Энергосберегающие и альтернативные автомобили в автопроме Китая

Ли С., Карпусь Н.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ли С., Карпусь Н.П. Энергосберегающие и альтернативные автомобили в автопроме Китая // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 132-136.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость энергосбережения и раскрывается сущность стратегии модернизации автомобильной промышленности в Китае, в основе которой – организация разработки и производства энергосберегающих автомобилей и автомобилей на альтернативных видах топлива. Рассмотрены направления и тактические меры государственной поддержки предприятий, реализующих эту стратегию.

Ключевые слова: энергосбережение, автомобильная промышленность, загрязнение окружающей среды, экологическая безопасность, энергосберегающие автомобили, автомобили на альтернативных видах топлива, стратегия модернизации отрасли

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Нехватка природных ресурсов, загрязнение природной среды и потепление климата бросают вызов автомобильной и энергетической промышленности всего мира. Правительства и деловые круги разных государств выдвигают свои стратегии для борьбы с этими факторами. Каждая страна, исходя из имеющихся у нее энергетических ресурсов, природных богатств и степени развития промышленности, разрабатывает стратегию с определенными особенностями, и Китай здесь не исключение.

В последние годы автомобильная промышленность Китая развивалась высокими темпами. Ее удельный вес в экономике страны неуклонно возрастает, по объему производства и продаж автомобилей КНР занимает первое место в мире. По прогнозам, к 2020 году количество автомобилей в Китае достигнет 200 млн штук, что в 3 раза превышает сегодняшний показатель [1].

Следовательно, без радикальных мер по энергосбережению, расход автомобильного топлива также в 3 раза превысит сегодняшний уровень и составит 400 млн тонн. Это приведет к огромной нагрузке на поставщиков нефти, еще большему обострению проблем в сфере энергетической безопасности и экологии [2]. Поэтому вопрос модернизации отрасли и ее перехода на производство автомобилей с новыми видами топлива в Китае стоит острее, чем в других странах. Автомобильной промышленности КНР предстоит решить сложнейшую стратегическую задачу создания более экономичных и выбрасывающих меньше выхлопных газов традиционных автомобилей, а также налаживания промышленного производства автомобилей на новых видах топлива.

Необходимость модернизации китайского автопрома

Современная технология автомобилей на аккумуляторах еще является дорогостоящей и требует существенной доработки в течение длительного времени. Поэтому традиционные автомобили будут по-прежнему занимать ведущие позиции в обозримом будущем.

В этой связи модернизация китайского автомобилестроения, освоение технологий экономии автомобильного топлива и массовое производство экономичных автомобилей является важным требованием на пути к преодолению зависимости от нефтяных ресурсов. Все страны – ведущие мировые производители автомобилей – поощряют развитие таких технологий мерами экономического и юридического характера, увеличивают расходы на научно-исследовательскую деятельность и стремятся к скорейшему их внедрению [3].

Применение энергосберегающих технологий в традиционных автомобилях в Китае постоянно расширяется благодаря введению более строгих ограничений по выхлопным газам и мерам поощрения для пользователей малолитражных автомобилей. Автомобили проектируются более легкими и совершенными, что способствует существенному уменьшению среднего расхода топлива. Однако, по сравнению с лучшими мировыми достижениями, уровень расхода топлива китайских автомобилей по-прежнему высок, еще не освоены многие ключевые технологии энергосбережения и структура автомобильного производства подлежит дальнейшей оптимизации.

Что касается автомобилей на альтернативных видах топлива, то в КНР уже созданы основы дальнейших научно-технических разработок и их промышленного производства. За последние 10 лет Китай достиг большого прогресса в области самостоятельной разработки и пробной эксплуатации аккумуляторов, электромоторов, управляющей электроники и других ключевых технологий. На рынке начали появляться небольшие партии чисто электрических автомобилей и автомобилей на смешанных видах энергии, постоянно растет технический уровень изготовления аккумуляторов.

В настоящее время в Китае складывается система стандартов для автомобилей на альтернативном топливе. Причем, из опубликованных в стране 42 стандартов к автомобилям на альтернативном топливе, 23 разработаны китайскими специалистами самостоятельно [4]. В частности, Китай обладает возможностями по тестированию и сертификации силовых аккумуляторов, электромоторов и другой продукции.

Тем не менее, технология по производству ключевых запчастей для альтернативных автомобилей требует дальнейшего совершенствования. Перевод производства на промышленные рельсы и ориентация на внешний рынок столкнутся с проблемами высокой себестоимости, неразвитой инфраструктуры и пр.

Основные аспекты разработки стратегии развития отрасли

При реализации стратегии развитии энергосберегающих и альтернативных автомобилей необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

Во-первых, необходимо соблюдать правильный баланс между развитием энергосберегающих автомобилей и альтернативных автомобилей. Развитие альтернативных автомобилей неотделимо от технологий традиционного автомобилестроения. Исключительно важным является развитие как энергосберегающих, так и альтернативных автомобилей, и нельзя развивать одно в ущерб другому.

Во-вторых, необходимо соблюдать баланс между собственными разработками и сотрудничеством с другими странами. В настоящее время структура автомобильной отрасли Китая многообразна: в ней представлены местные компании, совместные предприятия и транснациональные корпорации. Необходимо использовать мировые ресурсы технических новинок; посредством различных форм совместной деятельности способствовать международному техническому обмену и сотрудничеству. Однако, при стимулировании развития энергосберегающих и альтернативных автомобилей, в конечном счете, необходимо опираться на собственные изобретения и технический прогресс.

В-третьих, необходимо соблюдать баланс между государственной поддержкой и влиянием рынка. Причем, на различных этапах развития производства энергосберегающих и альтернативных автомобилей необходимо применять различную стратегию. На этапе зарождения и становления имеет смысл проводить политику его протекционизма, поддержки путем снижения налогов и других мер поощрения разработки новых моделей, их производства и продвижения на рынки.

Позже будет достаточно применять только различные налоговые льготы, чтобы рынок мог оказывать свое стимулирующее влияние на отрасль и способствовать более широкому распространению энергосберегающих и альтернативных автомобилей. Поддержка государства играет важную роль, однако достижение долговременного успеха в большей степени будет зависеть от самих автомобильных компаний. Они должны достичь глобальной конкурентоспособности, разрабатывая новые модели и технологии, создавая альянсы с местными поставщиками комплектующих в составе автомобильных кластеров.

В-четвертых, необходимо поддерживать баланс между развитием этой новой отрасли и созданием дилерских и сервисных сетей, необходимых для широкого распространения и эффективной эксплуатации ее продукции. Автомобильным компаниям, при поддержке государства, целесообразно финансировать создание необходимой инфраструктуры, формирование особых экономических зон и парков поставщиков.

Стратегические цели развития отрасли

Что касается стратегических целей, то к 2020 году китайская технология производства энергосберегающих и альтернативных автомобилей, экономичность использования ими топлива и/или электроэнергии должны достигнуть мирового уровня. Крупнейшие китайские производители энергосберегающих и альтернативных автомобилей и ключевых запчастей к ним должны быть способными конкурировать на мировом рынке. Приоритетной задачей является существенное увеличение производства и продаж автомобилей, работающих на смешанных источниках энергии и исключительно на электричестве.

Ключевыми факторами успеха реализации стратегии являются разработка инновационных продуктов и кластерный подход к организации производства новых моделей автомобилей, обеспечивающий синергический эффект для его участников.

Для достижения этих целей предусматриваются меры по организации показов и демонстраций новых автомобилей, продвижению на их внутреннем и внешнем рынках, а также созданию развитой инфраструктуры: сети по послепродажному обслуживанию, строительству электрозаправок и предприятий по переработке аккумуляторов. Предполагается при помощи налоговых мер поощрять покупку и использование энергосберегающих и альтернативных автомобилей, гарантировать законные права потребителей, а также разработать систему поощрений и штрафов для граждан страны с целью экономии потребления автомобильного топлива [5].

Ускорение формирования и развития новой отрасли по производству энергосберегающих автомобилей и автомобилей на новых источниках энергии является остро стоящей перед Китаем стратегической задачей по решению вопроса с энергоресурсами, экологией и дальнейшим развитием автомобильной отрасли. Но это еще и стратегическая мера по использованию новых возможностей для сокращения отставания от ведущих мировых держав.


Источники:

1. Международная организация производителей автомобилей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.oica.net.
2. Официальный информационный сайт автомобильной отрасли Китая. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.autoinfo.gov.cn.
3. Экономическая информация Правительства КНР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cei.gov.cn.
4. Китайский автомобильный портал (коммерческая информация). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.chinacars.com.
5. Новости автомобилестроения Китая. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.autonewschina.com.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 18:36:24