Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2011

Теоретические аспекты механизма межрегиональной кооперации промышленного сектора региона

Акбашева Гульниса Шамиловна, Соискатель сектора региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия

Theoretical Aspects of the Mechanism of Inter-Regional Cooperation of the Industrial Sector in the Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 68

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические аспекты кооперации, позволяющие рассматривать ее как основу инновации региональной экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Акбашева Г.Ш. Теоретические аспекты механизма межрегиональной кооперации промышленного сектора региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 160-164.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Процессы перестройки российских промышленных предприятий последнего двадцатилетия, глобальный экономический кризис, обострившийся в 2008–2009 годах, подталкивают к поиску путей обновления, модернизации российской промышленности.

Очевидно, что модернизация и развитие промышленности в современном мире возможны лишь при условии реализации принципа устойчивого развития на основе обеспечения баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих предприятия и общества.

В связи с этим снова становится актуальным исследование сущности и механизмов кооперации в современных условиях.

Термин кооперация происходит от латинского cooperātio – сотрудничество. Наиболее развернутое определение кооперации труда дано в Большой советской энциклопедии, с которым трудно не согласиться по существу.

Кооперация труда – это:

1) единство, согласованность совместных действий отдельных трудящихся, их коллективов или национальных хозяйств в процессе воспроизводства общественно необходимых благ;

2) форма, в которой происходит это объединение трудовой деятельности.

Кооперация труда повышает его эффективность благодаря ряду факторов. В кооперации не просто складываются отдельные силы, а совершается переход количества в качество – то есть проявляется эффект, называемый синергетическим.

В силу определенных идеологических соображений, кооперации противопоставляется конкуренция как главная движущая сила развития хозяйственной системы. Однако в 1990-е годы в США появились концепции, призывающие совмещать конкуренцию с сотрудничеством (соконкуренция), – приравнять эволюцию бизнеса к эволюции экосистем.

В отечественной литературе последних двух десятилетий общая трактовка кооперации в силу тех же идеологических соображений сводится к примитивной критике крестьянских кооперативов и потребкооперации.

Формы кооперации и показатели ее уровня

В начале XXI века, как и в начале XX, вопросы кооперации продолжают оставаться в поле пристального внимания ученых и практиков [1, 5].

Кооперация – это длительные производственные связи между предприятиями, производящими сложную продукцию. Исходя из форм специализации, в промышленности различают три формы кооперации:

− предметная, или агрегатная кооперация, заключающаяся в том, что ряд предприятий поставляют разные изделия головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

− подетальная кооперация – выражается в поставках специализированными предприятиями головному заводу узлов и деталей;

− технологическая, или стадийная кооперация, – когда предприятия поставляют полуфабрикаты головным заводам.

Основной показатель уровня кооперации – это доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других производителей, в общей стоимости продукции предприятия. Косвенный показатель уровня кооперации – это количество предприятий, с которыми кооперируются головные заводы. Также косвенной характеристикой уровня кооперации является радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

Исходя из территориального расположения и отраслевой принадлежности кооперирующихся между собой предприятий, различают следующие виды кооперационных связей между промышленными предприятиями:

− внутрирайонные – при кооперировании предприятий, расположенных в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

− межрайонные – при кооперировании предприятий, расположенных в разных экономических (административных) районах;

− внутриотраслевые – когда кооперируются предприятия одной отрасли;

− межотраслевые – кооперируются предприятия разных отраслей.

Достаточно давно сложившийся понятийный аппарат кооперации, видимо в силу неких идеологических соображений, заменяется в настоящее время более узкими понятиями контрактации, субконтрактации, аутсорсинга и т. п.

Контрактация и субконтарктация как виды производственной кооперации

Необходимо напомнить, что контрактация в СССР получила распространение с 1918–1919 годов преимущественно в отношении технических сельскохозяйственных культур (хлопок, сахарная свекла, лен). В рамках стимуляции государством сельскохозяйственного кооперирования и прямой (без посредников) торговли с государством, в 1927–1928 годах она была распространена на различные виды продукции сельского хозяйства, включая и зерновые культуры.

Наш современник П.Г. Смородин, генеральный директор ЗАО «Северо-Кавказский региональный центр маркетинга» Российского агентства по обычным вооружениям, президент Азовского союза работодателей, зам. председателя комитета по малому бизнесу Ростовской Торгово-промышленной палаты дает следующее определение:

субконтрактация или субконтрактинг – это принятое в международной практике обозначение вида производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие – контрактор поручает другому – субконтрактору осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, узлов, комплектующих) в соответствии с предоставленными чертежами и требованиями. Таким определением обозначенная форма сотрудничества между крупными и мелкими промышленными предприятиями, наиболее действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ресурсов [3].

П.Г. Смородин четко определяет контрактацию и субконтарктацию как вид производственной кооперации. Однако проблема заключается в том, что современные организаторы производства, подменяя термины, превращают подвид кооперации в исключительное средство развития промышленности, тем самым ограничивая возможности развития.

Симметрия и асимметрия законов конкуренции и кооперации

С нашей точки зрения, для развития промышленности интерес представляет подход, изложенный А.И. Cубетто [4], который рассматривает закон кооперации на более высоком уровне – как основной закон развития мировой цивилизации в ХХ веке.

Утверждается, что закон кооперации (его синоним – закон дополнения или комплементарности) – это закон прогрессивной эволюции или эволюции, сопровождающейся усложнением систем, равный по своей значимости закону конкуренции или закону естественного отбора. При этом основой является теоретическая позиция синтеза 3-х парадигм эволюционизма: дарвиновской (изменчивость, наследственность, отбор), кропоткинской (взаимопомощь, любовь, сотрудничество как важнейшие механизмы эволюции), берговской (утверждающей наличие определенных законов, «канализирующих» эволюцию, детерминирующих ее – эволюция как номогенез [1]).

Данный подход базируется на теоретической системе представления о системной и таксономической онтологиях, в рамках которой выделяются два типа систем – тип популяционных систем (в которых особи или элементы системы взаимозаменяемы и в которых функциональная дифференциация слабо выражена, подвижна, и поэтому в них доминирующим является закон отбора или конкуренции; а его дополняющим, не доминантным – закон кооперации или дополнения) и тип организмических систем (в которых элементы взаимодополняемы и невзаимозаменяемы, в которых функциональная дифференциация сильно выражена, и поэтому в них доминирующим является закон кооперации или дополнения; а закон конкуренции является дополняющим, не доминантным).

Иными словами, объяснительный механизм «эволюции» опирается на представление о «паре законов», взаимодополняющих друг друга и образующих динамическую гармонию – симметрию-асимметрию законов конкуренции и кооперации.

Основа механизма кооперации промышленного сектора региона

В организмических системах асимметрия представлена усилением роли закона кооперации и ослаблением действия закона конкуренции и отбора. В популяционных системах асимметрия сдвигается в сторону доминирования закона конкуренции. Это означает, что двум типам систем – организмическим и популяционным – соответствуют два типа развития или эволюции: в первом типе эволюция резервирует себя за счет свободной информации в системе и соответственно «интеллекта системы», который есть оператор опережающей обратной связи в эволюции; во втором типе эволюция резервирует себя за счет избыточности субстрата, количества особей в популяционных системах и соответственно «механизма естественного отбора», который есть оператор запаздывающей («следящей») обратной связи в эволюции.

Кооперация всегда имеет синергетический эффект не только за счет увеличения свободной энергии и ее более экономичного использования в пользу кооперирующихся элементов − систем, но главным образом за счет увеличения свободной информации и развития «интеллекта» кооперативной системы.

Таким образом, исходя из необходимости инновации региональной экономики [2], вышеизложенный подход, по нашему мнению, может служить теоретической основой механизма межрегиональной кооперации промышленного сектора экономики региона.



[1] Номогенез (от греч. nómos – закон) – гипотеза, согласно которой эволюция организмов осуществляется на основе внутренних закономерностей. Выдвинута Л.С. Бергом (1922) в противоположность дарвинизму. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Макферсон Я. Принципы кооперации для XXI века / пер. с англ. − Белгород: БУПК, 1998. − 86 с.
2. Пыткин А. Н. Инновация экономики: региональный аспект. − Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2008. − 487 с.
3. Смородин П. Г. Система региональных центров маркетинга в ОПК // Компас промышленной реструктуризации. − 2003. − № 4. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.compass-r.ru/st-4-03-4.htm.
4. Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. − СПб.: ПАНИ, 1999. − 828 с.
5. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. − 5-е изд. − М.: URSS, 2010. − 496 с.