотрение управления как единой комплексной системы, имеющей выход, обратную связь и связь с внешней средой;

11) принцип устойчивости и мобильности системы управления, обеспечивающийся, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента туристских предприятий, прежде всего, к изменениям во внешней среде.

От чего зависит эффективность управления стратегическим альянсом?

В качестве основных факторов управления, гарантирующих успех стратегическому альянсу в туристском бизнесе, можно назвать:

– наличие хорошо организованной структуры, имеющей стратегически ориентированное построение;

– адекватные механизмы интеграции специализированных структурных единиц, обеспечивающие их эффективное взаимодействие;

– корпоративная культура участников стратегического альянса, позволяющая соблюсти баланс сотрудничества и соревновательности.

Последний фактор обусловлен тем обстоятельством, что при объединении независимых туристских предприятий будет неотъемлемо присутствовать проблема взаимодействия различных корпоративных культур, в результате чего актуализируется задача приспособления к созданию эффективного стиля управления стратегическим альянсом, когда предприятиям-участникам стратегического альянса будет необходимо подстроить свою корпоративную культуру под новый стиль; знать и понимать как национальные культурные отличия, так разницу между туристскими предприятиями, работающими в одном и том же регионе; а также следовать общей ориентации на успех на всех уровнях предприятия [4].

Основные моменты, которые следует учитывать при управлении туристскими предприятиями-участниками стратегического альянса, отображены на рис. 2 (см. на с. 151).

Рис. 2. Основные аспекты деятельности стратегического альянса

Для эффективного управления стратегическим альянсом рекомендуется:

– дифференциация стиля управления с адаптацией к каждому туристском предприятию – участнику стратегического альянса;

– постоянное согласование интересов участников;

– четкое распределение полномочий и ответственности персонала туристских предприятий; организация и контроль достоверности информационных потоков внутри альянса;

– контроль за результатами работы альянса, в том числе финансовыми.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Тенденции и роль интеграционных процессов в промышленности России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 4.
2. Дронова А.Ю., Корнеева Т.И. Менеджмент стратегических альянсов // Всеукраинская научно-практическая интернет-конференция «Социум. Наука. Культура» [Электроныый ресурс]. – Режим доступа: http://intkonf.org/dronova-ayu-korneevati-ken-semyonov-aa-menedzhmentstrategicheskih-alyansov/
3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 644 с.
4. Ноздрева Р.Б. Стратегические альянсы в международном бизнесе // Менеджмент в Роcсии и за рубежом. – 2002. – № 6.