Концепция создания комплексной системы управления развитием энергогенерирующих мощностей регионов России

Глотов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Глотов В.И. Концепция создания комплексной системы управления развитием энергогенерирующих мощностей регионов России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 118-123.

Аннотация:
В статье предлагается оригинальная концепция создания комплексной системы управления развитием потенциала установленной мощности и состава источников генерации тепловой и электрической энергии для отдельно взятого региона России.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, факторы риска, методы анализа, генерация энергии, загрузка объекта генерации энергии, установленная мощность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из важных задач современной электроэнергетики является совершенствование комплексной системы управления развитием энергогенерирующих мощностей регионов России, которая должна учитывать многомерные особенности экономического развития региона, его промышленного и ресурсного потенциала, в том числе и потенциала демографического развития, природно-климатических условий для жизнедеятельности населения региона, а также географическое положение и возможности региона для ведения внешнеэкономической деятельности.

Для концепции комплексной системы управления развитием энергогенерирующих мощностей региона первоначально предстоит установить:

1) что представляет угрозу для гарантий качества и эффективности инвестиционного проекта нового строительства или реконструкции существующих региональных источников генерации энергии (далее проект) в целом,

2) какие опасные экономические, производственные, финансовые и иные факторы могут негативно влиять на выполнение договорных обязательств и соблюдение норм допустимых рисков при реализации проекта.

Факторы риска и организационно-технические мероприятия

В нашем случае все существенные факторы подразделяются на экономические, технологические, финансовые, психофизиологические. В свою очередь технологически опасные производственные факторы для реализации проекта подразделяются на такие качественные уровни этого фактора, как месторасположение производственной площадки для реализации проекта; неустойчивые природно-климатические условия в районе этой площадки, социально-экономические отношения в регионе, где реализуется проект, транспорт, энерговооруженность, и др.

Психофизиологически опасные факторы по характеру действия подразделяются на физические перегрузки (статические и динамические); нервно-психические перегрузки; адаптацию человека к опасности при использовании энергетической, в т.ч. ядерной техники, влекущую за собой нарушение технологической дисциплины и т.д.

Для предлагаемой концепции можно выделить четыре направления организационно-технических мероприятий для повышения качества проекта, которые можно считать основными:

1) мероприятия, призванные снизить долю брака на стадии разработки инвестиционной, договорной, конструкторско-технологической и иной необходимой документации;

2) мероприятия, призванные выявить слабые места в процессе реализации проекта;

3) мероприятия по изучению имитационных моделей качества проекта, расчетных и экспериментальных оценок влияния случайных факторов внешней среды;

4) мероприятия по техническому обслуживанию и управлению безопасными сроками службы оборудования и инженерных систем источников генерации энергии;

5) мероприятия, связанные с инспекционными проверками, сертификацией и декларацией безопасности источников генерации энергии.

Суть понятия качество проекта в предлагаемой концепции определяется, так называемым, циклом Деминга: «Plan − Do − Check − Act» − «планировать − делать − проверять − действовать».

Управление качеством проекта

Концепция управления качеством проекта должна быть руководящим методическим документом в форме стандарта, определяющим основные принципы и задачи управления качеством на всех стадиях производственного цикла для любого источника генерации энергии любой даже самой минимальной установленной мощности.

С позиций формирования, развития, прогнозирования поведения экономической системы источников генерации энергии генеральной задаче концепции, в нашем случае, является изучение региональных экономических систем ТЭК исключительно в качестве объектов управления постоянным улучшением потенциала установленной мощности генерации тепловой и электрической энергии. Это, в свою очередь, предполагает определение основных направлений деятельности в области информационного обслуживания проекта с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых субъектов федерации, также соответствующих отраслевых ведомств, крупных энергетических компаний, например ОАО «Газпром» и пр.

Качество информационного обслуживания проекта определяется наличием квалифицированного оперативного и административного персонала, сводом непротиворечивых нормативно-методических документов, набором совершенных информационных технологий и технических средств экспертизы, контроля, диагностики, управления служебными характеристиками и свойствами производственных технологических процессов для всех стадий реализации любого проекта по улучшению потенциала установленной мощности источника генерации энергии в регионе.

Фундаментом системы управления качеством проекта должен стать интегральный инженерный и финансовый анализ рисков производителя, поставщика и регионального потребителя энергии для разных вариантов информационного обслуживания и системный подход при планировании и реализации мероприятий всех вышеперечисленных направлений.

Основные принципы для системы управления качеством проекта

В числе основных принципов для системы управления качеством проекта должны быть следующие:

− концентрация ресурсов на приоритетных направлениях информационного обслуживания и вектора четырех выше названных групп мероприятий в рамках методологического алгоритма: «Планирование − подготовка − проверка − действие»;

− единство реализации выбранных стратегий реализации проекта и технологий производства энергии;

− интегрированное обеспечение информационного сопровождения на всех этапах жизненного цикла источника генерации энергии и/или их системы: проектирование − строительство − эксплуатация − ремонт (реконструкция) − вывод из эксплуатации − ликвидация последствий эксплуатации;

− постоянное совершенствование методов, средств и технологий информационного обслуживания проекта на основе достижений информатики, логистики, технологии, современных измерительных и информационных технологий, в частности, CALS-технологий [12,25,48,118,120];

− обоснование минимальной достаточности мониторинга, учета и контроля документооборота всех видов документации, необходимой для обеспечения требуемой надежности проекта и приемлемого риска эксплуатации экономической системы региональных источников генерации энергии;

− широкое применение системы обеспечения качества и культуры безопасности, в том числе, при аттестации методик и программных продуктов, при сертификации средств производства, метрологических поверок и др.;

− стимулирование к внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий и мероприятий;

− другие принципы, указанные в стандартах качества ИСО.

Основные задачи

Основными задачами реализации концепции и системы управления качеством проекта в части экономического, нормативного и методологического сопровождения процессов в нашем случае являются:

− неоинституциональные мероприятия, углубленные в экономическую проблематику и направленные на выравнивание цен на продукцию и услуги региональных источников генерации энергии информационных технологий, на средства для обслуживания производственных процессов в условиях регионов России;

− оптимизация затрат на информационное, метрологическое и диагностическое обслуживание диагностических мероприятий для мониторинга качества гарантий безопасности и надежности ЭБ регионов с учетом реальных потребностей и ресурсов внутреннего рынка ТЭР на производство изделий для энергетической техники;

− насыщение спроса и интервенция экономически обоснованных цен на энергию и на возможность применения потребителем альтернативных видов получения энергии или страхования рисков в рамках общей политики качества, принятой интегрированным подрядчиком проекта;

− научное обоснование стратегий и величины платежей при обязательном страхование ответственности и рисков проектов на базе количественных показателей рисков, определенных в зависимости от выбранного варианта реализации конкретного проекта;

− адресная консолидация финансовых и других ресурсов, координация выделяемых средств, направленных на решение стратегических задач информационного обеспечения контроля качества проекта и соответствия техническим требованиям заказчика;

− создание специальной библиотеки руководящих документов, технической и другой литературы, разработка специальных учебных курсов для подготовки и повышения квалификации оперативного и административного персонала, выполняющего работы в сфере качества проекта;

− другие технические и организационные задачи.

Качество проекта определяет мера добротности работы, которая может быть разложена на индикаторные категории «хорошо — плохо». С позиций, ориентированных на конечный результат, качество – это результат процесса оценки потребителем с точки зрения соотношения «цена − польза − риск». Поэтому правильное понимание качества в рамках предлагаемой концепции с разноплановым расширением термина «качество». В частности качество продукции и предоставления услуг в нашем случае может быть дополнено понятиями: качество процесса; качество экономических управленческих решений, условий труда и безопасности; качество работ по охране окружающей среды; качество безопасности для партнеров по контракту; качество безопасности для потребителя готовой продукции и т.п.

Введение в число действующих интегрированных способов экономического управления процессами в региональной системе источников генерации энергии означает новый шаг в область управления ЭБ региона и промышленной безопасности самих источников генерации энергии.


Источники:

1. King P.F., Collmeyer A.J. Data base sharing. An efficient mechanism for concurrent processes // Proc AFIPS National Comp. Conf., N.Y. AFIPS Press. − Montvale N.J., 1973.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. − № 537.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:50