Объекты синергии при интеграции предприятий ЛПК

Сергеев Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сергеев Н.А. Объекты синергии при интеграции предприятий ЛПК // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 110-114.

Аннотация:
В статье рассматривается проблема оценки эффективности проектов интеграции предприятий лесопромышленного комплекса России. Предлагается оценивать результативность таких слияний на основе синергетического прироста стоимости компаний, возникающего при объединении предприятий. Определены и описаны объекты синергии, ранжированные по степени влияния на стоимость объединенного бизнеса.

Ключевые слова: интеграция, лесопромышленный комплекс, лесосырье, синергия, лесопромышленный бизнес, продуктовая диверсификация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время вопрос повышения эффективности работы ЛПК России имеет особую актуальность. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность России, имея огромный потенциал, генерирует сравнительно низкий уровень дохода и далеко отстает от ведущих лесоэкспортеров мира. В 2009 году объем экспортной выручки от продажи древесины и целлюлозно-бумажных изделий в нашей стране составил 8,4 млрд долл. США [4]. По этому показателю такие страны как Канада, США, Финляндия и Швеция опережают нас в разы (лесопокрытая площадь Финляндии меньше, по сравнению с Российской в 31 раз, в Швеции − в 38 раз) [2]. Таким образом, необходимость кардинальных преобразований сектора очевидна.

Необходимость укрупнения лесопромышленного бизнеса

Наиболее результативной схемой реформирования комплекса, на наш взгляд, является укрупнение лесопромышленного бизнеса. Горизонтальная и вертикальная интеграция предприятий ЛПК является действенным способом разрешения текущих проблем лесной отрасли. Специфика ведения лесопромышленного бизнеса определяет необходимость создания крупных предприятий сектора, обладающих достаточными ресурсами для решения проблем долгосрочной обеспеченности сырьем, технической модернизации, создания необходимой транспортной и производственной инфраструктуры, диверсификации продуктовой и сбытовой программ и т.д.

Такого рода реструктуризация, основанная на внешних источниках развития, требует разработки адекватной системы оценки эффективности проектов интеграции лесопромышленных компаний на предварительном этапе. Основой данной системы может служить величина синергетического прироста стоимости, возникающего при объединении предприятий.

Говоря в этом случае о возможной синергии, следует, в первую очередь, выделить объекты синергетики с учетом особенностей функционирования ЛПК России.

Объекты синергии, ранжированные, по нашему мнению, по убыванию степени потенциального влияния на прирост стоимости объединенного лесопромышленного бизнеса, представлены в табл. (см. на с. 111).

Таблица

Объекты синергии при интеграции предприятий ЛПК

Материально-техническое снабжение
Обеспеченность сырьем, объем лесосырьевой базы, консолидированное снабжение
Инфраструктура
Наличие лесовозных трасс, арендованных или собственных железнодорожных тупиков, удаленность от них сырьевых и производственных центров предприятия
Финансы
Сравнительная доступность внешнего финансирования, объединение внутренних финансовых потоков, способность преодоления сезонного и климатического разрывов, функционирование в условиях длинного финансово-производственного цикла
Рынок и система сбыта
Наличие отлаженной системы сбыта, надежные контрагенты, гарантии оплаты
Продукты
Диверсификация продуктовой линейки, более полное и эффективное использование сырья

Значимы факторы: сырье, инфраструктура и финансы

Наиболее важным с точки зрения успешности функционирования предприятия ЛПК является его обеспеченность сырьем. Стабильное сырьевое снабжение определяет стратегический потенциал компании. Предприятия, имеющие в запасе значительные сырьевые мощности, имеют сильные позиции, как со стороны потенциальных покупателей, так и со стороны внешних инвесторов и банков. Наличие собственной лесосырьевой базы компании создает необходимую основу для дальнейшего развития предприятия. Таким образом, при интеграции предприятий ЛПК данный элемент будет играть наибольшую важность. И, в конечном счете, наличие лесосырья определит синергетическое увеличение стоимости объединенного бизнеса.

Значимым также является уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры компании. Освоение качественных объемных лесосырьевых баз в условиях их удаленности от центров переработки предприятия может быть лишено всякого экономического смысла, ведь затраты по доставке сырья могут превысить критическое значение и в разы увеличить себестоимость продукции.

Обеспеченность достаточным запасом финансовых ресурсов для предприятий ЛПК имеет особую важность. Учитывая высокую климатическую и сезонную зависимость этого бизнеса, компаниям лесной отрасли требуются «длинные» деньги, с помощью которых финансируется деятельность предприятия в течение года. Действительно, заготовка и, соответственно, обеспечение компании сырьем ведется в сжатые сроки в течение двух сезонов в году. Техническое оснащение, заблаговременная оплата аренды лесных участков, подготовка лесовозных трасс – это те затраты, которые несутся предприятием до момента фактического получения готового к переработке сырья и тем более намного раньше момента получения дохода от продажи конечного продукта.

Каналы сбыта и продуктовая диверсификация

Объединение предприятий неизбежно приводит к объединению сбытовых каналов. В данном случае синергетический прирост достигается за счет возникновения более широкого круга контрагентов и возможности реализации более жесткой политики реализации. Имея возможность вариации сбытовых контактов, предприятие в меньшей степени зависит от ценовых манипуляций, внутренних или конъюнктурных колебаний отдельных покупателей.

Также интеграция и, соответственно, укрупнение лесопромышленного бизнеса делает предприятие более заметным игроком на рынке. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых внешних сбытовых предложений помимо существовавших ранее. То есть, кроме сложения баз потенциальных покупателей предприятий, происходит создание дополнительных сбытовых возможностей.

Укрупнение бизнеса в ЛПК позволяет приблизиться к наиболее оптимальной цепочке переработки древесины. Этапы передела в этом случае могут выглядеть следующим образом: круглые лесоматериалы, погонажные изделия, ДВП, ДСП, древесные пеллеты, картон, бумага. Данная структура позволяет наиболее эффективно использовать сырьевой потенциал предприятия. Так, наиболее качественные круглые лесоматериалы могут идти на производство пиломатериалов, которые также с учетом сортировки могут быть переработаны в погонажные изделия. Опилки, вырабатываемые в процессе распиловки древесины и дальнейшей строжки, могут быть использованы как для производства древесных гранул, так и для отопления систем сушильных камер. В свою очередь, древесина более низкой сортности может идти на производство ДВП, ДСП, картона и бумаги.

При невысокой средней стоимости входящего сырья (как при сплошной его закупке, так и при собственной заготовке) продуктовая диверсификация определяет мультипликативное увеличение добавленной стоимости конечного продукта, в том числе за счет доли качественного сырья.

Заключение

Таким образом, были определены основные объекты синергии, возникающей при интеграции предприятий лесопромышленного комплекса России. Эта информация является базой для построения модели оценки эффективности объединения предприятий ЛПК. В частности, на основании полученных выводов может быть разработана система инструментов оценки величины синергетического эффекта для каждого объекта синергии.


Источники:

1. Russian Forestry Review 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russianforestryreview.com/files/docs/RFR_3.pdf.
2. Соблюдение государственных интересов Российской Федерации при поставке круглого леса на экспорт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2001/bulletin/schpal5412001bull5-11.htm.
3. Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 816 с.
4. Российский статистический ежегодник, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/25-08.htm.
5. Эванс Фрэнк Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 741 с.
6. Mark L. Sirower, The Synergy Trap: How Companies Lose the Acquisition Game (New-York: The Free Press, 2000). – 304 p.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 17:51:01