Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2011

Медицинский менеджмент: специфика и подходы

Голубева Мария Леонидовна, Аспирант, Сургутский государственный университет ХМАО-Югры. Финансовый директор, Центр эндокринологии., Россия

Medical Management: Specific Character and Approaches - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 527

Аннотация:
В статье приводится определение медицинского менеджмента, а также раскрывается проблематика медицинского бизнеса. Платные медицинские услуги становятся все более популярными в стране, благодаря их высокому качеству. Однако сам медицинский бизнес находится под воздействием факторов, затрудняющих управление его развитием. Подробнее об этом читайте в статье.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Голубева М.Л. Медицинский менеджмент: специфика и подходы // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 126-129.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее пятилетие интерес к медицинскому менеджменту резко возрос. Теоретики и практики дискутируют на тему того, каким должно быть управление медицинскими учреждениями. Наибольшая часть трудов в данной сфере посвящена проблемам управления медицинскими учреждениями государственной формы собственности.

Исследователи сходятся во мнении, что управление медицинскими учреждениями требует особого подхода ввиду специфичности выпускаемого на рынок продукта – медицинской услуги. Социальная значимость медицинского бизнеса диктует применение особых методов менеджмента и маркетинга.

С каждым годом в стране стабильно увеличивается сектор коммерческих медицинских услуг, и население все больше адаптируется к их «платности». Однако менталитет значительной части населения до сих пор не позволяет принять платную медицину как факт.

Платное здравоохранение и медицинский менеджмент

Внутри медицинских учреждений происходит трансформация функций главного врача в управленческие, что заставляет находить пути повышения управленческой квалификации, обусловленной требованиями растущего рынка медицинских услуг.

Управление коммерческими учреждениями здравоохранения носит более гибкий характер, по сравнению с государственными, ввиду отсутствия подотчетности финансирующим органам. Сегодня частные медицинские учреждения составляют сильную конкуренцию государственному сектору благодаря возможности обеспечить не только высокое качество услуг, но и высокий сервис.

Медицинский менеджмент – это применение комплекса специальных принципов, подходов, методов и средств управления организациями системы здравоохранения различных форм собственности, направленная на удовлетворение следующих целей:

1) максимизацию прибыли от коммерческой медицинской деятельности;

2) повышение качества жизни населения;

3) достижение социальной гармонии, связанной с реализацией права гражданина на качественную медицинскую помощь;

4) повышение доступности медицинской помощи.

Оценка существующей проблематики медицинской отрасли вызвана внешними и внутренними факторами. 

Рассмотрим подробно модель проблематики рынка медицинских услуг.

Факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения

По способу возникновения факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения, можно условно разделить на две группы: возникающие из внешней среды и возникающие из внутренней среды.

Факторы внешней среды:

– со стороны государства: трудновыполнимые лицензионные требования, завышенные требования к помещениям, устаревшие стандарты оснащения медицинских кабинетов, установление демпинговых цен на платные услуги государственных поликлиник;

– со стороны кредитных организаций: неготовность кредитовать малый медицинский бизнес;

– со стороны поставщиков: высокая стоимость медицинского оборудования;

– со стороны потребителей: недоверие к коммерческой медицине, неготовность к платности медицинской помощи;

– прочие элементы: нехватка помещений.

Факторы внутренней среды:

– низкий диагностический уровень;

– низкое качество рекламы и маркетинга;

– низкая управленческая квалификация;

– дефицит квалифицированных кадров;

– ограниченность финансовых ресурсов.

Взаимодействуя в совокупности, данные факторы приводят к торможению развития рынка медицинских услуг.

Основной проблемой формирующейся сферы коммерческого здравоохранения является отсутствие достаточного финансирования. Для развития и повышения конкурентоспособности коммерческой клиники необходимы значительные инвестиции, учитывая инновационный характер современных медицинских услуг. Платежеспособный спрос на дорогостоящие высокотехнологичные медицинские услуги остается на низком уровне, поэтому приобретение медицинскими учреждениями инновационного оборудования, помещений, обучение медицинского персонала являются для большинства коммерческих клиник не только недостижимым, но и нерентабельным решением.

Проблема помещений и медоборудования

В условиях сложившейся ситуации с реинвестированием основных фондов происходит активное формирование сектора консультативных услуг, оказание которых не требует значительных капиталовложений. В практику таких учреждений входит направление на диагностические и лабораторные исследования (рентгена, эндоскопия, энцефалограмма, гормональные исследования) в государственные диагностические центры. Наиболее доступным оборудованием, которое есть практически в любой коммерческой клинике, являются ультразвуковой сканер и электрокардиограф. Однако медицинская техника как в государственных, так и в частных структурах не всегда новая, и качество ее показаний в некоторых случаях оставляет желать лучшего.

Сдерживающим фактором для развития платной медицины является и проблема помещений. Максимально ощутима она в крупных городах, но и в регионах трудно подыскать подходящее здание по причине отсутствия соответствующих требованиям санитарных стандартов помещений.

Для большинства частных клиник является невозможным строительство собственных зданий ввиду высокой затратности. В свою очередь, отсутствие подходящего помещения не позволит клинике получить лицензию на медицинскую деятельность, даже если соблюдены прочие лицензионные требования (наличие оборудования, квалификации кадров и т.д.).

Поэтому основная практика – это аренда частными клиниками необходимых площадей.

Коммерческие медицинские центры смогут составить государственному сектору достойную конкуренцию только тогда, когда приблизятся к нему по своему оснащению. Развитая материально-техническая база частной клиники позволяет организации направлять поток пациентов внутри, не отправляя его во внешние структуры, и тем самым теряя значительную часть прибыли.

Заключение

Российское здравоохранение – это особая отрасль, имеющая как значительные недостатки, так и фундаментальные достоинства. Существующая система управления медицинской организацией в России постепенно изживает себя и нуждается в замене новой, прогрессивной, гибкой системой медицинского менеджмента.

Западная модель медицинского менеджмента может частично применяться в российских условиях, способствуя повышению гибкости реагирования на динамику внешней среды.

Западные методики должны применяться не путем прямого копирования, а внедряться с учетом исторически сложившихся отраслевых особенностей здравоохранения и дополняться эффективными подходами, успешно реализуемыми в российской практике.

Эффективная система медицинского менеджмента, базирующаяся на разделении полномочий главного врача и директора, позволит повысить доступность и качество медицинской помощи. Внедрение бизнес-подготовки управленческих кадров сферы здравоохранения позволит развить управленческий потенциал и вывести менеджмент клиник на новый качественный уровень.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Габуева Л.А., Щепин О.П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении / под ред. Стародубова В.И. – М.: МЦФЭР, 2006. – 432 с.
2. Малахова Н.Г. Маркетинг в здравоохранении. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 222 с.
3. Миронкина М.А. Этапы стратегического планирования услуг медицинского учреждения // Диалоги о науке. – 2009. – № 2.
4. Пташинский Р.И., Савашинский С.И. Управление медицинским учреждением на основе принятия решений. – М.: ЦНИИОИЗ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rgmu.ru/old/theses065.htm.