Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2011

Специфика коммерческих банков и особенности построения моделей для них

Свириденко Юрий Николаевич, Аспирант Высшей школы финансового менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Россия

Specificity of Commercial Banks and Features of Building Models for Them - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые функции, выполняемые коммерческими банками. На этой основе определяется ряд особенностей их деятельности, которые необходимо учитывать при построении моделей измерения ценности
кредитных организаций.
Цитировать публикацию:
Свириденко Ю.Н. Специфика коммерческих банков и особенности построения моделей для них // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 137-140.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Долгое время концепция ценностно ориентированного управления в основном ассоциировалась с деятельностью компаний, не связанных с финансовым сектором экономики. В то время как значимость указанной концепции и ее инструментария для банков вообще ставилось под сомнение не только научным сообществом, но и многими практиками [3, p. 5].

Тем не менее, управление с позиции приращения ценности набирает все большую популярность в банковской сфере, о чем свидетельствуют многочисленные публикации таких авторов, как Ж. Дермин, Ф. Фиорделиси. Именно они указали, что проблема с применением указанной концепции лежит не в плоскости самой концепции, сколько в плоскости выбора и адаптации используемого инструментария, а именно моделей оценки, к специфике деятельности банков.

Вместе с тем, несмотря на единое мнение по поводу необходимости адаптации моделей, указанные авторы расходятся во мнении о том, какие факторы и особенности банков необходимо учитывать при построении моделей для них. В связи с данными обстоятельствами актуальным представляется анализ отличительных особенностей коммерческих банков и влияния на выбор и построение моделей измерения ценности для кредитных организаций.

Специфика банковских услуг

Банк представляет собой финансовый институт, предоставляющий банковские и финансовые услуги. Под термином «банк» принято, прежде всего, понимать компании, обладающие банковской лицензией. Банковская лицензия, выдаваемая органами надзора, позволяет банкам осуществлять основные банковские услуги, такие как принятие депозитов и выдача кредитов.

Именно одновременное осуществление указанных услуг и отличает банки от других финансовых посредников. Вместе с тем, оказывая базовые банковские услуги по принятию депозитов и осуществлению кредитования, банки осуществляют три важные функции:

– обеспечивают доступ клиентов к ликвидным средствам и оплате услуг;

– производят трансформацию рисков;

– осуществляют трансформацию сроков погашения.

Обеспечивая доступ клиентов к ликвидным средствам и проводя операции по оплате услуг, банки получают взамен возможность распоряжаться ресурсами, стоимость которых значительно ниже, чем если бы они привлекали их на открытом рынке. В результате чего они могут создавать ценность не только на стороне активов, как большинство компаний, но и на стороне обязательств. В таблице подобная особенность рассмотрена на примере условного банка, баланс которого состоит из годового кредита и депозита.

Таблица

Привлекаемые средства клиентов и их вклад в создаваемую ценность условного банка

Активы

Пассивы

Сумма

Ставка %

Альтернативная рыночная ставка размещения

Процентная маржа

Сумма

Ставка %

Альтернативная рыночная ставка привлечения

Процентная маржа

100

4,30%

4%

0,30

100

2,30%

4%

1,7

Процентная маржа банка:

2

Как видно из таблицы, банк формирует свою прибыль за счет чистой процентной маржи. На первый взгляд, данную маржу банк создает посредством активной операции – кредитования. Однако такой вывод может не соответствовать действительности, так как операция кредитования, вследствие высокой альтернативной стоимости для ее проведения, может быть убыточной и не привести к созданию ценности. В то время как положительное значение чистой процентной маржи все же удастся реализовать за счет эффективности операции привлечения.

Трансформация рисков и сроков

В примере с условным банком видно следующее. В результате сопоставления альтернативных доходностей привлечения и размещения средств с проводимыми операциями банка, наиболее существенный вклад в формирование прибыли банка внесла операция, связанная с привлечением депозита.

Данный пример наглядно показывает, что банки могут создавать ценность за счет разницы между фактической ставкой, под которую способны привлекать средства и альтернативной рыночной ставкой привлечения ресурсов на тот же срок и стой же степенью риска, сложившейся на рынке. Этим они отличаются от других финансовых посредников, которые могут создавать ценность только на стороне активов.

Однако способность банков создавать ценность для своих акционеров не ограничивается способностью ее создания только на стороне обязательств. Кроме этого они способны создавать ценность за счет трансформации рисков. Обязательства в виде сбережений клиентов трансформируются в кредиты. При этом происходит трансформация сравнительно безрисковых обязательств в рисковые активы. Банки сознательно производят подобную трансформацию и берут на себя риски, связанные с возможными убытками в надежде получить прибыль.

Помимо трансформации рисков, банки осуществляют трансформацию сроков. Это означает, что сроки погашения активов отличаются от сроков погашения обязательств. Стимулом к осуществлению подобной трансформации является возможность получения прибыли, которая возникает вследствие различий между долгосрочными и краткосрочными ставками рыночной доходности.

Как правило, краткосрочные ставки доходности отличаются от долгосрочных. В случае нормальной кривой доходности это приводит к тому, что банки при финансировании долгосрочных активов за счет краткосрочных обязательств могут получать дополнительную прибыль. И хотя подобная прибыль во многом будет зависеть от изменения процентных ставок в последующие периоды, тем не менее, она отражает то, каким образом банки способны наращивать капитал для собственников.

Финансирование и риски в деятельности банков

Проведенный выше анализ функций банков позволяет выделить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при построении моделей измерения ценности для коммерческих банков. Как мы выяснили, наиболее значимым элементом деятельности коммерческих банков является финансирование.

Финансирование – важный элемент цепочки создания ценности. Долг – это сырье для банка, как сталь для литейной компании, из которого они создают свои финансовые продукты и которые могут впоследствии быть проданы по более высокой цене и принести прибыль [4, c. 504].

Финансовая функция предназначена не только для того, чтобы рефинансировать фонды, предоставленные клиентам в качестве кредитов, но также представляет собой источник дохода для банков. В результате чего банки создают ценность как на стороне активов, так и на стороне пассивов. Данная характерная особенность банков влияет и на используемые модели оценки, и для банков будут корректны лишь те из них, которые могут учитывать данную особенность.

Следующая особенность банков связана с рисками. Риски, принимаемые банками, играют ключевую роль в их бизнесе. В отличие от других отраслей, где риски возникают как негативный эффект от деятельности, основной деятельностью для банков является принятие, оценивание, структурирование рыночных рисков и управление ими.

Как было показано выше, банки осуществляют трансформацию рисков и сроков погашения. Они сознательно несут процентные и кредитные риски в надежде заработать часть дохода посредством финансирования за счет несовпадения требований и обязательств по срокам, а также за счет управления кредитными рисками.

Риски, принимаемые банками, и зависимость рисков от внешних факторов, приводят к сильной изменчивости прибыли коммерческих банков. Это в свою очередь, также осложняет оценку их будущей деятельности, требуя глубокого анализа макроэкономических параметров при построении моделей для банков.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241