Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2011

Концептуальные основы стратегического управления предпринимательскими структурами в условиях турбулентности

Хлыстова Ольга Васильевна, Зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», к.э.н., доцент, Россия

Conceptual Framework for Strategic Management of Business Structures in Turbulence - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 60

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности современных коммерческих структур, которые должны учитываться при модели формировании стратегического управления. В качестве важных выделены такие факторы, как социально-ответственный бизнес, норма возврата инвестиций, компетентностный подход.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Хлыстова О.В. Концептуальные основы стратегического управления предпринимательскими структурами в условиях турбулентности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 34-38.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Значимость разработки модели стратегического управления в условиях турбулентности обусловлена изменением приоритетов общества, нуждающегося не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни.

Требования к современным бизнес-структурам

Отличительной особенностью стратегического управления в современных условиях является тот факт, что бизнес-структура должна выполнять следующие обязательства:

1) воздерживаться от деятельности, нарушающей экологическое равновесие, загрязнение окружающей среды, что особенно актуально для предпринимательских структур, использующих природные ресурсы;

2) учитывать проблемы социальной справедливости и ответственности перед обществом и работниками предпринимательской структуры;

3) быть социально ответственным бизнесом, отвечающим за позитивные изменения в обществе, что не характерно для отечественного бизнеса;

4) способствовать формированию сети отношений бизнеса с заинтересованными сторонами, круг которых резко возрастает в условиях неопределе нности;

5) проводить анализ экономической и политической власти, прав и требований заинтересованных сторон;

6) устанавливать внешние связи с заинтересованными сторонами, способствующими снижению неопределе нности и формированию доверительных отношений.

Перечисленные выше обязательства нуждаются в значительных затратах и, как правило, не окупаются в ближайшей перспективе, что, на первый взгляд, свидетельствует о нерентабельности подобных инвестиций. Тем не менее, современные коммерческие структуры при выработке своей стратегии должны учитывать эти издержки и включать их в стратегии развития и управления.

Неопределенность внешней среды приводит к формированию новых видов организационных структур бизнеса, которые по своим формам, вариантам принимаемых решений отличаются от традиционных структур, действующих в современных условиях.

Турбулентность

На наш взгляд, предпринимательская структура получает направление своего развития не только и не столько под воздействием внутренней управляющей системы, но в большей степени под влиянием внешней среды, которую в условиях финансового кризиса целесообразнее назвать турбосредой. Данная среда превращает линейный процесс в турбулентный, протекающий с множеством вероятностных траекторий развития.

К основным признакам турбулентности можно отнести:

1) увеличение скорости материальных, финансовых и информационных потоков. Скорость указанных потоков особенно наглядно проявляется в современных условиях работы организации, когда нарушается заведенных в предпринимательской структуре порядок технологии производства, оформления сделок, документооборота, поставок продукции и ее реализации;

2) интенсивность движения элементов экономической системы, что проявляется в постоянном пересмотре условий сделок, отклонении производственных и финансовых процессов от заданных параметров, острая нехватка или избыток ресурсов;

3) давление внешней институциональной среды, особенно налоговых органов в части порядка исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов в бюджетную систему, а также ужесточение политических, юридических, экологических, социальных и других ограничений;

4) концентрация управленческих воздействий для выделения нестандартных явлений и процессов ранее не влияющих на работу предпринимательской структуры.

Отличительные особенности традиционных и предпринимательских структур, сгруппированные в соответствии с критериями или факторами успеха, проанализированы в табл. (см. на с. 36).

Таблица

Отличительные особенности коммерческих структур

Критерии успеха

Структура

традиционная [1]

предпринимательская

1. Цена продукта

Высокая

Средняя (низкая)

2. Потребительский спрос

Высокий

Средний (низкий)

3. Мобильность структуры

Средняя

Высокая

4. Стратегический анализ

Внутренний

Внешний

5. Стратегическое мышление (предвидение)

Нацеленность на рынок

Нацеленность на неопределе нность

6. Инновации (технологии)

Ставка на маркетинг

Ставка на новые технологии

7. Экологическое лидерство

Не учитывается

Является основой принятия стратегических решений

8. Коммуникации

Действуют между партнерами

Действуют между партнерами, государством и обществом

9. Нефинансовые показатели

Не учитываются или мало учитываются

Приобретают приоритетное значение

10. Масштаб конкуренции

Местный или региональный

Национальный и глобальный

11. Степень дифференциации продуктов

Низкая (средняя)

Высокая

12. Степень вертикальной интеграции

Высокая

Средняя или низкая

13. Ответственность правительства (государственное вмешательство/сотрудничество)

Низкое вмешательство/

сотрудничество

Высокое вмешательство/

сотрудничество

14. Социальная ответственность бизнеса

Нет

Да

15. Опора на исторический (прошлый) опыт

Да

Нет

16. Сложность рынка

Средняя

Высокая

17. Измеритель успешности бизнеса

Прибыль

Норма возврата инвестиций

18. Типы принимаемых решений (расположенные по приоритетности)

Оперативные, организационные

Стратегические, организационные, оперативные

Системы предпринимательского типа

На наш взгляд, гораздо более интересными являются экономические системы предпринимательского типа. Предпринимательство и предпринимательская деятельность прочно вошли в российскую национальную экономику и нормативную базу, которая регламентирует предпринимательство в России. Однако четкое определение, классификация и отличительные особенности предпринимательства и предпринимательских структур в нормативно-законодательных документах отсутствуют, что и обосновывает актуальность данной проблемы.

При управлении системами предпринимательского типа прогнозируемая степень изменений, нарушений в деятельности и перераспределение функций делают неизбежным переосмысление и переформулирование целей, к которым стремится структура. В этом случае меняются приоритеты целей, связанные с получением прибыли и добавляются социальные цели, которые придают больше гибкости всей производственно-экономической системе.

Основными целями развития и роста систем предпринимательского типа [2] являются:

1) привлечение дополнительных инвестиций;

2) внедрение прогрессивных техник и технологий;

3) диверсификация рынков и обновление ассортимента продукции;

4) совершенствование форм и методов управления.

Государственное регулирование

На наш взгляд, в условиях действующего кризиса государственное регулирование должно присутствовать, но оно должно быть деликатным и осторожным, а также отвечать следующим требованиям:

1) государственное регулирование должно быть в резонансе с происходящими изменениями, т.к. система не может перескочить через естественные фазы развития, но может сделать переход менее болезненным;

2) регулирование должно осуществляться в соответствии с происходящими процессами. Процессы, которые регулирующие органы не учли, впоследствии могут выйти из-под контроля и вызвать необратимые изменения в системе управления;

3) регулирующая система должна наладить обратные связи с экономикой, в противном случае государственное регулирование будет генерировать разрушительные для производственно-экономических систем флуктуации;

4) государство должно опираться на производственно-экономические системы, обеспечивающие переход на новый уровень развития и управления.

Именно в точках бифуркации воздействие на управление производственно-экономических систем может быть наиболее эффективным.

На наш взгляд, в условиях развивающегося кризиса и неопределенности необходимо государственное регулирование через стимулирование производителей, которое может быть представлено, как финансирование приобретений новой техники и технологий, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов, повышение квалификации кадров.

Однако государственное регулирование может только создать благоприятный финансовый или налоговый климат, повышение эффективности управления является проблемой самой производственно-экономической системы.

Актуальные вопросы

Концепция стратегического управления в условиях неопределенности или турбулентности внешней среды предполагает, что предпринимательскую структуру следует рассматривать как институциональную, позволяющую сформировать наиболее оптимальную философию роста и направленную на формирование триады современного управления, учитывающей интересы бизнеса, государства и общества. В ходе построении новой предпринимательской структуры менеджменту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Где границы между государственной, коллективной и частной собственностью?

2. Каким должен быть механизм создания и распределения добавленной стоимости?

3. Как наиболее эффективно сочетать выделенные бизнес-процессы для предотвращения банкротства?

4. Как создать будущее бизнеса без лишних затрат и при недостатке или ограниченности совокупных ресурсов?

5. Как предусмотреть в новом механизме управления инструменты самоорганизации, важнейшего признака современной предпринимательской системы в условиях турбулентности?

Таким образом, в основу концепции стратегического управления должна быть положена типология коммерческих структур в зависимости от уровня неопределенности внешней среды, который возрастает по мере изменения внешнего окружения и состава заинтересованных сторон.



[1] Автор не поясняет, что он понимает под предпринимательской структурой в отличие от традиционной. По сути, та и другая являются предпринимательскими. Вероятно, речь идет о бизнес-структурах, отвечающих современным требованиям, перечисленным автором в начале статьи. – Прим. ред.

[2] Любая бизнес-структура является одновременно и предпринимательской. По сути, это слова-синонимы. Однако в данном контексте автор вкладывает определенный, собственный смысл в понятие «система предпринимательского типа», и таким образом, проблема переходит в разряд терминологической. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 1999. – 416 с.
2. Акофф Р.Л., Магидсон Дж., Эдисон Г. Дж. Идеализированное проектирование. Создание будущего организации / Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 320 с.
3. Белопольский Н.Г. Основы производственно-хозяйственной энвироники. М.: Экономика, 1990. – 188 с.
4. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Под общ. ред. Н.Я. Петракова, В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 384 с.