Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2011

История развития тендерных торгов и тендер, как источник привлечения финансовых ресурсов. Российская практика

Барсегова Ирина Владмировна, Соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; консультант отдела маркетинга ОАО «ФБК», Россия

History of Tender Development and Tender as a Source of Fund Raising, the Russian Experience - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 56

Аннотация:
Статья посвящена развитию тендерных конкурсов в России. Сделан исторический обзор их проведения в России, первоначально существовавших в форме публичных торгов, что позволяет лучше понимать их природу и традиции. Автор также рассказывает о потенциальной выгоде использования тендерных процедур для развивающихся российских компаний: выигрывая тендер, даже на очень-то выгодных для себя условиях, подрядчик открывает себе дорогу для участия в последующих, более прибыльных проектах.
Цитировать публикацию:
Барсегова И.В. История развития тендерных торгов и тендер, как источник привлечения финансовых ресурсов. Российская практика // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 23-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Тендеры получили широкое распространение и активное развитие лишь с переходом к рыночной экономике, то есть в начале 90-х годов прошлого века. Но в российской экономике они уже давно играют значимую роль: первые мероприятия, которые можно рассматривать как публичные торги, были проведены во времена Алексея Михайловича, чей указ, датированный 7 июля 1654 г., о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей, сохранился до наших дней. Это первый, письменный госзаказ, для которого ищутся исполнители, готовые работать на определенных условиях и установленное вознаграждение. Отношения между государством и производителем переходят от волевого подхода к экономическому. Первая регламентация проведения публичных торгов была осуществлена Петром I, который благодаря своей военной активности резко увеличил число проводимых конкурсов. Торги того времени обладали специфическими чертами, характерными и для нашего времени, а именно открытостью и публичностью проводимого отбора. С ростом проводимых торгов, было учреждено специальное ведомство, занимавшееся вопросами поставок и продаж – Канцелярия подрядных дел. Основной задачей организации являлись борьба с коррупцией и злоупотреблениями, что тесно перекликается с современной действительностью. Стоит заметить, что нормативное обеспечение публичных торгов, основывалось на переработанных регламентах других стран, что также характерно и для современной законодательной базы проведения торгов.

Тендеры: исторический аспект

При ближайших приемниках Петра законы о приведении торгов продолжались совершенствоваться, например, объявления об открытии конкурса стали печататься в общегосударственной центральной газете, а купцов, то есть, говоря современным языком, потенциальных подрядчиков стали выслушивать порознь. Большие преобразования были осуществлены во времена правления Екатерины Великой, при которой был выпущен акт «О контрактах по подряду, поставках и откупах», который долгое время определял развитие России, как государственной системы.

Следующий пересмотр законодательства, регламентирующего «публичным продажам казенных поставок и подрядов», был произведен при Александре I, при котором было издано 107 правительственных постановлений в этой области. Важным изменением было положение о возможности изменения суммы контракта. В XIX же веки стало возможным присылать свои предложения по почте, а не являться в Коллегию лично, как было до этого, также результаты торгов стали публиковаться в «Ведомостях» обеих столиц империи. Уровень открытости торгов был достаточно высоким.

Последний документ, принятый в царской России «Положение о подрядах и поставках» 1900 года, имело практически современный вид. В это положение были добавлены новые формы торгов: изустные – аналог современного аукциона, через запечатанные предложения и смешанные. Появилась система обеспечения исполнения обязательств, включая залог (финансовое обеспечение заявки) и уголовное преследование. Конкурсная документация была дополнена проектом договора и техническим заданием, сейчас эти два раздела являются неотъемлемой частью.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что правовая база для проведения тендеров была на высоком уровне еще задолго до сегодняшнего дня.

Уровень организации государственных закупок полностью соответствовал мировым стандартам.

Для формирования современной тендерной системы, достаточно было лишь вспомнить то, что было создано до революции, после которой потребность в тендерах отпала, из-за национализации всего народного хозяйства. Новейшая история проведения торгов в России началась после издания указа Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Международное и российскоезаконодательство

Международный правовой регламент по проведению торгов был закреплен Комиссией по юридическому праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)  в рамках ООН в пятидесятых годах ХХ века. В принятом законе «О закупках товаров, работ и услуг»2 [3] четко прописаны все процедуры проведения тендеров. Важно отметить, что данный закон был принят большинством развитых стран в чистом виде или с незначительными поправками, также он стал основой для создания сводов правил международных инвестиционных организации вплоть до Мирового Банка. Современные проекты, реализуемые на территории Российской Федерации, спонсируемые Мировым Банком, также осуществляются в соответствии с данным регламентом.

В Российской Федерации отношения, связанные с проведением тендеров регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Данный закон в большинстве своих статей аналогичен международным правовым нормам, в том числе многие его статьи дублируют закон ООН «О закупках товаров, работ и услуг». Термин «тендер» в российской бизнес практике может означать такие понятия как «конкурс», «аукцион», «запрос предложений или котировок». Следует заметить, что понятие «тендер» не употребляется в документации и заявках государственных предприятий и корпораций. 

Благодаря наличию надежной правовой базы и обширной исторической практике, тендеры широко используются как на макро, так и на микро уровнях экономики. В условиях развитой рыночной экономики, дорогостоящие контракты, а также контракты на оказание услуг государственным образованиям, могут быть заключены только посредством проведения тендера. Заключение контракта, таким образом, позволяет, во-первых, выбрать наиболее подходящего под критерии заказчика подрядчика по минимальной цене, а во-вторых, минимизировать возможность коррупционной составляющей. Также проведение тендеров способствует формированию здоровой конкуренции между участниками рынка и стимулирует их на самосовершенствование и развитие.

Что значит победа в тендере для предпринимателей?

Для предпринимателей тендерная система является хорошей возможностью получить государственный контракт или заключить договор с крупной частной корпорацией, тем самым возможность не только получить гарантированный доход, но и повысить свой уровень бизнес престижа. При четком и ответственном выполнении технического задания и грамотном менеджменте, можно успешно занять стабильную позицию на рынке и даже выбиться в лидеры. Конечно, до того как быть допущенным к выполнению задания, необходимо выиграть конкурс, а именно представить документы и гарантии того, что компания обладает достаточными кадровыми и материально-техническими ресурсами для качественного выполнения поставленных задач в срок. При несоответствии заявленным заказчиком требованиям, неподходящие конкурсанты отсеиваются и теряют возможность участвовать в последующих этапах отбора. Победителем становится тот участник конкурса, который предоставит конкурсное предложение, соответствующее всем требованиям заказчика, по самой привлекательной цене.

Заметим, что зачастую участнику конкурса имеет смысл пренебречь высокими показателями прибыли ради победы в конкурсе, ведь долгосрочные перспективы могут быть гораздо более привлекательными, чем отдельно взятый единичный проект. 

Вероятность дальнейших побед в тендерах, после одного успешного конкурса повышается, конечно, за счет появившейся узнаваемости компании. Также огромную роль играет приобретенный опыт в подготовке документации именно для данного заказчика. Как правило, формы и требования разнятся, хотя и соответствуют одному и тому же закону, и необходимо приспосабливаться под специфику каждой отдельной организации. Успешная подготовка одного конкурса для компании, часто является залогом последующего правильного оформления документации, что играет значимую роль в тендерных процедурах.

Даже однократный выигрыш может позволить компании принимать участие в закрытых тендерах.

Закрытыми называют тендеры, участие в которых принимают только те поставщики, которых приглашает заказчик [4]. Как правило, для участия в подобных тендерах, заказчик приглашает только тех подрядчиков, которые заведомо обладают подходящей квалификацией и техническими характеристиками, чтобы минимизировать ресурсные затраты на отсев неподходящих поставщиков.

Возрастающая популярность тендеров

Тендерные или конкурсные процедуры уже многие века используются в России и в мире, но их актуальность только увеличивается. Сегодня, это хорошая возможность для компаний расширить свою клиентскую базу, заключить контракт с крупным, обладающим громким именем заказчиком, а также обеспечить себя работой на определенный срок времени. Все больше иностранных компаний объявляют конкурсы на российском рынке, что в дальнейшем даст возможность отечественным компаниям занять стабильные позиции на международном рынке. В последнее время все чаще звучат предложения на правительственном уровне о внесении изменений в юридическую базу, регламентирующую проведение конкурсов, в особенности, в части, регулирующей государственные закупки. Все эти факты говорят нам о том, что тендерные процедуры еще не окончили свое бурное развитие в России, а лишь заняли уверенные позиции в экономике страны, и будут совершенствоваться и в дальнейшем.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры: Экономический строй: от первобытного хозяйства до промышленного капитализма. Государственный строй: обзор развития права и учреждений. – М.: Либриком, 2010. – 256.
2. О госзакупках [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: / http://www.cointech.ru/component/content/article/12-12.
3. Закон ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_160755.htm.
4. Что такое закрытый тендер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ia-trade.su/shop/11/125/257/263/401.